Техника 2. Определение транзакций

Упражнение 1

Существуют три случая параллельных транзакций: Взрос­лый-Взрослый, Родитель-Родитель и Ребенок-Ребенок. Нарисуйте параллельные транзакции для этих случаев. Для каждого примера продумайте слова-стимулы и слова-реакции.

Упражнение 2

Представьте себе разговор, состоящий из цепочки параллельных транзакций Взрослый-Взрослый. Сделайте то же са­мое для транзакций Родитель-Ребенок, Родитель-Родитель и Ребенок-Ребенок. Проверьте, соответствуют ли они первому правилу коммуникации. Если вы работаете в труппе, проиг­райте в парах каждый тип коммуникаций. Посмотрите, как долго вы можете обмениваться параллельными транзакциями.

Упражнение -3

Приведите собственный пример пересечения стимула В-В реакцией Д-Р. Как может продолжаться разговор, если чело­век, принявший эту реакцию, перешел в состояние Родителя и направил из этого эго-состояния параллельную транзак­цию? То же самое проделайте при пересечении стимула В-В реакцией Р-Д. Приведите пример пересечения стимула В-В реакцией Д-Д. Нарисуйте транзакционную диаграмму. В этом примере обратите внимание на то, что параллельные векторы не всегда означают параллельную транзакцию.

Если вы работаете в группе, попарно проиграйте разговор, в котором пересекается каждая транзакция. Каждый раз при общении с другим человеком определяйте, какое эго-состояние он пытается в вас вызвать (к какому вашему эго-состоянию он обращается). Войдите в другое эго-состояние и от­ветьте ему. В свою очередь, он пересекает вашу транзакцию. Посмотрите, как долго вы сможете так продолжать, не входя в параллельные транзакции. Когда закончите, обсудите ваши ощущения при выполнении упражнения. Чем они отличались от упражнения, в котором вы обменивались только параллель­ными транзакциями?

Упражнение 4

Если вы работаете в группе, три добровольца рассажива­ются перед группой на стульях, и каждый выбирает себе роль Родителя, Взрослого, Ребенка. Представьте себе, что вы гуляе­те в лесу. Каковы ваши ощущения?

Теперь пригласите еще трех добровольцев, которые будут Ребенком, Взрослым, Родителем, но противоположного пола. Эта личность сходила в кино. Что она там увидела?

Теперь поставьте стулья так, чтобы Р-Р, В-В и Д-Д были напротив друг друга. Это супружеская пара, у которой возник­ли проблемы. Заведите разговор. При этом можно обращаться как к другому человеку, так и к своему другому эго-состоянию. Поддерживайте разговор в течение пяти минут. При этом каждый раз убеждайтесь, что ваши слова обращены к оп­ределенному эго-состоянию. Можно сыграть и по пять эго-состояний.

Техника 3. Поглаживания

Упражнение 1

Приведите по пять примеров на каждый из четырех видов поглаживаний: позитивные условные и безусловные, негатив­ные условные и безусловные. Приведите невербальные и вер­бальные примеры к каждому виду поглаживаний. В группе об­меняйтесь по цепочке позитивным условным поглаживанием с человеком, сидящим слева от вас. В каждом случае наблю­дайте за тем, как дается и принимается поглаживание. Когда круг закончен, обсудите то, что вы наблюдали. Затем проде­лайте то же по кругу в другом направлении. Снова обсудите, как даются и принимаются поглаживания.

Упражнение 2

Вспомните, как вы в группе по кругу раздавали и прини­мали поглаживания. Какие из них были прямыми, а какие поддельными? «Подслащивал» ли их кто-нибудь? Кто прини­мал поглаживания с искренним признанием? Кто игнориро­вал предлагаемое поглаживание? Как вы видели и слышали их в этот момент? Не отказывался ли кто-либо открыто от погла­живания, которое не хотел принять, не игнорировал ли его?

Теперь разбейтесь в группы по четыре человека. Решите, будете ли вы дальше работать только с позитивными поглажи­ваниями или с позитивными и негативными. Если кто-либо в группе хочет обмениваться только позитивными поглажива­ниями, его требование нужно удовлетворить. Выберите того, кто будет первым. В течение трех минут он слушает, как ос­тальные три члена группы дают ему вербальные поглажива­ния. При этом они могут быть условными или безусловными. По окончании трех минут он делится с остальными членами группы своими впечатлениями. Обсудите следующие вопросы:

какое из полученных поглаживаний я ожидал получить;

каких поглаживаний я не ожидал;

какие поглаживания мне понравились;

какие не понравились;

были ли поглаживания, которые я хотел получить, но не получил.

Затем наступает очередь второго человека, и все повторя­ется.

Упражнение 3

Вернитесь к упражнениям с поглаживаниями, которые вы уже проделали в группе. Обсудите, что вы испытывали, когда давали, принимали и отвергали поглаживания. Какие из них были вам приятны? Какие неприятны? Когда вам было не­приятно, не проводили ли вы связь между этим чувством и правилами, которые родители установили для вас в детском возрасте?

Упражнение 4

Поделитесь на группы по четыре человека. Если хотите, пусть это будет та же группа, что и в упражнении, когда три человека раздавали поглаживания, а четвертый слушал. Это упражнение — просьба о поглаживании. Снова выберите чле­на группы, который в течение трех минут будет просить дру­гих о поглаживании.

Три других человека отвечают поглаживанием в том слу­чае, если они искренне хотят его дать. Если вы не заинтересо­ваны в искреннем поглаживании, ответьте: «Я не хочу тебя гладить сейчас». Не давайте никаких других объяснений. По окончании упражнения проситель делится своими ощущения­ми с другими членами группы. Затем наступает очередь друго­го человека, и все начинается снова.

Если вы работаете индивидуально, напишите пять пози­тивных поглаживаний, которые вы хотите получить, но о ко­торых обычно не просите. Они могут быть вербальными, не­вербальными или теми и другими. В течение следующей неде­ли попросите кого-нибудь дать вам каждое из этих поглаживаний. Если вы получаете поглаживание, поблагода­рите того, кто его дал. Если нет, то затребуйте информацию Взрослого о том, почему другой человек не захотел дать вам поглаживание, о котором вы просили.

Упражнение считается законченным после того, как вы попросили о поглаживании, независимо от того, получили его или нет. Когда вы попросили обо всех поглаживаниях в ва­шем списке, погладьте себя за это упражнение.

Упражнение 5

А теперь, работая быстро и интуитивно, нарисуйте собст­венный профиль поглаживания (табл. 2.4).

В подзаголовок «просить о поглаживаниях» негативной (нижней) части колонки включите случаи, когда вы косвенно пытались привлечь внимание других людей, испытывая при этом болезненные и неприятные чувства. В этом случае вы бу­дете разыгрывать убеждение Ребенка о том, что «любое погла­живание лучше, чем его отсутствие». Аналогичным образом, когда вы заполняете негативную колонку «отказывается да­вать», включите в нее случаи, когда вы отказывали другим в негативных поглаживаниях, которые те пытались косвенным образом от вас получить.

Подумайте, что вы хотите изменить в своем профиле по­глаживания. Если хотите что-либо изменить, начинайте уве­личивать соответствующие колонки. Если вы хотите изменить свой профиль поглаживания, запишите пять видов поведения, направленных на увеличение любой желаемой колонки. В те­чение ближайшей недели осуществите это поведение. Напри­мер, если вы хотите давать другим больше позитивных погла­живаний, то можете записать комплименты, которые могли бы искренне выразить друзьям, но никогда этого не делали. В течение следующей недели выскажите эти комплименты друзьям.

Техника 4. Структурирование времени

Упражнение 1

Составьте схему структурирования времени. Для этого на­рисуйте круг и поделите его на части, представляющие собой время, которое вы обычно каждый день тратите на шесть спо­собов структурирования времени. Посмотрите, хотите ли вы изменить способы структурирования времени. Если да, то на­рисуйте, чего вы хотели бы достигнуть. Напишите пять вари­антов, с помощью которых хотите увеличить желаемые спосо­бы структурирования времени. На следующей неделе осуще­ствите ваши планы и после этого вновь нарисуйте круг структурирования времени. Каждый день отмечайте, как вы и другие структурируют свое время. Анализируйте структуриро­вание времени везде: на собраниях, на работе, в разговорах с соседями, на вечеринках. Не говорите другим о том, что вы делаете, пока не убедитесь, что они хотят узнать об этом.

Упражнение 2

Разделитесь на группы по шесть человек, выбрав любую тему для разговора. Обсуждайте ее в течение трех минут, при этом каждый человек разыгрывает один из способов структу­рирования времени. В конце проведите обсуждение. Затем выберите другую тему для разговора, поменяйте способ струк­турирования времени и повторите упражнение. В большой группе рассчитайтесь на номера от одного до шести. Все пер­вые номера разыгрывают уход, вторые — ритуалы, третьи — времяпрепровождение и так далее. Затем поменяйтесь роля­ми. В конце поделитесь своим опытом с остальными членами группы.

Техника 5. Определение жизненного сценария

Упражнение 1

Возьмите карандаш и бумагу и напишите ответы на сле­дующие вопросы. Работайте быстро и интуитивно, записывая первый ответ, который придет в голову. Какое название у ва­шего сценария? Что это за сценарий? Веселый или печаль­ный? Победный или трагичный? Интересный или скучный? Затем опишите последнюю сцену: чем заканчивается ваш сце­нарий? Сохраните ваши ответы, к которым можно вернуться снова, получив дополнительную информацию о сценарии жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: