Какой одинаковый звук слышится в них? Охарактеризуй его.
Произнеси слова так, чтобы звук Л звучал мягко.
Прочитай слова с твёрдым и мягким Л парами. Запиши пары слов, которые ты запомнил. Подчеркни букву, обозначающую твёрдый звук, синим цветом, обозначающую мягкий звук — зелёным.
В каких словах букв больше, чем звуков? Почему?
Выпиши из орфографического словаря в течение 5 минут 6 слов с твёрдым согласным звуком Л во 2-м ударном слоге,
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
С любыми выписанными словами составь предложения. Запиши в этих предложениях слова со звуками Л—Л'. Проанализируй их, выдели.афвыаф.
.Запиши двухсложные слова с твёрдым и мягким звуком Л в середине слова.
О б р а з е ц: пальто палка |
••ль•• | ••л•• |
••ль•• | ••л•• |
••ль•• | ••л•• |
••ль•• | ••л•• |
••ль•• | ••л•• |
[Польша, кольцо, пальцы, | (Салки, вилка, щелка |
килька, рельсы.) | жилка, балка.) |
Проанализируй.слова по звуковому составу.
|
|
Со словами, содержащими мягкий звук, составь словосочетания так, чтобы каждое слово содержало твёрдый звук. Докажи правильность выполнения
4. Прочитай слова:
лужи, пила, тело, вилка, лапоть. |
Переставь буквы в словах так, чтобы получилось новое слово, в котором звук Л произносился бы мягко — Л'.
Составь со 2, 3 и 4-м вновь образованными словами словосочетания гак, чтобы второе слово было тоже со звуком Л (твёрдым или мягким).
Проанализируй слова в словосочетаниях, обоснуй правильность их; составления.
Прочитайвнимательно ряд букв:
луналимонголоваленкисельдь
Постарайся найти в этом ряду слова.
Сколько слов здесь зашифровано? Назови их. Проанализируй найденные слова по звуковому составу.
(Упражнение выполняют 2 ученика, один из которых — «контролёр».)
Звуки Р-Р'
1. Внимательно рассмотри рисунок.
(Логопед подбирает сюжетную картинку на любую тему. Условие: должно быть не менее 5 слов с твёрдым звуком Р и 5 слов с мягким звуком Р’
Назови сначала слова с твёрдым звуком Р, затем — с мягким — Р’
Составь по одному предложению, в которых были бы слова со звуком Р и со звуком Р’
Обоснуй правильность своего выбора.
2. Подбери слова, оканчивающиеся на твёрдый звук Р; начинающиеся с мягкого звука Р'.
* Сыр, двор, топор.
*
Ряд, река, риза
Сравни слова попарно и докажи правильность их подбора.
Составь с подобранными словами словосочетания так, чтобы и во втором слове были звуки Р и Р'. Сравни слова в словосочетаниях, характеризуя звук Р.
3. Прослушай слова: горка, варка, зорко. Как произносится в них звук Р?
|
|
Произнеси данные слова так, чтобы твёрдый звук звучал мягко. Назови слова с изучаемыми звуками и запиши их. Обоснуй правильность выполнения задания.
4. Подбери к каждой букве слова брат 3 слова с твёрдым согласным Р и с мягким согласным Р':
Б борозда | Р раки | А арка | Т трамвай |
■ ■ ■ | ■ ■ ■ | ■ ■ ■ | ■ ■ ■ |
Запиши подобранные слова; обведи твёрдую согласную Р синим цветем, мягкую — зелёным.
Составь одно предложение со словом, в котором есть мягкий звук одно — с твёрдым звуком Р.
5. Подбери в течение 5 минут 4 слова с твёрдым согласным Р и 4 слова с мягким согласным Р'. Проанализируй их.
6. Внимательно прочитай:
Мы ряды встрече с Ритой. У Серёжи сильный жарь. |
Перед лесом огромный рёв. Первые рады в зале уже были заняты. Быстрее жар картошку! Вдруг раздался |
ров медведя. |
Прочитай, правильно ли записаны предложения? Что надо в них изменить? Прочитай предложения правильно.
Скажи, каких слов в предложениях больше: с твёрдым или мягким согласным Р’ Докажи, что ты правильно это определил.
Прочитай слова, в которых буква Р находится после согласной; между гласными; охарактеризуй данный звук в этих словах.
7.
а) Прочитай загадки и отгадай их.
Над землёю коромысло Без рук, без ног
солнышка повисло. Ворота отворяет
Найдислова со звуком Р. Дай характеристику звуку и определи его место в слове, запиши четырёхсложные слова; выдели в них ударный слог.
б) Отгадай ребусы:
Назови в отгадках слова со звуком Р? {Ветер, радуга.)
Проанализируй их и запиши звуками одно слово-отгадку по образцу.
Образец: пила [п'ила]. |
Составь со словами-отгадками предложения так, чтобы в предложении было 2-3 слова со звуком Р. Запиши их. Обведи твёрдую согласную синим цветом, мягкую — зелёным.