Виды представлений

Представления разделяют по видам анализаторов, которые в них задействованы.

Различают зрительные (образ человека, предмета, пейзажа), слуховые (представления мелодии), обонятельные («ощущение» запаха эфира), ося­зательные (представление предмета, к которому прикасался ранее), двига­тельные (представление движений тела при совершении прыжка) и др.

Деление представлений на виды по анализаторам довольно условно: при этом делении руководствуются каким-то одним признаком предмета, хотя ему свойственны и другие признаки. Часто представления возникают на основе деятельности двух или нескольких анализаторов.

Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балерины — двигательный, у химика —обонятельный и т.д.

Представления различаются по степени обобщенности.

Представления бывают единичными и общими в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными. Единичные представления — это пред­ставления, основанные на восприятии одного определенного предмета. Об­щие представления — представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.

Представления различаются по степени проявления волевых усилий.

Непроизвольные представления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека.

Произвольные представления — это целевые представления, возникаю­щие у человека под воздействием волевых усилий.

Представления различаются по продолжительности.

Оперативные представления — представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности. Например, оператору РЛС для выполнения элементов своей сложной деятель­ности необходимо постоянно активизировать наборы различного рода пред­ставлений для определения типа самолета, отметка о наличии которого по­явилась на дисплее локатора.

Кратковременные представления — это представления, очень непродол­жительные по времени. Например, школьнику на занятиях требуется ответить на какой-то вопрос, и пока он это делает, в его сознании функционируют нуж­ные для этого представления, которые он потом может и забыть.

Долговременные представления — представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто. К ним относятся в основном профессиональные представления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: