Второй уровень

1. Расспроси товарища:

—..........?

— Да, мы вчера ходили на экскурсию. _,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,?

— Мы были в зоопарке.

— Что вы хотели там увидеть?

_,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,?

— Мне очень понравилась экскурсия.

— Ты используешь то, что ты узнал, при ответе на уроке?

а) Разыграйте сценку «Врач и больной».

Ты пришёл на приём к врачу. (Обязательно употреби вежливые формы обращения и благодарности.)

б) Разыграйте сценку «Обсуждение покупки».

Два мальчика идут в магазин. Им нужно купить подарок другу. Они обсуждают, какой подарок понравится товарищу.


3.

а) Попроси прохожего объяснить, как пройти на выставку игрушек

б) Спроси у продавца, какие цветы он посоветовал бы купить маме. (Не забудь использовать вежливые формы обращения и благодарности.)

4 Разговор двух учеников (слова или картинки предлагаются логопедом).

- Я хочу предложить тебе разобраться, как пишутся слова «флаг» и «лодка».

- Давай попробуем вместе разобраться.

- Я начну так: «Слово «флаг» — односложное, потому что.... В конце слова.... Теперь ты расскажи, как пишется слово «лодка».

5. Послушай внимательно текст. Найди и запиши только предложения.

В густом лесу. Дети гуляли в лесу. Пастух гонит стадо на луг. Кормит овсом. Яблоки в корзинах. Бабушка варит компот из груши. Яблочное паренье.

Докажи, что ты правильно выполнил задание.

6. Составь предложения с помощью вопросов.

а) Кто? Что делает? Кого? Чем?

Кто? Что делает? Кого? Чем?

* (Используй данные слова: волосы, пыль, пол, картинку, бабочку, ежа, кисточкой, сачком, тряпкой, яблоком, щёткой, расчёской, ловит, раскрашивает, подметает, выбирает, причёсывает, кормит.)

Что у тебя получилось? Запиши составленные предложения.

(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

б) Кто? возвращались откуда? С какими? С чем? Чего?

У какого? костра кто? Как? Что делает?

Какая? девочка что делает? Кому? Какую? Что?

Что у тебя получилось? Запиши составленные предложения. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

7. При помощи интонации или слов разве, неужели измени данные предложения так, чтобы они звучали как вопрос:

Сегодня у нас не будет урока чтения. Ребята не выучили эти стихи.

Ты до сих пор не читал книгу о животных.

Наш класс собирается идти в кино.

Все были довольны экскурсией.



8.

а) Спроси у товарищи:

— что он будет делать в воскресенье;

— какая у него отметка за контрольную работу?

б) Узнай у учителя:

— когда и на чём вы поедете на экскурсию;

— как вы будете готовиться к празднику?

в) Задай товарищу вопрос об осени и о весне. Употреби при этом вежливые формы обращения: пожалуйста, будь добр (будьте добры), будь любезен (будьте любезны), спасибо.



9.

а) Чётко прочитай:


Что ты прочитал? Можно ли эти слова объединить в предложения? Если да, то почему?

Составь предложения.

(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

б) Составь из слов предложения:

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)


10. Внимательно прочитай:

Скажи, что в тексте необычного и что нужно сделать, чтобы запись читалась легко. Наведи порядок в тексте и запиши его правильно.

(Задание можно выполнять парами.)

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

11. Внимательно прочитай предложения:

Подумай и найди ошибки. Докажи правильность выполнения задания.

12.

а) Прочитай предложения «про себя»:

Поспели сливы. Ребята увидели.
Проснулся медведь. Мальчик бежал.
Поспевает малина. Хор пел.
Брат вернулся. Дули ветры

Увеличь (распространи) предложения: первые 2 предложения — до 4 слов; следующие 3 предложения — до 5 слов; последние 3 предложения — до 6 слов.

(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

б) Предложи товарищу любые три составленных предложения сократить, до 3 слов. (Задание выполняют пары учеников.)

(Коллективное обсуждение правильности выполнения задания.)



13.

а) Сократи предложения.

Внимательно читай предложения и постепенно (по одному слову) их сокращай, рассуждая примерно так: «В предложении "Воздух заметно потеплел" 3 слова. Предложение сокращаю до двух. Убираю слово "заметно". Стало: "Воздух потеплел"».


Каждый ребёнок анализирует и сокращает одно предложение, все остальные его контролируют.

б) Вспомни и запиши несколько сокращённых (до 2 слов) предложений.

По одному предложению распространи: до 4 слов; до 5 слов, до 6 и до 7 слов.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

14. Попроси товарища сократить какое-либо предложение, а затем снова его распространить своими словами.

(Не забудь о вежливой форме обращения: пожалуйста, будь добр и др.)

15. Чётко и внимательно прочитай предложения:

Подумай, какие предложения можно сократить до 2 слов, а какие — нельзя. Почему? Обоснуй правильность своего решения, сокращая постепенно каждое предложение.


Третий уровень

1. Продолжи разговор двух девочек:

- Оля, здравствуй! Как хорошо, что я тебя встретила!

- Добрый день, Алла!

- Оля, я знаю, что ты будешь выступать на празднике.

- __________________?

- __________________?

- __________________.

- __________________?

- __________________.

а) Разыграйте с товарищем сценку «Телефонный разговор» на любую тему.
Обязательно употребите вежливые формы обращения.

б) Разыграйте с товарищем сценку «Разговор». Вспомните отрывок из сказки,
рас сказа, басни, где участвуют два действующих лица.

а) Как ты пригласишь товарищей в гости?

б) Какой разговор может произойти у людей, которые смотрят спектакль (футбол, фильм). При необходимости используй вежливые формы обращения, просьбы, извинения и др.

4. Разговор двух учеников.

— Мы сегодня на уроке узнали новое правило. Давай друг другу расскажем, как пишутся слова, обозначающие предметы на картинках.

(Предъявляются предметные картинки: «Солнце», «Лестница».)

— Я расскажу, как пишется слово «солнце», а ты — как пишется слово «лестница».

(Картинки или слова предлагает детям логопед.)

5. В течение 5 минут составь и запиши 3 предложения, используя выражения красное лето; добрый молодец; думушку думать.

Докажи, что ты правильно выполнил задание.


6. Спрашивай и отвечай:

Когда прилетают грачи?.

___________________? Павел повесил кормушку на дерево

____________________? Весной распускаются почки.

Когда бывает листопад? __________________.

____________________? Лиса преследует зайца.

В процессе работы проводится коллективная проверка правильности постановки вопросов детьми и ответов (вопросы могут варьироваться).

7. Чётко прочитай предложение:

Поставь вопрос к каждому слову предложения.

(Коллективная работа.)

Запиши эти вопросы. Составь по этим вопросам другое предложение.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

8. Замени вопросы словами:

Принесли письмо (когда? кому?)....

Припекает солнце (какое? как?)....

Лиса поймала (какая? кого?)....

Ребята работали (как? где?)....

Самолёт летит (какой? как? где?)....

Доктор приехал (откуда? на чём? к кому?).... Ландыши зацвели (какие? где? когда?).... Ребята пойдут (куда? для чего? когда?)....

Внимательно прочитай составленные предложения. Всё ли в предложениях правильно? Подумай, что нужно исправить. Запиши предложения правильно (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

9. Узнай у учителя: какие книги надо прочитать во время каникул; как надо ухаживать за животными и птицами в живом уголке.

Спроси у товарища: есть ли у него собака, какая она, как её зовут; задай товарищу вопросы о его друге.

Употреби вежливые формы обращения: будь любезен (будьте любезны), будь добр (будьте добры), пожалуйста, спасибо, благодарю.


10.

а) Прочитай «про себя»:

Скажи, что ты прочитал? Попробуй из данных слов составить предложения.

Подумай, сколько предложений можно составить из слов первой группы; сколько — из слов второй группы. Запиши составленные предложения. В трёхсложных словах выдели ударный слог.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

б) Составь из слов предложения.

Дождь, на, листва, капли, с, падать, опавшая, шум. Расположить, на, берег, ночлег, лесной, на, туристы, озеро. И, освещать, сосны, лучи, верхушки, солнце, берёзы. Звонкий, в, мы, свист, начало, услышать, зима, снегирь.

(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполне ния задания.)

11. Внимательно прочитай:

Подумай, что надо сделать, чтобы запись читалась легко. Упорядочи текст и запиши его правильно.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания)


12. Внимательно прочитай:


Объясни, какие ошибки допущены в предложениях. Запиши исправленные предложения.


13. Прочитай «про себя»:

Грачи прилетели. Весна пришла.
Идет дождь. Лиса подкрадывалась.
Лиза учит. Появились листья.
Антон читает. Накинулась зима.

Что ты прочитал? В течение 10 минут увеличь (распространи) данные предложения сразу до 8—10 слов.


(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

14.

а) Внимательно послушай предложения и сразу сократи их до двух слов:


Запиши те предложения, которые получились после сокращений


б) Распространи данные предложения по схемам в следующем порядке:




Распространи сокращенные предложения: одно предложение — по схеме № 1, 2; три — по схеме № 2, 4; пять — по схеме № 5. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

15. Дай товарищу задание: придуманные тобой 2 предложения распространить до 5-7 слов; придуманные тобой 2 предложения сократить до 2 слов.

(Не забудь о вежливой форме обращения!)

(Задание выполняется парами. Обсуждается правильность выполнения задания.)



16.

а) Прочитай «про себя»:


Подумай, что нужно сделать. Выполни задание. Расскажи, что и как ты делал.

(Коллективная проверка с обсуждением правильности составления предложений.)

б) Сократи первые 2 составленных тобой предложения до 3 слов; последующие 2 предложения — до 4 слов.

(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания — разные варианты сокращения предложений.)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: