Баллы | Двигательные реакции | Речевая реакция | Открывание глаз |
Произвольные (выполняет по команде) | - | - | |
Целенаправленное отталкивание раздражителя (защита на устранение боли) | Правильная речь | - | |
Нецеленаправленная защитная реакция (отдёргивание) | Спутанная речь, отдельные фразы | Произвольное | |
Патологическое сгибание верхних конечностей в ответ на болевой раздражитель | Бессмысленные слова на раздражение | В ответ на окрик | |
Топическое разгибание на болевой синдром | Нечленораздельные звуки | В ответ на боль | |
Отсутствуют | Отсутствуют | Отсутствуют |
Оценивают каждый из 3-х перечисленных признаков по шкале в баллах. Максимальное количество баллов 15 – оно соответствует ясному сознанию; 13-14 баллов – сомнолентность; 10-12 баллов – ступор; 7-9 баллов – сопор; 3-6 баллов – кома.
При общем осмотре важно обратить внимание на положение ребёнка в постели: активное, пассивное, свободное, вынужденное.
Активное положение – ребёнок может принять любую позу в постели, совершает активные движения.
|
|
Пассивное положение ребёнок не может изменить свою позу без посторонней помощи, активных движений нет. Ограничение двигательного режима по терапевтическим показаниям не является свидетельством пассивного положения больного.
Вынужденное положение – ребёнок принимает особую позу для облегчения своего состояния, (положение ортопноэ при сердечной недостаточности, положение сидя с упором на руки при приступе бронхиальной астмы и др.).
Даже при общем осмотре обращают внимание на цвет кожных покровов, характер дыхания, наличие отёков, физическое развитие, состояние питания, пропорции телосложения, осанку, походку, температуру тела и другие признаки. То есть, при общем осмотре можно выявить симптомы, указывающие на патологию отдельных органов и систем. Для удобства они изложены в «Схеме истории болезни» в начале описания каждой отдельной системы органов. Нередко один симптом может быть характерным для поражения разных систем (например, желтуха, отёки и др.). Тогда этот симптом кладётся в основу алгоритма диагностического поиска.
Кроме перечисленных признаков при общем осмотре следует обратить внимание на наличие мелких аномалий развития – стигм дисморфогенеза. Определяют суммарное количество стигм. Порогом стигматизации считается наличие у одного ребёнка 5-6 стигм. Такое количество может присутствовать у практически здоровых людей и отражает генетические особенности данной семьи (такие же стигмы находят у родителей ребёнка или родственников). Превышение порога стигматизации можно расценивать как имеющуюся вероятность пороков развития различных органов и систем или возможность наличия наследственной синдромальной патологии.
Задача врача состоит в том, чтобы увидеть эти аномалии и правильно их интерпретировать. Перечень наиболее часто встречающихся стигм приводится в приложении 1.