Вопрос 1. Особенности социализации личности в различных возрастах
Социализация – процесс формирования соц качеств и свойств, а также усвоение ценностей, идеалов и норм соц поведения.
Стадии социализации и их особенности:
1. Первичная (от рождения до подросткового периода)
дети некритически усваивают соц опыт через подражание и приспособление к окружающей соцй действительности. Достаточно обратить вниманиена то, во что и как в этом возрасте играют дети.
2. Стадия индивидуализации - стремление к выделению. Проявляется критическое отношение, иногда вплоть до нигилистического, к общественным нормам, стремление выделить себя среди других, показать неповторимость, своеобразие своего «Я». Неустойчивость мировоззрения и х-ра.
3. Интеграция - стремление найти свое место в обществе.
4. Трудовая - наиболее продолжительная стадия, охватывающая весь период трудовой деятельности человека, фактически период трудоспособности человека. Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать соц опыт, но уже его и воспроизводили развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей соцй средой посредством разнообразных форм деятельности.
|
|
5. Последтрудовая - cтадия пожилого возраста. Особенность заключается в преобладании функции передачи соцго опыта подрастающему поколению.
Вопрос 2. Причины существования соц неравенства.
Понятие соцго неравенства х-ризует неравномерный доступ различных социальных субъектов к дефицитным ресурсам общества (материальным, властным, образовательным,...)
Причины:
· Функционализм:
Когда в обществе какой-либо вид деятельности или профессия ценятся больше, в зависимости от значительности этих профессий строится иерархия в обществе.
Способности у людей разные, наиболее талантливые, занимаются наиболее престижными профессиями, талантливые должны занимать верхушку соцй пирамиды.
· По Марксу:
Соц неравенство основано на экономическом.
Владеющие собственностью угнетают тех, кто ею не владеет.
· По Веберу. В основе соцго неравенства лежат:
Богатство
Власть
Престиж
· По Сорокину. Причиной соцго неравенства являются:
Собственность
Власть
Профессия
· Формы соцго неравенства:
Биосоц
Сексуальное
Этническое
Национальное
Гендерное
Билет 21.
Вопрос 1. Особенности социологического анализа к-ра
«К-ра» – возделывание земли (лат.)
К-ра – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в ходе его развития, а так же сам процесс их создания, сохранения, изменения и передачи их последующим поколениям.
К-ра (в самом широком смысле) – всё, что создано и создаётся человеком.
3 подхода:
1) По соотношению универсальных и специфических х-ристик:
К-ра
Специализированная:
(a.i.1) Культурные аспекты соцй организации (политическая к-ра, правовая,...);
(a.i.2) Соц значимые знания (религия, философия, наука);
(a.i.3) Каналы трансляции соцго опыта (образование, СМИ);
|
|
Обыденная:
(1) Культурные аспекты соц-й организации (домашнее хозяйство);
(2) Соц значимые знания (повседневные знания, приметы, стереотипы);
(3) Каналы трансляции соц-го опыта (слухи и сплетни);
2) С точки зрения х-ристик уровня и особенностей развития к-ра:
(1) Готовые продукты материальной и духовной деятельности;
(2) Умения использовать готовые продукты материальной и духовной деятельности;
(3) Творческая деятельность субъектов; способы и приёмы создания новой культурной продукции;
(4) Тип личности, х-рный для данного общества;
(5) Язык;
(6) Невербальные средства коммуникации.
3) С точки зрения уровней и способов бытия. К-ра:
(1) Ценности (материальные и духовные);
(2) Нормы;
(3) Знания;
(4) Соц образцы (паттерны);
(5) Знаки (+1);