К условиям и режиму обучения школьников, устройству и размещению общебразовательных учреждений предъявляются строгие требования, содержащиеся в специальных санитарных правилах СП 2.4.2.782 – 99 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений».
Подготовку детей в школу осуществляет врач участковый педиатр детской поликлиники.
Комплексные углубленные медицинские осмотры с участием врачей-специалистов (отоларинголог, офтальмолог, невропатолог, стоматолог, хирург, ортопед, а по показаниям: фтизиатр, кардиоревматолог, эндокринолог, дерматовенеролог и т. д.) с целью максимального оздоровления выявленных больных ко времени поступления в школу проводятся согласно приказа Минздрава России от 21.12.2012г.. №1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них»: перед поступлением в школу и ежегодно (приложение).
|
|
Перед оформлением в школу врач-педиатр и другие врачи-специалисты снова осматривают детей, оценивают эффективность проведенного лечения, состояние ребенка и его функциональную готовность к школе.
Всем проверенным детям проводится антропометрия, клинический анализ крови, мочи, исследование уровня глюкозы в крови, анализ кала на яйца глистов.
Все данные диспансерного наблюдения за детьми, поступающими в школу, с подробным анамнезом, заключением о состоянии здоровья и рекомендациями по дальнейшему наблюдению за ребенком в условиях школы фиксируются в «Медицинской карте ребенка» (ф. 026/у), которая передается в школу к началу учебного года.
Всю лечебно-профилактическую работу с детьми в школах осуществляют, помимо медицинских сестер, врачи отделений организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях, детских поликлиник. Согласно приказа Приказ Минздрава России от 05.11.2013 N 822н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях (прилагается)
Медицинский работник школы обязан:
— своевременно организовывать и проводить медицинские осмотры школьников, давать заключение о состоянии здоровья каждого школьника (с учетом данных других врачей-специалистов), определять медицинскую группу для занятий физической культурой и назначать лечебно-оздоровительные мероприятия;
— проводить анализ результатов медицинского осмотра школьников, на основании которого разрабатывать план мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьников;
|
|
— осуществлять медицинский контроль за проведением физического воспитания в школе, а также за режимом учебной работы, трудовым обучением, организацией питания учащихся, за проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
— проводить работу по профессиональной ориентации школьников с учетом состояния здоровья;
— выявлять учащихся, нуждающихся в освобождении от переводных и выпускных экзаменов, и материалы на них передавать на рассмотрение соответствующих комиссий;
— проводить амбулаторный прием в школе и оказывать медицинскую помощь нуждающимся;
— проводить санитарно-просветительную работу среди персонала школы, родителей и учащихся;
— обеспечивать регулярное наблюдение за диспансерной группой больных и проводить их оздоровление, в том числе непосредственно в школе (приказ Минздрава России от 21.12.2012г.. №1348н «Об утверждении Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях»);
— докладывать заведующему отделением по подчиненности и доводить до сведения руководства школы результаты данных о состоянии здоровья учащихся, их заболеваемости и мероприятиях, направленных на укрепление здоровья школьников;
— проводить работу по профилактике травматизма, учету и анализу всех случаев травм.
Для детей, которым семья по тем или иным причинам не может обеспечивать правильное воспитание, создаются школы-интернаты (общего типа; для детей с недостатками умственного или физического развития; для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Кроме того, школы-интернаты создаются для углубленного изучения отдельных предметов (языковый, спортивный и т. д.). В школах-интернатах дети находятся на полном государственном обеспечении круглосуточно и лишь на воскресенье, праздничные дни, а также на каникулы по желанию возвращаются в семьи. Школы-интернаты требуют особого внимания со стороны детской поликлиники.
В школах-интернатах помимо обычных школьных помещений должны быть предусмотрены спальни из расчета 4 м2 на каждого воспитанника и игровые комнаты из расчета 0,8-1,5 м2 на 1 учащегося.
Разделы работы медицинских работников школ-интернатов общего типа и углубленного изучения отдельных предметов во многом совпадают с разделами работы медицинских работников обычных школ, а специализированных — с разделами работы медицинских работников детских домов.
3. Летняя оздоровительная работа с детьми школьного возраста
в учреждениях детского отдыха и оздоровления.
К устройству содержанию и организации работы оздоровительных лагерей предъявляются строгие требования, содержащиеся в специальных «санитарных правилах». Лечебно-профилактическая помощь детям в оздоровительных лагерях строится детской поликлиникой на контрактной основе. Для осуществления этой работы на территории лагеря выделяется специальная медицинская зона, в которую входят медпункт и соматический стационар (изолятор). Стационар устанавливается из расчета 1,5—3% от общего количества мест в оздоровительном лагере.
В организационно-подготовительный период медицинские работники:
— осуществляют предварительный осмотр и проверку готовности лагеря;
— за 7-10 дней до выезда детей участвуют в приемке лагеря отдыха;
— оборудуют медицинский кабинет и изолятор, оснащают их набором необходимых медикаментов, перевязочных материалов, медицинской документацией;
— уточняют списки отъезжающих детей;
— проверяют наличие на них необходимой медицинской документации.
Так, на каждого отъезжающего медицинским работником школы или врачом детской поликлиники выдается «Медицинская справка на школьника, отъезжающего в лагерь» (ф. 079/у). В ней отражаются сведения о профилактических прививках, перенесенных острых, наличие хронических заболеваний, указания об оздоровительных мероприятиях, показанных ребенку в лагере, наличие карантина по классу или школе.
|
|
В период работы лагеря отдыха медицинские работники обязаны в первые 3 дня:
— организовать связь с местными органами санэпиднадзора и здравоохранения;
— провести профилактический осмотр всех прибывших детей;
— взять на диспансерный учет всех детей, имеющих хронические заболевания;
— распределить детей по группам занятий физической культурой в течение всего рабочего периода;
— информировать начальника лагеря, вожатых, инструкторов о I состоянии здоровья детей, давать медицинские рекомендации;
— вести ежедневный амбулаторный прием, осуществлять изоляцию и госпитализацию больных, оказывать неотложную помощь, проводить наблюдение и лечение детей, находящихся в стационаре;
— осуществлять весь комплекс необходимых мероприятий при выявлении инфекционных заболеваний, информировать органы санэпиднадзора;
— контролировать соблюдение режима, занятия физической культурой, закаливание;
— участвовать в проведении туристских походов;
— осуществлять контроль за санитарным состоянием лагеря;
— проводить санитарно-просветительную работу;
— вести необходимую медицинскую документацию.
Результаты пребывания детей в лагерях отдыха отмечаются в «Медицинской обменной карте (справке)», которая возвращается школьнику для передачи в школу или подростковый кабинет.
С целью оздоровления больных детей с хроническими заболеваниями профсоюзными органами совместно с органами народного образования и здравоохранения на летний период создаются оздоровительные лагеря санаторного типа.
Общее руководство этими лагерями осуществляют органы здравоохранения и органы народного образования.
Лагеря санаторного типа организуют для детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, неспецифическими заболеваниями органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, легкими формами психоневрологических заболеваний, сахарным диабетом, ожирением, логоневрозом и т. д. Направляются в такие лагеря дети в возрасте от 7 до 15 лет, срок пребывания составляет 21 день.
|
|
В лагерь санаторного типа направляют по показаниям санаторно-отборочной комиссии, в которую входят: районный педиатр, заведующий поликлиническим отделением, участковый педиатр, старший врач санаторного лагеря, врач-специалист (по профилю).
Ребенок должен получить путевку, подробную выписку из «Истории развития ребенка», справку об отсутствии контактов.