Воспитание и обучение в Древней Индии

История Древней Индии распадается на две главные эпо­хи: дравидско-арийскую и буддийскую, рубежом между кото­рыми является VI в. н. э.

Цивилизация дравидских племен - коренного населения Индийского полуострова до первой половины 2-го тысячелетия до н. э. - соответствовала культурному уровню первых го­сударств Двуречья. Воспитание и обучение носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была первостепенной. Школьное образование в долине Инда скорее всего по­явилось в доарийский период в городах Хараппской культу­ры (3-2-е тысячелетия до н. э.), имевших довольно тесные связи с государствами Месопотамии. История сохранила об этой культуре мало сведений. Несколько сотен печатей с над­писями на своеобразном письме, глиняные чернильницы для письма - вот, пожалуй, и все вещественные памят­ники образования тех времен. Фактически древнейшими документами об образования в Индии являются ведийские упанишады - священные наставления, - относящиеся к VIII-VII вв. до н.э.

В течение 2-1-го тысячелетий до н. э. территория Индии осва­ивалась арийскими племенами. На базе отношений корен­ного населения с завоевателями ариями возник строй, позднее получивший название кастового. Население было поделено на четыре основные касты, или варны. Три высших касты составили потомки ариев: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вай­шьи (земледельцы-общинники, ремесленники, торговцы). Четвертой - низшей кастой - являлись шудра (наемные работ­ники, слуги, рабы). Наибольшими социальными привилеги­ями пользовались брахманы. Кшатрии - профессиональные воины - в мирное время содержались за счет государства. Вай­шьи относились к свободной трудовой части населения. Шудры не имели никаких прав, у них были одни лишь обязанности. Совершенно жалкое существование влачили потомки дравидов - так называемые парии.

Кастовый строй наложил специфический отпечаток на раз­витие воспитания и обучения в Древней Индии.

Другим не менее важным фактором генезиса воспитания и образования оказалась религиозная идеология: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую эпоху, буддизм и необрахма­низм в последующий период.

В дравидско-арийскую эпоху сложились достаточно устой­чивые представления о том, каким должно быть воспитание и обучение.

Эти представления основывались на идее, что каждый должен развивать свои нравственные, умственные и физи­ческие качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами считались интеллектуальные достоинства, у кшатриев - сила и мужество, у вайшьи - трудолюбие и терпение, у шудры - покорность.

Сформировался и взгляд на идеальное воспитание (претендо­вать на такое воспитание могли лишь высшие касты). Согласно этому взгляду человек рожден для насыщенной счастливой жизни. Воспитание предусматривало умственное развитие (яс­ность суждений и рассудочное поведение), духовность (способ­ность к самопознанию), физическое совершенство (закаливание, владение собственным телом), любовь к природе и прекрасно­му, самообладание и сдержанность. Наивысшим проявлением нравственного поведения считалось содействие общему благу.

Развернутые характеристики такого идеального воспитания мы находим в древних сказаниях и эпосе. Так, в сказании индоарийцев "Бхагавата пурана" дано подробное описание образцов воспитания божественного и мудрого Кришны. Эпи­ческий царь - воин и пастух - рос среди сверстников в сов­местных с ними играх и труде. Позже родители отдали его в учение мудрому брахману. Вместе с друзьями Кришна бо­лее двух месяцев усердно изучал веды и сделался знатоком всяческих разнообразных умений и искусств, и овладел люд­ской премудростью.

Носителем идеального воспитания служил также Рама - герой другого древнеиндийского эпоса - "Махабхараты". Вот каким был этот образец человеческого совершенства: "Никто не мог сравниться с царевичем в силе и отваге, и всех превзо­шел Рама и ученостью, и воспитанием, и мудрым разумени­ем. Исполненный добродетелей, он никогда не кичился и не выискивал пороков у других. Чистый душою, он был привет­лив и кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтите­лен со старшими. Постоянно в часы отдыха он упражнялся в воинском искусстве, он вел полезные беседы с умудренными возрастом, наукой и опытом мужами. Он знал веды, зако­ны и обычаи, был красноречив и рассудителен и никогда не уклонялся с пути долга".

Своеобразной священной и одновременно учебной книгой была также "Бхагавадгита" (1-е тысячелетие до н. э.). В ней предлагались образцы содержания и путей воспитания и обра­зования. "Бхагавадгита" написана в форме бесед мудрого учи­теля с учеником. В образе наставника предстает божественный Кришна, в образе ученика - царский сын Арджуна. Попадая в сложные жизненные обстоятельства, Арджуна ищет и нахо­дит у Кришны разъяснения для выхода из создавшегося положения, поднимаясь на новый, более высокий уровень позна­ния и поведения. Алгоритм приобретения знаний выглядит так: поначалу целостное изложение учителем новых знаний, затем дробный анализ; раскрытие отвлеченных понятий сопро­вождается рассмотрением конкретных примеров.

Суть обучения по "Бхагавадгите" состояла в следующем: Кришна ставил перед Арджуной различные цели, расширяя и углубляя их таким образом, чтобы побудить ученика к само­стоятельному поиску истины, научить верным приемам и мето­дам познания. Процесс обучения сравнивался со сражением, побеждая в котором Арджуна поднимался к совершенству.

К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии сложилась определенная традиция семейно-общественного воспитания. На первой ступени - в семье - систематическое обучение не пре­дусматривалось. Для трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые и ученики - упанаямы. Не прошедшие инициацию становились отверженными, их лишали права иметь супругами представителей своей кас­ты, получать дальнейшее образование. Так в индоарийском обществе контролировались результаты семейного воспитания и складывалось отношение к ученичеству как закономерному этапу в жизни человека.

Порядок упанаямы и содержание дальнейшего обучения для представителей высших каст не были одинаковыми. Так, для брахманов срок инициации приходился на 8-летний воз­раст, для кшатриев - на 11-летний, для вайшьев - на 12-летний. Программа образования брахманов была более полной. У кшатриев и вайшьев программа отличалась меньшей насыщенностью, но большей профессиональной направленностью. Кшатрии обучались военному искусству, вайшьи - сельско­хозяйственным работам и ремеслам. Длительность обучения обычно не превышала восьми лет. Но в исключительных случаях оно продлевалось еще на 3-4 года. Ученичество счита­лось отдельным важным периодом в жизни человека. Хотя формально все высшие касты имели право на полноценное (брахманское) образование, на практике вайшьи купцы и ремесленники в силу своей занятости обычно не пользовались этим правом. Военачальникам и царям (кшатриям) тоже было недосуг, поскольку свое свободное время они посвящали и развлечениям.

Фундаментальное образование, следовательно, получали брахманы.

Ученики именовались брахмачаринами, учителя - гуру (чтимый, достойный). Прямой обязанностью брахманов было учить и учиться, чтобы точно соблюдать светские и религиоз­ные нормы жизни. С помощью тайных наставлений - упани-шад брахман мог овладеть высшим знанием - брахмавидъя, постичь абсолютную истину и реальность - брахману. Брах­манское образование прежде всего носило религиозный харак­тер, включая однако грамматические и другие "подсобные науки": правила почитания, правила поведения, науку чисел, астрономию, науку о змеях, этимологию, логику и пр. Религи­озное обучение имело мистическую окраску, знания преподно­сились как откровение свыше. Срок брахманского обучения составлял 12 лет.

Программа обычного образования прежде всего включала в себя пересказы вед, обучение чтению и письму. Повышенное образование приобретали как правило немногие юноши. В его программу входили поэзия и литература, грамматика и фило­софия, математика и астрономия. Содержание повышенного об­разования было для того времени весьма сложным. Достаточно сказать, что в Древней Индии впервые были введены ноль и счет с помощью десяти знаков, которые в дальнейшем заимствова­ли арабы и европейцы.

Порядок обучения в доме учителя во многом строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи, и помимо приобретения образования, осваивал правила челове­ческого общежития. Специальных помещений для учебных за­нятий тогда не было. Обучение проходило на открытом воздухе. Местом обучения служил обычно дом учителя - гурукула.

Появились своеобразные семейные школы, где мужчины обучали молодежь, устно передавая знания. Ученики выслуши­вали, заучивали и анализировали ведические тексты — упани-шады. Обучение, следовательно, было словесно-звуковым. Это можно объяснить во-первых, тем, что в Древней Индии записи делали на пальмовых листьях, которые хранились очень не­долго. Во-вторых (что еще более существенно), устное слово считалось наиболее достоверным способом передачи знаний. Основная часть вед звучала на архаическом языке. Вот почему среди предметов образования на особом месте стояла граммати­ка - веда вед, а также фонетика и этимология.

Обязанности учеников сводились не только к изучению вед: им следовало помогать по дому, предаваться аскезе, т. е. по­ститься и усмирять плоть.

Учителя поначалу не получали вознаграждения. Подарки имели скорее символическую ценность. Основным способом компенсации за обучение была помощь учеников семье учи­теля по хозяйству.

Приобретавшие повышенное образование юноши либо про­должали посещать известного своими познаниями учителя - гуру, либо участвовали в спорах и собраниях ученых мужей.

Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы, где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики.

В середине 1-го тысячелетия н. э. в истории древнеиндий­ской цивилизации начинается новая эпоха. Существенные из­менения в экономической, духовной жизни, в сфере воспитания и обучения создали условия для зарождения новой религии - буддизма, который в свою очередь оказал воздействие на весь уклад жизни древней Индии.

У истоков буддийской традиции обучения стоит Будда, или Шакья-Муни (623-544 гг. до н. э.). С точки зрения его после­дователей, Будда (Просветленный) достиг высшего духовного совершенства. Он выступал против монополии брахманизма и за уравнивание каст в религиозной жизни и воспитании, про­поведовал непротивление злу и отказ от всех желаний (нирвана). По преданию, Будда начинал просветительскую деятельность в лесной школе близ города Бенареса. Вокруг него - отшельника-гуру собирались ученики, которым он про­поведовал свое учение.

Буддизм отверг принцип неравенства каст, обратился к отдельной личности и провозгласил равенство людей по рождению. В буддийские общины принимали представителей любой касты.

Согласно буддийскому учению, главной задачей воспи­тания является совершенствование души человека, кото­рую следует избавить от мирских страстей через процесс самопознания и самосовершенствования. В этом про­цессе различались три основные стадии: стадия предварительная, стадия сосредоточенности и стадия окончательно­го усвоения.

В буддийскую эпоху происходят изменения в учебной про­грамме. Главное внимание начали уделять обучению грам­матике санскрита, который с I в. н. э. становится ведущим языком в Северной Индии. К этому времени был создан древ­нейший индийский слоговой алфавит - брахми. К III в. н. э. в Индии было распространено несколько систем алфавитно-слогового письма, пришедшего на смену идеографическому письму. Использование алфавитно-слогового письма заметно повышало результативность образования.

Элементарное образование получали в религиозных школах вед и светских учебных заведениях. В школах вед обучение носило сословный характер, будучи адресовано представите­лям трех ведущих каст. В светских школах учеников набира­ли независимо от кастовой и религиозной принадлежности, а обучение носило более практический характер. В школах вед акцент делался на интеллектуальном образовании с эле­ментами религии.

В некоторых буддийских монастырях давали повышен­ное образование. В этом случае в программу обучения входи­ло изучение древних трактатов по философии, математике, медицине и пр.

В учебных заведениях наставник занимался с каждым уче­ником отдельно. Учителя получали денежное вознаграждение.

Во II-VI вв. происходит ренессанс индуизма. В этот период, получивший название "необрахманского", взгляды на воспи­тание претерпевают значительные изменения. Увеличивается число школ.

Воспитание рассматривается как способ помочь человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать ду­шевной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным, добиваться "плодов дела".

В школах при индуистских храмах, кроме санскрита, обу­чали чтению и письму на местных языках. Определились два типа учебных заведений: толь (начальная школа) и аграхар (учебное заведение более высокого уровня). Аграхары пред­ставляли собой своеобразные сообщества гуру и учеников. Программы аграхаров постепенно приближались к жизнен­ным потребностям. Доступ в толи и аграхары был расширен для представителей разных каст. С притоком кшатриев и осо­бенно вайшьи в аграхары увеличился объем преподава­ния географии, математики, языков, а также врачевания, вая­ния, живописи.

В ходе развития организованного воспитания и обуче­ния в Древней Индии сложились крупные центры образо­вания. Среди подобных центров получили известность, например, комплексы в Такшашиле (ныне г. Таксила в Па­кистане), Наланде (близ г. Бхуванешвара). В Такшашиле, процветавшем почти пятьсот лет (до V в. н. э.), жили из­вестные ученые и философы. Они преподавали медици­ну, искусство, астрономию, естествознание, коммерцию, обучали магии, заклинанию змей. Такшашила поддер­живала культурные связи с Китаем, Ближним и Средним Востоком.

Не менее широкую известность получила просветительская деятельность в Наланде, где в период расцвета (IV в. до н. э.) действовали школы при 13 буддийских монастырях с множе­ством учеников и учителей. Спектр изучаемых предметов был весьма богат: индуизм и буддизм, логика, веды, медицина, фи­лология, языкознание, право, астрономия и пр.

Таким образом, можно утверждать, что организованное вос­питание и обучение в Древней Индии прошло длительный путь развития.

Постепенно программа обучения приближалась к практи­ке жизни, становилась более доступной, расширялся соци­альный круг учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: