Black Sabbath

Наивысшее место в хит-параде Великобритании: 8
Количество недель в ТОР-10: 2
Дата релиза в Великобритании: 13.02, 1970
Наивысшее место в хит-параде США: 23
Количество недель в ТОР-10: -
Дата релиза в США: июнь 1970
Место записи: Tottenham Court Road Studio

1. Black Sabbath (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 6:21
Для того времени альбом имеет просто революционное начало: шум дождя, звучащий в отдалении колокол и удары грома - ни дать, ни взять звуковая дорожка из кинотриллера столь модного в те годы Альфреда Хичкока. Да и музыкальная ткань первой композиции, протяжная и убийственно "тяжелая", будто сопровождает некий ритуальный акт. Если музыканты хотели заинтриговать слушателя, то в стартовом номере это им удалось с лихвой. В середине композиции темп убыстряется, Тони Ай-омми добавляет вторую гитару с "квакером", создавая тем самым некое "подводное" звучание, еще более усиливающее сюрреалистический эффект ожившего кошмара. Гизер Батлер, основной идеолог этой веши, впоследствии вспоминал, что, проснувшись однажды ночью, он увидел у изголовья своей кровати некую фигуру в черном, которая, впрочем, очень быстро исчезла. (Этот случай упомянут в прошлой главе.) Данное видение и легло в основу сюжета текста песни. Мистическую составляющую музыки поддерживает обложка альбома, на которой изображена то ли женщина, то ли призрак последней на фоне мрачной, заброшенной мельницы и осеннего сада. Пение Оззи есть за что критиковать, но его вокал абсолютно точно попадает в настроение музыки и по тембру и интонационно!

2. The Wizard (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 4:25
Перед нами типичный "утяжеленный" блюз, так любимый и культивировавшийся коллективом на раннем этапе творчества. Однако в отличие от Джимми Пейджа, также работавшего с "тяжелым" блюзом, "Саббат" отклонились от классических блюзовых канонов, создав свою собственную, весьма специфическую модификацию. Осборн дебютирует на губной гармонике, но сам он позднее вспоминал, что игра на этом инструменте не особо его вдохновляла, и делал он это только под давлением Тони. Связка Ворд - Батлер играет просто блестяще - моментами это выглядит как утяжеленный джаз.

3. Behind The Wall Of Sleep (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 4:19
В этой вещи присутствуют многие будущие характерные приемы "Black Sabbath": унисонный рифф, синкопированные связки между отдельными мелодическими частями, фрагменты с ярко выраженными бас-гитарными ходами, все это выполнено на достаточно большой звуковой мощности. Тони вспоминал, что во время записи альбома они с Гизером постоянно выкручивали регуляторы усилителей на максимальную мощность. Роджер Бэйн жутко ругался, но ничего поделать так и не смог. Эта ревущая и режущая мощь ощущается в альбоме до сих пор - даже спустя тридцать с лишним лет. В концовке композиции Гизер исполняет небольшое соло на басе, очень напоминающее импровизацию.

4. N.I.B. (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 5:25
Перед нами один из лучших образцов "тяжелого" рока по версии "Black Sabbath" - скорость композиции может и не слишком высока, зато запоминающийся рифф и исполнительский драйв впечатляют. Гизер в моменты исполнения гитарных риффов играет в унисон с Тони, в других местах ритм-секция создает прекрасный фон для гитарных пассажей, чем Айомми не преминул воспользоваться, а гитарное соло придумано и исполнено с большим чувством.

Столь странное название композиции связано вот с чем. Билл Уорд одно время носил клиновидную бородку и с легкой руки Оззи его стали называть "nibby", то есть "грифель" в смысле "кончик карандаша". Когда эта вещь была готова, то Гизер долго ломал голову над ее названием. Уорд ему подсказал: "Слушай, дай ей название, связанное со мной - я так здорово здесь играю". Батлер согласился, но назвал песню "nib", а для пущей важности написал это наименование большими буквами и поставил после каждой буквы точку. Через некоторое время музыканты с удивлением узнали, что не в меру эрудированные поклонники "расшифровали" синтезированную аббревиатуру как "Nativity In Black", то есть "Мрачное Рождество", в смысле Рождество Христово, отмечаемое сатанистами. Ну что тут сказать... Уже в девяностые годы со столь "продвинутым" названием были выпущены два трибьютных издания "Black Sabbath", на которых классические хиты группы исполняли многие известные "металлические" коллективы.

5. Evil Woman (Wegand) 3:25
Эта кавер-версия хита американской группы "Crow" была записана коллективом по настоянию Джима Симпсона для первого сингла "Black Sabbath", вышедшего за месяц до появления альбома, а именно в январе 1970 года. Джазовый первоисточник Оззи и его друзья превратили в классический образец "тяжелого" рока, сделав его достаточно легко воспроизводимым на концертах. В состав первого альбома этот номер попал лишь в европейских изданиях, впоследствии он был включен в ремастированную версию компакт-диска (в1996 году), более подробно этот вопрос освещен в справочно-ин-формационном разделе (дискография).

6. Sleeping Vilage (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 3:47
Айомми впервые использует акустическую гитару, трагичные переборы которой вскоре сменяет традиционный электрогитарный рифф, а затем команда всесторонне импровизирует с основной темой, при этом основная роль вновь принадлежит Айомми. Сегодня при прослушивании данной композиции создается впечатление ее изрядной недоруленности.

7. Warning (Dunbar - Dmochowski - Hickling - Moreshead) 10:32
В качестве исходного материала для данного кавера выбран ритм-энд-блюзовый номер. На концертах эта композиция превращалась в достаточно продолжительную импровизацию, в которой поочередно солировали все инструменталисты - то же самое музыканты попытались зафиксировать и в студийной версии. Однако основная сольная нагрузка - по канонам того времени - ложилась на гитариста. И, по-ложа руку на сердце, до исполнительского уровня Джими Хендрик-са или Джимми Пэйджа Тони еще далеко. Впрочем, свое оригинальное музыкальное мышление и композиционную палитру он продемонстрировал в полной мере.

8. Wicked World (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 4:43
На сочинение этой композиции огромное влияние оказал Джим Симпсон - идея построения вещи принадлежит ему, но в перечне авторов он себя не указал, великодушно отдав свой потенциальный гонорар подопечным. Текст говорит сам за себя: во времена, когда большинство исполнителей в русле модных тогда идеалов хиппи пели о любви и мире, Оззи и Гизер, основные поэты-текстовики команды, нарисовали картину мира, переполненного грязью и злобой. Данный трек присутствовал лишь на американской версии первого альбома, компенсируя отсутствие композиции "Evil Woman". Добавлен в ремастированную версию компакт-диска в 1996 году.

В качестве интересных подробностей следует отметить следующее. Перед композицией "Behind The Wall Of Sleep" звучит короткая инструментальная зарисовка "WASP" - ничего общего с известным сокращением, послужившим названием популярной американской команды. Перед "N.I.B." - инструментал "Basically", и, наконец, перед "Sleeping Vilage" - почти полуминутная "A Bit Of Finger".

Как уже отмечалось, в январе лейблом "Fontana" был выпущен первый сингл группы с композициями "Evil Woman" / "Wicked World". Спустя буквально две недели Джиму Симпсону сообщили, что на "Fontana" принято решение передать группу фирме "Vertigo", которая являлась подразделением головной компании и занималась перспективными артистами, еще не достигшими популярности.

Альбом попал на полки музыкальных магазинов 13 февраля 1970 года, в пятницу, а подобные комбинации числа и дня недели и в Европе, и в США считаются несчастливыми датами, в которые особенно активизируются темные сверхъестественные силы. Более того - руководство "Vertigo" совершенно сознательно использовало дату выпуска релиза как рекламный трюк - ведь на развороте альбома фигурировал перевернутый крест, что по распространенному убеждению позиционировало группу как убежденных сатанистов. Кроме того, внутри этого креста была размещена зловещая поэма "Still Falls The Rain", что лишь усилило мистический эффект. Тогда вся команда выразила свое возмущение тем фактом, что с ними не было согласовано подобное "творчество". Однако спустя годы и Оз-зи и Гизер признали, что они обо всем знали с самого начала. Более того - именно Осборн и Батлер генерировали эту идею и убедили руководство "Vertigo" в целесообразности подобного рекламного шага. И похоже, с данным "ходом" издатели не прогадали. Уже через две недели после начала продаж пластинка поднялась на 8-ое место британского хит-парада, что вызвало огромный интерес к "Black Sabbath", особенно среди студентов и школьников. При этом дебютный альбом наших героев соседствовал в первой национальной десятке с такими вершинами рок-музыки как "Let It Be" "Beatles", "Live At Leeds" группы "The Who" и "Bridge Over Trouble Water" Саймона и Гар-фанкеля. Да, и еще одна пикантная деталь. После ознакомления общественности с творениями группы, за ними - за песнями - закрепился термин "кладбищенский рок".

С точки зрения сегодняшнего дня совершенно очевидно, что первый альбом "Саббат" с музыкальной точки зрения стал эпохальным не только для Оззи и его коллег, но и для рок-музыки вообще. Став вторым по времени (после "Led Zeppelin II") диском "тяжелого" рока, он сумел сразу обозначить несколько направлений будущей стилистики "хэви метал" - gothic, doom, thrash и stoner. Однако в то время подобной классификации, естественно, еще не существовало, как не существовало и самого музыкального жанра "хэви-метал". Итак, одним росчерком пера, а точнее медиатора, наши герои смогли предвосхитить будущее развитие "тяжелого" рока и стать пионерами сразу нескольких направлений. А текстовая тематика команды со временем вообще превратилась в культ (если не фетиш), а впоследствии нашла закономерное сценическое воплощение в виде шоу с мертвецами, гробами, крестами и иными элементами схожей тематики. Подобная атрибутика стала широко использоваться многими "хард-роковыми" и "хэви-металлическими" группами, и хотя последнее трудно считать весомым музыкальным достижением, но свой вклад в театрализацию рок-концертов группа, без сомнения, внесла. Что касается музыкальной стилистики, следует отметить, что дебютный альбом "Black Sabbath" в полной мере отражал все "родовые" черты славного и популярного коллектива, который станет одной из ведущих сил "тяжелого" рока на протяжении всех семидесятых. И приятно, что Оззи и его коллегам сразу посчастливилось найти свою "нишу". С этой точки зрения у них такая же счастливая в творческом смысле судьба, как и у "Emerson, Lake & Palmer", "Led Zeppelin" или "Yes", которые также уже на ранних альбомах обозначили основной стилистический вектор движения своих команд. Одно время в британской прессе существовало мнение, что "Саббаты" являются всего лишь подражателями американской группы "Iron Butterfly", которую относили к жанру "тяжелой" психоделии. Без сомнения, определенный, и даже существенный, налет психоделии в этом альбоме, да и в нескольких последующих, присутствует, однако то, что "Black Sabbath" - вполне самостоятельное и неповторимое явление в рок-музыке, специалистам и эрудированным меломанам было очевидно с самого начала.

Оззи Осборн:
"Моя роль в записи первого альбома относительно невелика. Я вообще не предполагал, что мне придется записываться. Мой приход в рок-музыку был связан прежде всего с желанием попутешествовать и посмотреть мир. Мне нравилось выступать, но когда я узнал о перспективе работы в студии, то сильно струхнул. Даже спустя многие годы я слышу это свое волнение при исполнении нескольких вещей. Денег мы при записи заработали мало, зато потом у нас поперло! Как-то я пришел домой и показал своему отцу "золотой " диск, который нам вручили за успешный тираж первого альбома. Мой отец был безумно горд за меня!"

В марте компания "Vertigo" переиздала первый сингл группы в том же виде, что и в январе. Как и положено, выпуск пластинки подразумевал интенсивные гастроли. На первых порах команда решила сосредоточить свою деятельность на Великобритании. Группа не располагала мощными финансовыми ресурсами, поэтому и аппаратура, и антураж шоу были довольно скромными, но Оззи и его коллеги компенсировали эти недостатки неподдельным энтузиазмом и чудовищной мощностью. Практически с первого концерта гастрольного тура Осборн стал использовать образ эдакого mad man'a (ближайший русский аналог - безумец), который в значительной степени соответствовал оккультной теме и вызывал огромный интерес публики. Со временем Осборн настолько заиграется с этим своим вторым "Я", что - при одновременном увлечении напитками и химикатами - в некоторые моменты перестанет понимать, когда он - настоящий, а в какой момент в нем доминирует его артистический имидж. Достаточно типичная ситуация для многих творческих людей. Кроме того, Осборн практически с первых же выступлений при передвижении по сцене стал использовать свой фирменный прием - эдакие лягушачьи прыжки, придававшие любому концерту "Саббата" оттенок клоунады или, в русском аналоге, скоморошества.

Публика встречала группу великолепно, зато критики регулярно, фактически в каждом сообщении о концерте, не оставляли от команды камня на камне - их ругали за все, что только можно: за тексты, за громкость, за примитивизм. А когда журналисты разузнали об оккультных увлечениях Гизера Батлера, то их стали критиковать и за "сатанизм". После успешного турне по Великобритании коллектив отправился в Европу, где музыкантам сопутствовал не менее серьезный успех и не менее разгромная критика. В Германии группе удалось попасть в число участников весьма престижного рок-фестиваля, где кроме них числились "Deep Purple", "Free", "Status Quo", "Black Widow" и Рори Галлахер (Rory Gallagher). И хотя европейская критика упирала на явное - с ее точки зрения - несоответствие сценического образа команды и ее музыки, публика голосовала за команду "ногами" - все концерты "Саббатов" проходили при полном аншлаге. На пресс-конференциях музыканты вели себя совершенно идиотским образом, особенно - естественно! - Оззи, и с удовольствием поддерживали все многочисленные, порой весьма нелепые мифы и байки, сопровождающие их деятельность. Например, в гостиницах команда всегда снимала номер 666, в котором селился Оззи, или Оззи с Гизером. Надо ли говорить, что вскоре эта "игра" приобрела совсем не шуточный резонанс.

В апреле 1970-го на имя Джима Симпсона пришло приглашение от одной оккультной организации поучаствовать в их ежегодном слете, проводимом в Вальпургиеву ночь, то есть в ночь с 30 апреля на 1 мая. В качестве места встречи предлагался знаменитый архитектурный ансамбль в Стоунхэндж, в котором в дохристианские времена, согласно преданиям, проводили свои сборища друидские колдуны и где камни расставлены так, что можно определенным способом вызвать Сатану. "Black Sabbath" восприняли это послание как первоапрельскую шутку и не обратили на это приглашение никакого внимания. Но не тут-то было! "Черные" колдуны поставили ультиматум: либо группа принимает участие в мероприятии, либо отказывается от всех оккультных атрибутов - текстов, перевернутых крестов и прочего, тем самым признает себя "ненастоящими" сатанистами. Угроза была подкреплена абсолютно нешуточным обещанием наслать на участников ансамбля порчу. После получения подобной информации пришлось усиленно "чесать репу", как же избежать столь щекотливого положения. Вскоре выход был найден - музыканты заказали себе огромные кресты, которые должны были отвести от них любые темные чары. Сначала были изготовлены оловянные кресты, причем крест Осборну сделал его отец Джэк, а затем, по мере улучшения материального положения, наши герои обзавелись золотыми крестами.

Надо ли говорить, что появление на сцене четверых музыкантов с огромными крестами, свисающими чуть ли не до пупа, вызвало прилив огромного интереса со стороны публики и журналистов. Для пущей шумихи команда заручилась поддержкой "Главной Ведьмы" Британских Островов Алек Сандерс (Alec Sanders), которая - опять же публично - заявила, что берет "Саббат" под свою опеку и отведет от них "...сатанинскую угрозу". Алек со своей свитой с помпой посетили несколько концертов группы. Надо ли говорить, что после этого первый альбом группы стал продаваться просто фантастическими темпами, а к Сандерс выстроилась очередь просящих о "защите" от Дьявола.

Тем временем гастрольная страда продолжалась. Почти целый месяц "Саббаты" "разогревали" "Pink Floyd", разъезжая по Великобритании. Спрос на группу был столь велик, что, как вспоминал Оз-зи, два концерта в день не были таким уж редким явлением. Да и выступала команда примерно шесть дней в неделю. Понятное дело, что подобные нагрузки через какое-то время стали просто непосильными. Для снятия стресса музыканты все чаще стали прибегать к помощи алкоголя, а в какой-то момент перешли на "тяжелые" наркотики. Особенно усердствовали Билл и Оззи. Они до сих пор вспоминают массу "интересных" историй, связанных с зельем, но теперь у них на устах скорее горькая улыбка, нежели юношеский восторг того времени.

Лето 1970-го стало порой рок-фестивалей. Мода на подобные мероприятия началась еще в 1967 году знаменитым фестивалем в Монтеррей, и продолжилась целым рядом эпохальных событий 1968,1969 и 1970 годов. Достаточно сказать, что такие "монстры" семидесятых как "Led Zeppelin", "Emerson Lake & Palmer" и "Grand Funk Railroad" отчасти обязаны своей фантастической карьере именно успешным выступлениям на крупных фестивалях. Джим Симпсон прекрасно осознавал, что группу надо вывести на большую сцену и пристроил своих подопечных на ежегодный фестиваль "Джаза и Блюза" в Пламптоне (Plumpton), где они выступили перед группами "Humble Pie" и "Yes", а затем принял решение отправить команду в большое американское турне. Увы, каждая медаль имеет две стороны, а каждая выгода таит в себе угрозу проигрыша. Шумиха с "черными" и "белыми" магами и прочими нерациональными вещами привела к тому, что американские власти отказали участникам группы в рабочей визе. Причина отказа заключалась в том, что в Америке вовсю обсуждалось дело о печально "знаменитом" Чарльзе Мэнсоне, который со своей бандой устроил кровавую резню в Голливуде на почве как раз "черной" магии, убив беременную жену хорошо известного отечественным киноманам кинорежиссера Романа Поланского (Roman Polanski) актрису Шэрон Тейт (Sharon Tate) и ее гостей. Нет особой нужды вновь повторять подробности этого дикого преступления, совершенного целой бандой, но факт остается фактом - летом в Америку "Саббаты" не попали.

Раздасадованный Джим Сипмсон отправил коллектив с концертом на американскую военную базу. Пребывание там настолько впечатлило музыкантов, что текст композиции "Walpurgis" был срочно переделан, в результате "появилась" антивоенная песня "War Pigs".

После указанного концерта, ансамбль отправился в студию для записи второго студийного альбома, а уже в июле песня "Paranoid" поднимется на четвертое место британского хит-парада, а сама команда получит приглашение на участие в телепрограмме "Top Of The Pops". Впрочем, обо всем по порядку. Запись альбома велась сразу в двух престижных студиях Лондона и заняла по времени почти неделю. Продюсером вновь являлся Роджер Бэйн, а инженером Том Ал-лом (Tom Allom), будущий саундпродюсер группы "Judas Priest".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: