Раздел 3
( // этап)
Методические рекомендации
Содержанием занятий этого этапа является:
► уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей, и дальнейшее обогащение его как путем накопления новых слов, так и в процессе развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
► уточнение значений используемых детьми синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Реализация содержания II этапа коррекционного обучения осуществляется на фронтальных занятиях.
Поскольку в течение I этапа в процессе работы по упорядочению представлений детей о звуковой стороне речи была создана основа для целенаправленного усвоения лексико-грамматических средств языка, то на II этапе главная задача заключается в формировании у детей полноценных представлений о морфологическом составе слова и синонимии родного языка.
|
|
В процессе работы над развитием морфологических обобщений у детей формируются умения и навыки образования слов посредством различных аффиксов, активного и адекватного их использования в целях общения в разных учебных ситуациях.
Кроме того, на логопедических занятиях отрабатываются умения устанавливать связи между формой слова и его значением.
Так как изучение морфологического состава слова не предусмотрено программой обучения родному языку учащихся 1-го класса, то вся работа по формированию у детей первоначальных морфологических представлений осуществляется пропедевтически, в чисто практическом плане, что и составляет специфику коррекционного обучения первоклассников в условиях логопедического пункта при общеобразовательной школе.
Последовательность работы по восполнению пробелов может быть такой:
• практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления;
• практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления;
• понятие о родственных словах (в практическом плане);
• понятие о предлогах и способах их использования; дифференциация предлогов и приставок;
• практическое овладение навыком подбора антонимов, синонимов и способов их употребления;
• понятие о многозначности слов.
На основе многократного выполнения различных заданий в контексте вышеназванных тем осуществляется формирование и расширение семантических полей значений слов, относящихся к разным частям речи, валентности слов.
|
|
Поскольку одной из самых сложных грамматических категорий русского языка является ударение и именно оно — основа овладения правилом правописания безударных гласных, отработка его постановки занимает одно из основных направлений логопедической работы. При этом важно научить ребенка не только правильно ставить ударение, но и уметь на материале большого числа родственных слов анализировать, сопоставлять и выделять слова с ударением в определенной позиции.
В процессе работы по формированию полноценных морфологических представлений должны быть сформированы предпосылки к осознанному усвоению таких важнейших тем программы обучения русскому языку, как безударные гласные в корне, родовые и падежные окончания различных частей речи и т.д.
В процессе логопедических занятий по развитию устной речи постоянно осуществляется работа, направленная на овладение моделями различных предложений. Наиболее эффективно и углубленно можно провести эту работу при прохождении темы: «Образование слов при помощи приставок», так как значение каждого вновь образованного посредством приставки слова уточняется прежде всего в словосочетании и предложении.
В течение II этапа обязательно осуществляется активная работа по развитию и совершенствованию навыков чтения и письма.
Таким образом, на II этапе коррекционного обучения дети накапливают опыт различения и выделения морфемных частей слова, расширяют запас однокоренных слов, совершенствуют навык выбора проверочных слов.
Привлечение внимания к звуковой стороне и морфемному составу слова вооружает детей средствами, с помощью которых они самостоятельно расширяют запас слов, накапливают звуковые и морфологические обобщения, что обеспечивает полноценное восприятие всех явлений языка, представляющих единство смысла, функции и формального их выражения.
Итак, по истечении II этапа коррекционного обучения учащиеся должны в практическом плане научиться:
• ориентироваться в морфологическом составе слова, т.е. уметь определяй., посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения;
• активно пользоваться различными способами словообразования;
• правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением);
• передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.
Образование слов с помощью суффиксов