Общенаучная методология

Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в науке XX в., выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методо­логическими положениями специальных наук. К общенаучным чаще всего относят такие понятия, как «информация», «модель», «изоморфизм», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность», «вероятность» и др.

Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, сплавленность в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий, Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их фор­мализации, уточнения средствами математической теории.

Если философские категории воплощают в себе предельно возможную степень общности — конкретно-всеобщее, т. е. закон, то для общенаучных понятий присуще большей частью абстрактно-общее (одинаковое), что позволяет выразить их абстрактно-формальными средствами.

На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие филосо­фии со специально-научным знанием и его методами, К числуобщенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация, вероятностно-статистические методы и др.

Особенно бурно в последнее время развивается такая общенаучная дисциплина, как синергетика — теория самоорганиза­ции и развития открытых целостных систем любого происхож­дения — природных, социальных, когнитивных (познаватель­ных). Среди основных понятий синергетики такие понятия, как «порядок», «хаос», «нелинейность», «неопределенность», «неста­бильность», «диссипативные структуры», «бифуркация» и др. Синергетические понятия тесно связаны и переплетаются с рядом философских категорий, особенно таких, как «бытие», «раз­витие», «становление», «время», «целое», «случайность», «воз­можность» и др.

В структуре общенаучных методов и приемов чаще всего выделяют три уровня:

1.методы эмпирического исследования;

2.методы теоретического познания;

3.общелогические методы и приемы исследования.
Рассмотрим кратко суть этих методов, приемов и опера­ций.

Методы эмпирического исследования:

а) Наблюдение — целенаправленное пассивное изучение
предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств.

б) Эксперимент — активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально со­зданных и контролируемых условиях.

в) Сравнение — познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта).

г) Описание — познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.

д) Измерение — совокупность действий, выполняемых при
помощи средств измерений с целью нахождения числового
значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Следует подчеркнуть, что методы эмпирического исследования никогда не реализуются «вслепую», а всегда «теоретически нагружены», направляются определёнными концептуальными идеями.

Методы теоретического познания:

а) Формализация — отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке). Последний создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плос­кость оперирования со знаками (формулами).

б) Аксиоматический метод — способ построения научной
теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные
положения — аксиомы (постулаты), из которых все остальные
утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим
путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из аксиом (и вообще одних формул из других) формулируются спе­циальные правила вывода.

в) Гипотетико-дедуктивный метод — метод научного по­
знания, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на выведении (дедукции) за­ключений из гипотез и других посылок, истинностное значе­ние которых неизвестно. А это значит, что заключение, полу­ченное на основе данного метода, неизбежно будет иметь лишь вероятностный характер.

г) Восхождение от абстрактного к конкретному — метод
теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции («начало» _ одностороннее, неполное знание) через последовательные эта­пы углубления и расширения познания к результату — целост­ному воспроизведению в теории исследуемого предмета. В ка­честве своей предпосылки данный метод включает в себя вос­хождение от чувственно-конкретного к абстрактному, к выде­лению в мышлении отдельных сторон предмета и их «закреп­лению» в соответствующих абстрактных определениях. Дви­жение познания от чувственно-конкретного к абстрактному — это и есть движение от единичного к общему, здесь преобладают такие логические приемы, как анализ и индукция.Восхождение от абстрактного к мысленно-конкретному — процесс движения от отдельных общих абстракций к их единству, конкрет­но-всеобщему; здесь господствуют приемы синтеза и дедук­ции. Такое движение познания не какая-то формальная, техни­ческая процедура, а диалектически противоречивое движение,отражающее противоречивое развитие самого предмета, его переход от одного уровня к другому в соответствии с разверты­ванием его внутренних противоречий.

Общелогические методы и приемы исследования:

а) Анализ — реальное или мысленное разделение объекта
на составные части и синтез — их объединение в единое орга­ническое целое, а не в механический агрегат. Результат синте­за — совершенно новое образование.

б) Абстрагирование — процесс мысленного отвлечения от
ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновремен­ным выделением интересующих исследователя свойств (преж­де всего существенных, общих).

в) Обобщение — процесс установления общих свойств и
признаков предмета, тесно связано с абстрагированием. При
этом могут быть выделены любые признаки (абстрактно-об­щее) или существенные (конкретно-общее, закон).

г) Идеализация — мыслительная процедура, связанная с
образованием абстрактных (идеализированных) объектов, прин­ципиально не осуществимых в действительности («точка», «иде­альный газ», «абсолютно черное тело» и т.п.). Данные объекты не есть «чистые фикции», а весьма сложное и очень опосредо­ванное выражение реальных процессов. Они представляют со­бой некоторые предельные случаи последних, служат средством
их анализа и построения теоретических представлений о них.

д) Индукция — движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах) и дедукция — вос­хождение процесса познания от общего к единичному. Это про­тивоположные, взаимно дополняющие ходы мысли.

е) Аналогия (соответствие, сходство) — установление сход­ства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между
нетождественными объектами. На основании выявленного сход­ства делается соответствующий вывод — умозаключение по аналогии. Его общая схема: объект В обладает признаками а, b, с, d: объект С обладает признаками b, с, d; следовательно,объект С возможно обладает признаком а. Тем самым анало­гия дает не достоверное, а вероятное знание. При выводе по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта («модели»), переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект.

ж) Моделирование — метод исследования определенных
объектов путем воспроизведения их характеристик на другом
объекте — модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) — оригинала модели. Между моделью и объектом, инте­ресующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство) — в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирования весьма разнообразны.
Например, предметное (физическое) и знаковое. Важной формой последнего является математическое (компьютерное) мо­делирование.

з) Системный подход — совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых ле­жит рассмотрение объектов как систем. К числу этих требова­ний относятся: а) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; б) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенно­стями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структу­ры; в) исследование механизма взаимодействия системы и сре­ды; г) изучение характера иерархичности, присущей данной системе; д) обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы; е) рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

и) Вероятностно-статистические методы основаны на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой. Это и позволяет вскрыть необходимость (закон), которая «пробивается» через совокуп­ное действие множества случайностей. Названные методы опи­раются на теорию вероятностей, которую зачастую называют наукой о случайном.

Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего «промежуточного характера» они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (а также соответствующих методов).

Что касается социально-гуманитарных наук (истории, социологии, археологии, политологии, культурологии, социаль­ной психологии и др.), то в них, кроме философских и общена­учных, применяются специфические средства, методы и опе­рации, обусловленные особенностями предмета этих наук. В их числе: идиографический метод — описание индивидуаль­ных особенностей единичных исторических фактов и событий; диалог («вопросно-ответный метод»); понимание; интроспек­ция (самонаблюдение); эмпатия (вчувствование) — восприятие внутреннего мира другого человека, проникновение в его пере­живания; тестирование; опросы и интервью; проективные ме­тоды; биографический и автобиографический методы; соци­альный эксперимент и социальное моделирование; ролевые и имитационные игры и ряд других.

Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная система мно­гообразных методов разных уровней, сфер действия и т.п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: