Все примеры духовного пробуждения были связаны с проповедью Писания и сопровождались глубоким интересом к нему. Период служения Христа и апостолов не был исключением из этого правила.
Проповедуя в назаретской синагоге, Христос применил к Себе важное пророчество Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Евангелие от Лук. 4:18-19). Проповедь – первое по очередности дело, которое пришелсвершить Христос на земле. Не чудеса, а проповедь! Чудеса всегда играливторостепенную роль. Двадцать пять раз евангелисты упоминают, что Христос учил, ипотому чаще всего люди называли Его Учителем. Их всегда изумляла сила Христовойпроповеди. Евангелист Марк замечает: «И множество народа слушало Его с услаждением» (Евангелие от Марка 12:37). Христос учил много, иногда весь день до вечера. И никто неуходил с Его долгой проповеди, никто даже не смотрел на часы. Этим Он оставил важныйпример нам, проповедникам: проповедуйте так, чтобы люди не томились, не засыпали, нонаслаждались проповедью Слова Божьего!
Апостолы также много и ревностно проповедовали. Они отказались заниматься хозяйственными вопросами, чтобы не утерять проповеднического приоритета в служении
(Деяния 6:4). Павел напоминал пресвитерам: «Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года
день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деяния 20:31). Если Христос и апостолы уделяли так много внимания проповеди, то можем ли мы поступать иначе?
Можем ли мы позволить себе считать проповедь второстепенным делом и приступить к ее подготовке только в субботу вечером, а не сразу после воскресения? Смеем ли мы
мямлить ее, а не вкладывать в нее жар души?
Обратите внимание, что главной темой проповеди Христа и апостолов было Евангелие – подлинно добрая весть. Они адекватно выражали эту весть и словом, и взором, и интонацией. Это важно иметь в виду и нам, их приемникам. Иногда мы прибегаем к суровым словам и интонациям. Мы провозглашаем Слово, словно судьи, – без малейшей жалости к преступникам, с едва скрываемым торжеством от верно
Исполненного долга. Мы полагаем, что суровость сильней «проймет» грешника, чем мягкие увещевания. Однако стоит задаться вопросом: Христос и апостолы проповедовали жестко или мягко? Я был тронут верной интерпретацией эпизода Евангелия от Матфея в фильме «Иисус», когда Христос страстно провозгласил многократное горе книжникам и фарисеям. Эти слова Он говорил сквозь слезы, а вместо того, чтобы произнести торжествующее «аминь», Христос горько зарыдал.
Прав был шотландский проповедник XVIII в. Роберт Макчейн: «Благая Весть – добра, и произносить ее надо с ангельской кротостью, особенно если вещает такой бедный грешник, как я»1. Биографы отмечают, что у Макчейна почти ничего не осталось от манеры жестко проповедовать. Обычно он переживал, если его проповеди не хватало святого сострадания. О том же говорит и наш современник, доктор Питер Мастерс, – пастор церкви Сперджена в Лондоне: «Грешника не надо смешивать с грязью, чтобы он увидел себя грешником, но надо дать ему почувствовать милосердие, которым проникнуто Евангелие, и понять, что Христос есть Спаситель».
Дорогие братья-проповедники! Мы связаны одной судьбой с нашим Господом, и пусть Его страсть неустанно проповедовать Евангелие передастся и нам!
Проповедовать – значит тяжело трудиться, особенно если речь идет о служении в одной и той же церкви на протяжении многих лет. Наш век облегчил труд проповедника, предоставив ему возможность пользоваться различными библейскими компьютерными программами. Стали доступны неизвестные ранее христианские книги, в том числе и проповеди известных служителей. Однако некоторые прагматичные братья вместо того, чтобы молитвенно исследовать избранный текст, разработать ясный гомилетический план проповеди, отыскать подобающие теме цитаты или примеры, идут путем наименьшего сопротивления: скачивают чужие проповеди и преподносят их Церкви без честного признания: я прочту вам проповедь Сперджена или Джона Мак-Артура. Они пользуются плодами чужого труда. А ведь народ Божий молится о том, чтобы Господь проговорил через проповедника. Народ Божий искренне полагает, что Бог на их молитвы отвечает, открывая служителю глубокие истины. Но когда эту же проповедь слово в слово они случайно прочтут в каком-то издании и не под фамилией их проповедника, они испытывают неприятное чувство обманутости. Я сам был однажды разочарован, когда еще в советские годы слушал по радио проповедь и вспоминал, где же я с таким изложением сталкивался? Взяв с полки книгу Каргеля, я увидел, что радиопроповедник слово в слово читал ее. Как меня это опечалило!
Здесь очень уместно привести слова митрополита Антония (Сурожского):
«…проповедь не надо говорить никому, кроме как самому себе. Стань перед судом евангельского отрывка, поставь себе вопрос о том, как ты стоишь перед ним, что Божие Cлово, живое, личное, говорит тебе и что ты можешь ответить Живому Богу, Который требует ответа, и действия, и покаяния, и новой жизни. Если слово, которое ты говоришь в проповеди, тебя ударяет в душу, если глубоко вонзается, словно стрела, в твое собственное сердце, оно ударит в чужую душу и вонзится в чужое сердце. Но если проповедник будет говорить стоящим перед ним людям то, что, как ему думается, им полезно знать, то большей частью это будет бесполезно, потому что ума это, может быть, коснется (если проповедник окажется способным умно об этом сказать), но жизнь это ничью не перевернет.»
Лучше сказать пять слов от себя, чем тьму слов от талантливого проповедника, ибо за его талантливое слово вы не станете молиться так усердно, как вы молились бы за немощное свое. Дорогие братья! Позвольте сказать следующее: говорите своим голосом, от собственного сердца, от Божьего помазания! Ведь так проповедовал Христос и апостолы.