Сознание как философская проблема: ретроспективная аналитика. Базовые характеристики сознания; современное видение

Созна́ние — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях

В ситуации социальной неопределённости, неустойчивости решающее зна-чение приобретает не внешняя, а внутренняя детерминация социального по-ведения человека. Она может выливаться в различные жизненные стратегии. Переходный период - это особое временное состояние общества в силу своей жёсткости, даже беспощадности, оно закладывает основы и частично формиру-ет очень долговременные жизненные установки и человеческие ориентации.

- в социальном плане - это определённый способ понимания социальной реальности, угол зрения на устройство социальной вселенной. Перспективы личности раскрываются через тождественные понятия «жизненный план», «жизненная программа». Жизненный план понимается как: способ достижения конечного результата; промежуточное событие определённого этапа жизни относительно событий более значимых; способ соотнесения частных целей от-носительно целей более обобщённого характера ради её достижения; конкре-тизация обобщённых жизненных целей. Жизненная программа - это расши-ренный вариант жизненного плана, который охватывает не только близкие це-ли, а направлен на планирование всей жизни человека;

- в педагогической сфере - это цели, способные вовлечь воспитанников в совместную деятельность. Перспективы подразделяются на ближние (не тре-бующие от коллектива, воспитанников значительных усилий и времени для достижения, «завтрашняя радость»; средние (требующие больших усилий и времени) и дальние (сложные цели, достижение которых требует от всего кол-лектива много сил и времени). Понятие в таком значении введено в педагогику А.С. Макаренко.

Философское понимание бытия, существования являлось основным опре-делением жизни. Жизнь телесная и стремление к её сохранению, материальному

поддержанию, жизнь нравственная как стремление к благу и счастью, жизнь духовная как возвышающаяся над обыденной - все эти стороны жизни неиз-менно оказывались в центре внимания философской мысли различных эпох. Конечно, эти аспекты интерпретировались по-разному, им приписывалась раз-ная ценность. Например, эпикурейцы видели смысл жизни в наслаждении её благами, в достижении счастья; сторонники аскетизма выступали за подавле-ние плоти, чувств; стоики переносили цель жизни в область логических построе-ний, оторванных от жизненных страстей. Таковы самые ранние философские толкования жизни, её смысла, цели, которые весьма разнообразны и подчас противоположны.

Особенность этих философских интерпретаций жизни состоит в том, что при обсуждении позиций человека в жизни (пассивной - как слияния с приро-дой, активной - как стремления к благу, аскетизма - как отказа от жизненных благ и т.д.) роль человека как строящего и определяющего свою жизнь суще-ства не осознается, не учитывается.

Осознание того, что жизнь может быть определена соотносительно с чело-веком, а конкретнее - с личностью, пришло в конце XIX - начале XX века. Это осознание в известной степени связано с капитализмом, породившим дух и философию индивидуализма. Именно капитализм впервые в истории вывел личность как действующее лицо на сцену и социальной действительности, и художественной литературы, и философско-психологической теории, породил и юридически закрепил понятие частной жизни.

Попытку дать научное, а потому более конкретное и содержательное, определение жизни в 30-е гг. XX-го столетия предприняли психологи. Первой из них была Ш. Бюлер. Индивидуальную, или личную, жизнь в её динамике она назвала жизненным путём личности. Бюлер выделила ряд сторон, или аспектов, жизни, чтобы проследить их в динамике. Её понимание жизненного пути содержало главное: жизнь конкретной личности не случайна, а зако­номерна, она поддаётся не только описанию, но и объяснению. П. Жане стре-мился определить жизненный путь как эволюцию самой личности, как после-довательность возрастных этапов её развития, этапов её биографии.

К идее жизненного пути личности вслед за Бюлер в советской психологии обратился крупнейший советский психолог С.Л. Рубинштейн [7]. В книге «Основы общей психологии», анализируя работу Бюлер, он пришёл к выводу, что жизненный путь нельзя понять только как сумму жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Его необходимо представлять как целое, хотя в каждый данный момент человек включён в отдельные ситуации, связан с отдельными людьми, совершает отдельные поступки. Для раскрытия целостности, непрерывности жизненного пути Рубинштейн предложил не просто выделить его отдельные этапы (например, разные возрастные этапы -детство, юность, зрелость и т.д., как это делал П. Жане), но и выяснить, как каждый этап подготавливает и влияет на следующий.

Если Бюлер стремилась выделить в качестве структур жизни и единиц анализа жизненного пути события, то С.Л. Рубинштейн предложил понятие жизненных отношений личности, назвав среди них три: отношение к пред-метному миру, к другим людям, к самому себе.

Рубинштейном намечается концепция личности как субъекта жизни. Понятие субъекта жизни дало возможность Рубинштейну раскрыть деятельную сущность личности, преодолеть созерцательный подход и к личности, и к её жизни. В идее изменения жизни, понимании её условий как задач, требующих от человека определённых решений, - вот в чём состояла новизна его подхода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: