студентка бакалавриата 4 курс ППО
научный руководитель: к.с.-х.н., доцент И.Ю. Богатищева
ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орёл
Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения — агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями. То есть с поведением не принятым в обществе, или, по-другому, девиантным поведением. Девиантное поведение –это поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое[1, с.3].
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.
1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, которое подразумевает наличие явной или скрытой психопатологии.
2. Антисоциальное поведение, которое нарушает какие-то социальные и культурные нормы, а особенно правовые [4, с. 236].
В настоящее время отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех институтов воспитания. Это связано с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а, следовательно, настоящего и будущего общества в целом. А именно возрос интерес к проблеме изучение семейного неблагополучия, которое в большинстве случаев является основным фактором возникновения и развития девиантного поведения среди детей и подростков. Наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются стержневые образования личности ребенка – его представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя [2, С. 242].
С каждым годом возрастает число неблагополучных, в том числе и девиантных семей. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. В неблагоприятной психической атмосфере семей с явным неблагополучием появляются дети с девиантным поведением. Большое число подростков из таких семей имеют отклонения в поведении от общепринятых норм, так как дети нередко усваивают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения родителей, порой доводя их до крайностей. Неправильное семейное воспитание и ошибки в нем, ведут за собой отклоняющее поведение у детей.
Дефекты семейного воспитания –часто первопричина искаженного формирования личности и последующего перехода на преступный путь подростков, так как на примере родителей они получают представление о должном поведении, об отношении к обществу, труду, другим людям и т.п. А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жестокие взаимоотношения и повышенная моральная ответственность [5, С.282].
Поэтому появилась необходимость в проведении профилактики, коррекции и последующей реабилитации подростков из неблагополучных семей. Проблема поиска путей повышения эффективности профилактической работы приобрела в последнее время особо острую актуальность в связи с обозначившейся в стране тенденцией роста преступности, и в особенности преступности несовершеннолетних.Профилактика девиантного поведения предполагает систематически осуществляемое, целенаправленное предупредительное воздействие на отдельных лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, в целях предупреждения преступлений и других асоциальных проявлений[4, с.98].
Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении подростков эффективна лишь при соблюдении следующих условий: успешность воспитанника в какой-либо деятельности, эмоционально позитивная система отношений со сверстниками, воспитателями, учителями, психологическая защищённость. Выделяют два способа осуществления профилактической работы: разъяснительный и упреждающий.
Другой технологией работы социального педагога с дезадаптированными детьми и подростками, помимо профилактики, является их коррекция и реабилитация. В основе коррекционной работы лежит идея сопровождения ребенка в ходе коррекционного процесса, заключающаяся в постоянном отслеживании изменений, происходящих в личности ребенка на разных этапах его развития. Она базируется на консультировании и предполагает целенаправленное психологическое воздействие на клиента или пациента с целью приведения его психического состояния к норме в случаях диагностики у него каких-либо характерологических девиаций. И далее идет реабилитация. Под реабилитацией понимается система мер, которая имеет своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками. Реабилитация бывает следующих видов: медицинская, психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная и бытовая[3, с. 256 ].
Для устранения неблагоприятных последствий может служить социально-педагогическая работа по профилактике девиантного поведения подростков.
Актуальность такой работы обусловлена все возрастающим количеством подростков с нарушениями поведения и разнообразием их проявлений. Для устранения такого поведения мы предлагаем программу работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков. Она направлена на профилактическую и коррекционно-развивающую работу с подростками асоциального поведения из неблагополучных семей, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, оздоровлению и облагораживанию круга общения, создание условий для физического, психического и социального благополучия.
Цельюданной программы является формирование высокой сопротивляемости подростков негативным формам воздействия, это предполагает приобретение необходимых социально значимых знаний, навыков критического мышления и выработка поведения, позволяющие ответственно относиться к собственной жизни, принимать правильные жизненные решения.
Программа состоит из нескольких этапов её реализации: 1-й этап - начальное тестирование участников группы с цель определения знаний и анализа результатов несовершеннолетних по проблеме асоциальных явлений и определение самооценки, отношение к себе, самовосприятия несовершеннолетнего. 2-й этап - непосредственная работа над темами программы. 3-й этап – формирующий. 4-й этап – работа с неблагополучной семьей и 5-й этап - обработка результатов программы, проведение «круглого стола» с воспитателями для анализа и проведения итогов работы.
В ходе реализации программы были предложены некоторые методические рекомендации социальному педагогу по работе с девиантными детьми и подростками из неблагополучных семей:
1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее;
2. Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда;
3. Верить в исправление трудного подростка;
4. Предоставлять трудному подростку возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон;
5. Предъявляя требования, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания;
6. Всячески поддерживать усилия трудного подростка по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации;
7. Осуществление информационно-просветительской работы с неблагополучной семьей с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании;
8. Осуществление комплексной коррекционной работы с неблагополучной семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между ее членами и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании;
9. Полученная информация должна сохраняться в тайне от лиц, не участвующих в диагностическом процессе;
10. Профилактическая и коррекционная работа может осуществляться в следующих формах: работа с семьей, работа с группами детей и подростков, проявляющих групповые девиации, индивидуальная работа.
Таким образом, семейное неблагополучие является одной из основных причин, определяющая состояние и динамику девиантного поведения подростков. Часто ребенок является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза. Иной раз это неблагополучие скрыто довольно глубоко. И лишь когда с подростком случается беда, окружающие обращают внимание на уклад жизни семьи, на ее мораль, на ее жизненные ценности, которые и позволяют увидеть корни беды. А ведь за внешним благополучием может скрываться асоциальное состояние семейных отношений, уклада жизни и воспитания подростка в семье, они же являются ведущими факторами формирования личности.
Литература
1. Змановская Е. В.Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. – 5-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2008 -288с.
2. Иванов А.В. Социальная педагогика: учебное пособие / А. В. Иванов. – М.: Изд-во Дашков и К, 2011 – 424 с.
3. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие / В. Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2005 – 448с.
4. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / Ф. А. Мустаева. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 528 с.
5. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер, - М.: Академический проект; Трикста, 2005. – 336 с.
К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ