Вечером мы договорились пойти завтра за грибами. Встали ещё до рассвета. Быстро собрались, взяли корзины и отправились в лес. Сразу грибы нам не попадались. Вдруг мы увидели красные шляпки. Один, второй, третий! Как хороши были подосиновики! Крепкие, свежие! За час мы набрали половину корзинки. А потом в наших корзинах оказались подберёзовики, лисички, маслята. С полными корзинами грибов мы вернулись домой.
Что ты прослушал?
Как называются рассказы?
В каком из рассказов полнее раскрыта тема? Почему? Обоснуй свой ответ.
У какого рассказа неточное название? Почему? Подбери к нему название.
(«В лесу», «Летнее утро», «Прогулка в лес».) Объясни свой выбор.
8.
а) Прочитай «про себя» слова:
Составь по этим словам рассказ про себя. б) Прочитай «про себя» слова:
Составь по этим словам рассказ про своего товарища. Выбери подходящий по смыслу заголовок: «Утром»; «Прогулка на лыжах»; «Перед школой»; «Утренняя зарядка»; «Прогулка».
(Задание выполняется парами с взаимопроверкой и обсуждением правильности выполнения задания.)
|
|
9. а) Прочитай «про себя»:
Что ты прочитал?
Какой темой объединены все данные предложения?
Что можно сделать с этими предложениями, чтобы получился рассказ? Выполни задание.
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
Подумай: какая основная мысль рассказа?
Прочитай и подчеркни то предложение, которое выражает эту основную мысль.
Исходя из основной мысли рассказа, озаглавь ею. Обоснуй выбор заглавия.
б) Прочитай «про себя»:
Подумай, что нужно сделать сначала, что — потом. Что должно получиться?
Выполни задание.
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания)
3. Внимательно прочитай текст:
Подумай, что в тексте не относится к теме, и объясни, почему ты так думаешь.
Вычеркни те предложения, которые не соответствуют теме. Прочитай исправленный текст. Соответствует ли теперь содержание названию текста?
11. Прочитай «про себя»:
Что ты прочитал? Можно ли сказать, что все предложения объединены одной темой? Что ты можешь сказать о последовательности событий в тексте?
Что нужно сделать, чтобы получился рассказ? Сколько ошибок надо исправить? Какая основная мысль рассказа?
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания: деление текста на предложения, логическая последовательность предложений, подбор названия.)
12. Детям предъявляются 3 сюжетных рисунка, объединенных одной темой (например, какое-либо происшествие).
Рассмотри внимательно рисунки. Подумай, что случилось сначала и чем закончилось происшествие. Расположи рисунки в нужной последовательности и составь по ним рассказ. В каком рисунке заключена основная мысль? Исходя из основной мысли, подбери название рассказа.
|
|
(Обсуждение выполнения задания.)
13.
а) Чётко прочитай:
Что ты прочитал? Почему ты думаешь, что это рассказ? Какой признак рассказа отсутствует?
Прочитай предложение, которое выражает основную мысль рассказа. Какой заголовок к рассказу подсказывает его основная мысль?
б) Поставь к каждой части рассказа вопрос. Ответь на свои вопросы. Ответы запиши в виде плана рассказа.
Перескажи текст по плану.
(Коллективная работа с обсуждением правильности выполнения задания)
4. Внимательно прочитай:
Скажи, что ты прочитал? Как ты думаешь, куда можно включить эти предложения?
Составь рассказ. Озаглавь его.
Предварительно продумай план рассказа.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
15. Чётко прочитай текст:
Что ты прочитал? Можно ли эту запись назвать рассказом? Поясни своё решение.
Может быть, план поможет исправить ошибку? Прочитай внимательно план к рассказу.
Подумай, соответствует ли прочитанный текст плану.
Какую работу надо проделать, чтобы получился рассказ? Выполни задание.
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задании.)
16. Составь план рассказа на тему «Лыжная прогулка». Используй в рассказе следующие словосочетания:
Вариант I: коллективная проверка с обсуждением правильности выпои нения задания;
Вариант II: задание может быть использовано как проверочное.
17. Вспомни и расскажи, где и как ты провёл лето или каникулы. Может быть, тебе интереснее рассказать о рыбалке, или о прогулке в лес, или о дне рождения, который был совсем недавно.
Составь план и рассказ. Обязательно вырази свои впечатления. Расскажи о событиях так, чтобы было ясно, грустил ты или веселился, радовался, восторгался.
В рассказе можно использовать такие выражения:
«Мне было так весело, что я не заметил, как пролетели каникулы (лето, этот день)»;
«Я даже не ожидал, как много интересного я узнаю в лагере (на рыбалке)»
«Красота гор и моря (соснового бора, лиственного леса) меня поразила».
Как ты думаешь, в какой части рассказа ты сможешь использовать данные выражения? Объясни, почему.