Дуализм противоположных укладов — цивильного права и права народов — не мог не привести к их взаимному слиянию. Этому процессу способствовал, прежде всего, собственный интерес господствующего класса в развитии фажданского и торгового оборота и укреплении торговых сношений во всех областях покоренного мира. Унификация права содействовала этому развитию. Предоставление перегринам прав римского гражданства оказывало не меньшее влияние на это развитие. Наконец, преторское право, судебный обычай, неиссякаемая активность юриспруденции привели к тому, что ius civile и ius gentium стали постепенно сливаться. Преторское право, поддерживая и развивая ius civile, реально проводило принципы ius gentium. В этом же направлении двигалось новое обычное право.
Понятие источника права в РЧП. Законы народного собрания, сенатусконсульты, конституции императоров как источники римского частного права. Эдикт магистратов как источник римского частного права.
В литературе термин "источник права" употребляется в разных значениях: как источник содержания права, источник в материальном значении. К нему относятся материальные условия жизни общества. К юридическим источникам римского права относились: обычное право; законы (в республиканский период - постановления народных собраний, позднее - плебейских сходок - плебесциты; в эпоху принципата - постановления Сената, сенатус-консульты; в более поздний период и период домината - конституции императоров); эдикты магистратов; деятельность юристов (юриспруденция). Конечным источником содержания права являются материальные условия жизни общества. Это обстоятельство необходимо иметь в виду, в частности, и при изучении права рабовладельческого общества.
|
|
В Древнем Риме законом являлось решение комиций – народного собрания. Для этого требовалось содействие трех органов римского государства. Такими являлись:
1).Магистрат, имевший право созывать народное собрание (консул, диктатор, претор), должен был сначала выработать письменный проект закона.
2).Народ, собранный магистратом в комиций, мог принять или отвергнуть проект целиком, но не обсуждал его, так что весь процесс прохождения закона сводился к вопросу магистрата, предлагающего закон, и положительного или отрицательного ответа со стороны народа.
3)Наконец, закон, предложенный магистратом и принятый народом, нуждался в ратификации или одобрении со стороны сената. Испрошенным законам противополагались к концу республики законы, устанавливавшиеся по делегации законодателя полководцами в завоеванных провинциях.
Сенатусконсульты – постановления римского сената основной формой законодательных актов были с I по III в. н. э. в связи с невозможностью частого созыва народных собраний. В сенатусконсультах давались общие принципиальные положения, некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами. Сенат не имел законодательной инициативы. Его постановления чаще всего являлись лишь оформлением предложений императора.
|
|
Императорские конституции – единоличные распоряжения императора, которые стали признаваться законом с III в. н. э.
Императорские конституции издавались в 4 формах: а) эдикты— общие распоряжения; б) декреты— решения по судебным делам; в) рескрипты — ответы на поступавшие к императорам вопросы; г)мандаты— инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам.
Императорские конституции были позднее кодифицированы римскими юристами. Наиболее известными являются: кодекс Грегориана. Он собрал конституции, начиная с Адриана. Кодекс Гермотениана был выпущен в дополнение к кодексу Грегориана. Кодекс Феодосия (16 томов) был составлен Восточно-римским императором в начале V в. н. э. получил распространение как на Востоке, так и в Риме. Кодекс Юстиниана вышел в 529 г. н. э. После его составления было запрещено пользоваться другими кодексами.
Одной из форм правообразования для римского права, являются эдикты магистратов.
Термин «эдикт» происходит от слова говорю и первоначально обозначал устное объявление магистрата по тому или иному вопросу. С течением времени эдикт получил специальное значение программного объявления, какое делали республиканские магистры при вступлении в должность. Юрист Гай писал, что особенно важное значение имели эдикты: 1) преторов правителей провинций, а также 2) курульных эдилов, ведавших гражданской юрисдикцией по торговым делам.
Эдикт, содержавший годовую программу деятельности магистрата, называли постоянным. Формально эдикт был обязателен только для того магистрата, которым он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистрат находился у власти.