Предупреждение и исправление дефектов осанки

Предупреждение дефектов осанки основано на проведении двух основных групп мероприятий:

1) организации благоприятных для ребенка условий внешней среды — условий статической нагрузки, питания, режима дня, гигиенических условий;

2) улучшении физического развития ребенка путем широкого использования различных видов физических упражнений.

Большое влияние на развитие организма ребенка, его рост, состояние здоровья и формирование осанки оказывают условия окружающей среды. Начиная с младшего ясельного возраста необходимо следить за правильным развитием у ребенка статико-динамических функций: своевременно выкладывать на живот, воспитывать навыки ползания (весьма полезный способ укрепления мышц шеи и спины), стояния и ходьбы, сопоставляя сроки обучения с общим физическим развитием и двигательными возможностями.
В дошкольном возрасте большое значение приобретает выработка правильной осанки в положениях тела стоя и сидя. При этом важно своевременно устранить ряд порочных положений и поз, одна из которых обусловлена привычкой неправильно держаться (например, стоять на полусогнутой ноге, сидеть с наклоном туловища вперед и расслабленными мышцами спины), другая связана с нарушением правил школьной гигиены (например, несоответствием между высотой стула и стола). Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает неправильное положение во время сна. С гигиенической точки зрения спать следует на правом боку (но не «калачиком»), на полужесткой постели с небольшой подушкой под головой для сохранения правильного положения позвоночника. При искривлении позвоночника матрац (волосяной, травяной, ватный) надо класть на щит из досок или фанеры. Ухудшают осанку при слабой мускулатуре привычки читать лежа на боку, носить в одной и той же руке портфель, ведро с водой, сумки с продуктами и т. д. (детям до 5-го класса рекомендуется носить школьные принадлежности в ранце за спиной). Все эти неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их бурного роста — в 6—7 лет и в 12—15 лет, особенно на детей ослабленных, с плохо развитой мускулатурой.

Применяя общеразвивающие упражнения на уроках физической культуры, преподаватель должен помнить, что

— улучшению кровообращения в уставших мышцах, снижению напряжения в них и тем самым формированию правильной осанки способствует чередование силовых упражнений с упражнениями на расслабление (потряхивание, расслабленные махи конечностями, качания и т. п.);

— большое значение для улучшения осанки имеет тонкое восприятие ощущений положения тела и отдельных его частей, что достигается с помощью упражнений у вертикальной стенки, стоя перед зеркалом, в удерживании груза на голове (мешочка с песком и др.), в равновесии;

— чрезмерное увлечение наклонами назад («мостиками») и другими упражнениями на гибкость может привести к перерастяжению связок, а это, в свою очередь, к патологическим изменениям позвоночного столба (ученики младших классов вообще не нуждаются в специальных упражнениях на гибкость, так как позвоночник у них обладает достаточной подвижностью);

— большое значение для поддержания правильной осанки имеет степень развития брюшного пресса, поэтому необходимо укреплять мышцы живота;

— формирование правильной осанки невозможно без упражнений в равновесии и на координацию движений;

— в некоторых случаях отрицательно воздействуют на позвоночник физические упражнения, связанные с асимметричными движениями, в таких видах спорта, как фехтование, теннис, бокс, гребля и др., если не вносить поправки в методику занятий за счет общеразвивающих упражнений;

— езда на велосипеде с низко расположенным рулем способствует формированию круглой спины, если не давать компенсирующих упражнений для тренировки общей и силовой выносливости мышц-разгибателей спины.

Широкое использование физической культуры с целью исправления нарушений осанки основано на механизмах лечебного действия физических упражнений. На основе механизма тонизирующего действия они повышают общий жизненный тонус организма, улучшают протекание нервных процессов, активизируют деятельность всех органов и систем организма, укрепляют его защитные силы. Механизм трофического действия позволяет активизировать обмен веществ, и в частности местные трофические процессы в мышцах. Благодаря механизму нормализующего действия физические упражнения могут разрушить ранее сформировавшийся стереотип неправильной осанки и восстановить осанку, свойственную здоровому человеку.

Исправление нарушений осанки достигается с помощью специальных упражнений, которые позволяют исправить угол наклона таза, нарушенные физиологические кривизны позвоночника, положение и форму грудной клетки, добиться симметричного расположения пояса верхних конечностей, укрепить брюшной пресс. Правильное положение частей тела во время выполнения физических упражнений закрепляется с помощью создания сильного естественного мышечного корсета.

Эффективность специальных упражнений зависит от исходных положений. Наиболее рациональным исходным положением для развития и укрепления мышц туловища является такое, при котором возможна максимальная разгрузка позвоночника по оси и исключается влияние мышц на угол наклона таза (положения лежа на спине, на животе, в упоре стоя на коленях). Упражнения, выполняемые в этих исходных положениях, должны иметь симметричный характер; динамические упражнения следует чередовать с упражнениями в статических напряжениях; периодически целесообразно выполнять упражнения в расслаблении и дыхательные упражнения, менять исходные положения. Физические упражнения, направленные на создание и укрепление мышечного корсета, нужно сочетать со специальными упражнениями, способствующими исправлению дефектов осанки.
При асимметричной осанке достаточный корригирующий эффект дают симметричные упражнения, которые обеспечивают равномерное развитие силы мышц спины. При нарушениях осанки в сагиттальной плоскости рекомендуется применять следующие специальные упражнения. Если определяется круглая спина или наклонность к сутуловатости, показаны напряженные выгибания в грудной части позвоночника (а не в поясничной, более подвижной). При крыловидных лопатках и сведенных кпереди плечевых суставах полезны круговые движения руками назад, отведение их назад, сгибание рук к плечам, за голову и др. При отвислом животе рекомендуется выполнять физические упражнения для укрепления мышц брюшного пресса лежа на спине. При тенденции к лордозированию позвоночника целесообразно в положении лежа на спине попеременно поднимать согнутые в коленных суставах ноги, делать велосипедные движения, переходить из положения лежа в положение сидя.

Применение лечебной физической культуры при всех клинических формах кифоза преследует следующие цели: исправить или уменьшить деформацию (реклинация кифоза), предупредить прогрессирование кифоза; укрепить мышцы спины и брюшной стенки. Для достижения этих целей применяются лечебная гимнастика, массаж, пассивная коррекция, плавание на спине. Комплекс лечебной гимнастики следует выполнять лежа на животе и в положении на четвереньках.

Лечебная гимнастика включает следующие виды физических упражнений:

1) прогибание туловища;

2) упражнения, мобилизующие позвоночник в грудном отделе;

3) упражнения, вытягивающие позвоночник;

4) ползание;

5) дыхательные упражнения.

Действие физических упражнений закрепляет лечение положением — укладка на живот с клиновидной подставкой под грудную клетку и на спину вдоль гимнастической скамейки с разведенными в стороны руками для растяжения больших грудных мышц. Улучшение функционального состояния растянутых мышц спины достигается с помощью массажа длинных мышц спины (вдоль позвоночника), мышц межлопаточной области приемами разминания, глубокого растирания, поколачивания, интенсивного поглаживания.

При сглаженности физиологических изгибов позвоночника необходимо повысить функциональную способность мышц спины и живота. Для более интенсивного напряжения этих мышц полезны упражнения с легким отягощением: гантелями весом 0,5—1 кг, набивными мячами весом 1—2 кг (в зависимости от возраста). Выработке более симметричного положения пояса верхних конечностей помогают физические упражнения с гимнастической палкой, броски мяча, а также упражнения с самокоррекцией положения перед зеркалом.

При нарушениях осанки обязательна утренняя гимнастика, в которой следует отводить особое место упражнениям, укрепляющим длинные мышцы спины и брюшной пресс, мышцы, сближающие лопатки, расширяющие грудную клетку. В связи с этим целесообразно выполнять физические упражнения в исходных положениях не только стоя, но и лежа на спине, на животе, в упоре стоя на коленях.

Кабинеты, в которых занимаются дети с нарушениями осанки, должны быть обязательно оснащены зеркалами для наблюдения за правильностью осанки и ковровыми дорожками для выполнения упражнений на полу.
Коррекция осанки, достигнутая с помощью специальных и общеразвивающих упражнений, дает стойкий эффект лишь при длительной и систематической тренировке.

Контрольный вопрос. Охарактеризуйте формы функциональных нарушений осанки. Расскажите о методике корригирующей гимнастики при функциональных нарушениях осанки (формы, средства, методы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: