Понятие источника права в РЧП. Кодификация римского права в VI веке

В литературе термин "источник права" употребляется в разных значениях: как источник содержания права, источник в материальном значении. К нему относятся материальные условия жизни общества. К юридическим источникам римского права относились: обычное право; законы (в республиканский период - постановления народных собраний, позднее - плебейских сходок - плебесциты; в эпоху принципата - постановления Сената, сенатус-консульты; в более поздний период и период домината - конституции императоров); эдикты магистратов; деятельность юристов (юриспруденция). Конечным источником содержания права являются материальные условия жизни общества. Это обстоятельство необходимо иметь в виду, в частности, и при изучении права рабовладельческого общества.

Большое значение имеет кодификационная ра­бота, проведенная в первой половине VI в. н.э. при Юс­тиниане. В это время зарождаются планы воссоединения восточной части империи с западной. Государство требовало единства права, определенности и ясности его содержания. Господствующий класс был заинтересован в том, чтобы право было обновлено.

Юстиниан поставил перед со­бой задачу собрать накопившийся огромный материал: императорские законы, сочинения классиков, т.е. устранить противоречия, отбро­сить все устаревшее.

Для выполнения кодификации назначались осо­бые комиссии. Активное участие в кодификации прини­мали выдающиеся юристы того времени — Трибониан и Феофил.

Работа началась с собрания императорских законов - кодекс первого из­дания.

Далее был составлен сборник извлечений из сочинений клас­сических юристов под названием собранное или все вмещающее. Этот сборник состоял из 50 книг, разделенных на титулы и фрагменты.

Был обнародован учебник римского права — Институции, получивший силу закона. Институции Юстиниана со­стояли из четырех книг, разделенных на титулы; в основу их содержания были положены Институции Гая.

В результате пересмотра поя­вился кодекс нового издания, состояв­ший из 12 книг, разделенных на титулы.

При составлении Дигест допускали изменения подлинно­го текста классических произведений и делали вставки. Внесенные комисси­ей изменения и вставки носят наименование «интерпо­ляции».

Собранный в Дигестах материал состоял из трех больших групп: а) из сочинений классиков, относящихся к цивильному праву; б) из сочинений классиков, посвященных преторскому эдикту; в) из сочинений Папиниана и некоторых дру­гих, не попавших в две первые категории.

Юстинианом был издан ряд законов - Новелл (т.е. новых законов). В средние века Институции, Дигесты, Кодекс и Но­веллы получили название свод гражданского права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: