Данные российских учёных, психологов, а также результаты системной диагностики в школе и многолетняя практика убедительно показывают, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в школьном образовании должны быть, созданы условия для реализации, обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться.
При этом традиционную позицию «как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и т.д.) поддерживают меньше четверти наших старшеклассников. К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Так, по данным социологических опросов, проведённых Центром социологических исследований Минобразования России в 2002 году «профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается уже в 8-м классе и достигает своего пика в 9-м, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжать учёбу в вузе, в основном складывается в 9-м классе». По данным диагностики в нашей школе в конце 9-го класса 70-75% учащихся уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности.
|
|
Управленческая деятельность в системе предпрофильной и профильной организации обучения
Программа создания внутришкольного педагогического мониторинга в условиях школы с профильной организацией обучения.
Мониторинг – необходимый компонент эффективного управления. Объектами управления могут выступать условия, процесс, результаты этого процесса, деятельность и отдельные параметры. Качество методической работы педагогов или уровень учебных достижений учащихся могут быть объектами управления на школьном уровне.
Диагностика в управленческой деятельности поможет спроектировать комплексную модель внутришкольного мониторинга, в которую включены вариативные содержательные блоки, обусловленные субъектами образовательного процесса и их взаимодействием.