Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. Предварительное решение и предварительное таможенное декларирование

ТН ВЭД  систематизированный перечень товаров, основой которого является Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС). ГС  это унифицированный классификатор, используемый мировым сообществом для таможенно-тарифных, статистических, а также комбинированных тарифно-статистических номенклатур.

ТН ВЭД утверждается Правительством РБисходя изпринятых в международной практике систем классификации и кодирования товаров. ТН ВЭД применяется для:

-осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности,

-ведения таможенной статистики внешней торговли РБ.

ГТК РБ осуществляет ведение Товарной номенклатуры ВЭД и в этих целях:

-представляет РБ в международных организациях в части разработки, изменения, дополнения, толкования и применения международной основы ТН ВЭД;

-следит за изменениями и дополнениями международной основы ТН ВЭД, международными пояснениями и решениями по толкованию этой основы;

-вносит предложения в Правительство РБ по приведению ТН ВЭД в соответствие с её международной основой;

-обеспечивает подготовку предложений с заинтересованными государственными органами о разработке, изменениях и дополнениях ТН ВЭД и т.д.

Товары при их декларировании таможенным органом подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по ТН ВЭД.

Объектом классификации являются все транспортабельные товары международной торговли, перемещаемые через таможенную границу 2 или нескольких государств (не распространяется на услуги). Любой вид реального товара (в том числе электрический ток) может быть отнесён к определённой классификационной группе. Не поддающихся классификации товаров не существует. Все товары сгруппированы и образуют 5 уровней классификации: разделы, группы, подгруппы, товарные позиции и субпозиции. Классификация товаров, т.е. отнесение товара к определённой классификационной группировке, производится по совокупности их признаков. Для формирования каждого из вышеуказанных уровней классификации используется своя совокупность признаков.

В случае установления нарушения правил классификации товаров при проверке документов и сведений таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров. Решение таможенных органов о классификации товаров являются обязательными. Декларант вправе обжаловать такие решения.

По запросу декларанта ГТК РБ или определённые им иные таможенные органы принимают предварительное решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД в отношении конкретного товара, а также о происхождении товара из конкретной страны (о стране происхождения товара). Форма предварительного решения определяется ГТК РБ. Предварительное решение принимается в течение 90 календарных дней со дня получения таможенным органом запроса и представления необходимых для принятия предварительного решения информации и документов. Предварительное решение является обязательным для всех таможенных органов. Оно действует в течение 3 лет со дня его принятия, если оно не изменено или не отозвано либо его действие не прекращено.

В случае, если у заинтересованного лица затребованы дополнительные информация и документы или для принятия предварительного решения таможенный орган должен получить у республиканских органов государственного управления и (или) иных организаций дополнительную информацию и документы для подтверждения сведений, представленных заинтересованным лицом, течение 90-дневного срока приостанавливается и возобновляется со дня получения последнего документа, содержащего запрашиваемые сведения.

Предварительное решение принимается в отношении одного наименования товара, включающего определённую марку, модель, артикул, модификацию, до представления этого товара к таможенному оформлению. Данное решение может использоваться заинтересованным лицом при таможенном оформлении товаров, ввозимых по разным контрактам, в течение срока действия такого предварительного решения. За принятие предварительного решения взимается таможенный сбор за принятие таможенными органами предварительного решения.

Особенности таможенного оформления в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (ст.ст. 91 – 97 ТК).

При таможенном оформлении товаров, помещаемых под таможенный режим, таможенные органы вправе приостанавливать таможенное оформление таких товаров в целях защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством.

Правообладатель или иное лицо, представляющее его интересы, имеющие основания полагать, что при перемещении товаров через таможенную границу нарушены или могут быть нарушены права правообладателя на объекты интеллектуальной собственности, вправе подать в Государственный таможенный комитет РБ заявление об осуществлении таможенными органами мер по защите его прав на объекты интеллектуальной собственности.

Меры по защите прав интеллектуальной собственности не применяются таможенными органами в отношении товаров:

-для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами,

- пересылаемых в международных почтовых отправлениях,

-или перемещаемых иным способом в адрес физических лиц.

Указанные меры, осуществляемые таможенными органами, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством.

ГТК РБ рассматривает данное заявление в течение 1 месяца со дня, следующего за днём регистрации этого заявления в установленном порядке. ГТК РБ в целях проверки достоверности представленных заявителем сведений вправе запрашивать у третьих лиц, а также у государственных органов документы, подтверждающие сведения, представленные правообладателем. Указанные лица обязаны представить запрашиваемые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса. При этом ГТК РБ вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем до 2 месяцев.

По результатам рассмотрения заявления ГТК принимает решение об осуществлении таможенными органами мер по защите прав интеллектуальной собственности (взимается соответствующий таможенный сбор) либо об отказе в принятии таких мер. Срок, в течение которого таможенные органы будут осуществлять меры по защите прав интеллектуальной собственности, устанавливается на основании срока, указанного заявителем в заявлении, но не более 2 лет со дня включения объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Решение об отказе в осуществлении таможенными органами мер по защите прав интеллектуальной собственности принимается в случае:

-представления заявителем недостоверных сведений;

-несоблюдения требований, установленных законодательством;

-если ГТК РБ будет принято решение о том, что таможенные органы не могут обеспечить осуществление мер по защите прав интеллектуальной собственности;

-по истечении срока правовой охраны объекта интеллектуальной собственности.

О решении, принятом по результатам рассмотрения заявления, ГТК РБ в течение 10 дней в письменной форме уведомляет заявителя.

Решения о приостановлении таможенного оформления товаров и о продлении срока приостановления таможенного оформления принимаются уполномоченным должностным лицом таможенного органа. Таможенный орган уведомляет декларанта и заявителя о приостановлении таможенного оформления товаров в срок, не позднее 1 рабочего дня, следующего за днём, когда было принято решение о таком приостановлении. Таможенное оформление товаров приостанавливается на 10 рабочих дней, если в результате таможенного контроля при таможенном оформлении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, таможенными органами обнаружены признаки, указывающие на то, что товары могут являться контрафактными.

Правообладатель несёт ответственность за имущественный вред, причинённый декларанту, собственнику, получателю товаров в результате приостановления таможенного оформления товаров, если в установленном законодательством порядке не будет определено, что товары (включая их упаковку и этикетку) являются контрафактными.

Таможенный орган предоставляет заявителю и декларанту информацию, необходимую для определения того, являются ли контрафактными товары, в отношении которых принято решение о приостановлении таможенного оформления. Такая является конфиденциальной и не должна разглашаться заявителем или декларантом, передаваться третьим лицам, в том числе государственным органам. С письменного разрешения таможенного органа правообладатель, декларант или их представители могут брать под таможенным контролем пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении таможенного оформления, проводить их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: