Л.Н. Курочкина

студентка магистратуры 2 курс ППО

научный руководитель: к.п.н., доцент Калинина Е.С.

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орёл

В современном мире от человека все больше требуется умения быстро, слаженно, эффективно, творчески мыслить. Все это обязует школу подготавливать высокоинтеллектуальных личностей. Насколько успешным и качественным будет обучение в школе, во многом зависит от готовности будущих первоклассников к этому сложному и длительному процессу.

В настоящее время в психолого-педагогической науке и образовательной практике понятие «готовность к школе» является широко распространенным и активно используемым самыми различными специалистами: воспитателями детских садов, школьными учителями, социальными педагогами и т.д.

Вопросы готовности к обучению в школе рассматривались педагогами, психологами, дефектологами: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова и многие другие.

Л. И Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мысленной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, своей познавательной деятельности к социальной позиции школьника.[1, С.36] Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции. [2, С.250]. На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Российские психологи под готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

К числу компонентов готовности к школьному обучению относится: физическая, интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностная готовность.

1.Физическая готовность определяется показателями веса, роста, мышечного тонуса и др., которые должны соответствовать нормам физического развития детей 6-7-летнего возраста. Также учитывается состояние зрения, слуха, моторики, состояние нервной системы ребенка, общее состояние его здоровья. Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

2. Содержание интеллектуальной готовности включает: словарный запас, кругозор, специальные умения, уровень развития познавательных процессов и их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления, умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы [1, с.210].

Переход к системе школьного обучения предполагает переход к системе научных понятий, которые познаются ребенком в процессе изучения школьных предметов.

3. Личностная готовность включает в себя формирование у ребенка готовности к принятию новой «социальной позиции», которая обуславливается новым отношением окружающих к ребенку, также отношением ребенка к школе, к учебной деятельности, к самому себе.

4. Эмоционально-волевая готовность обусловлена тем, что от первоклассника потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. То есть у ребенка должна сформироваться произвольность психических процессов. Волевая готовность также включает в себя развитие дисциплинированности, организованности, самоконтроля и других волевых качеств.

Для успешной учебы ребенок должен достичь определенного уровня развития во всех этих компонентов.

С целью изучения уровня готовности поступления в школу нами была проведена диагностика, в основу которой положены методики, направленные на исследование познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение), мотивации учения, физических возможностей, эмоционально-волевой сферы.

По результатам обследования: внимание, мышление, мелкая моторика, мотивация, самостоятельность и самоконтроль показали низкий уровень развития.

В связи с этим появляется необходимость организации психолого-педагогической помощи будущим первоклассникам в достижении достаточного уровня готовности к обучению.

С этой целью нами была разработана программа формирования компонентов готовности к школьному обучению, которая предполагает комплекс систематических занятий.

Программа нашла свою реализацию на внеурочных дополнительных занятиях. Работа проводится 2раза в неделю по 40-45 минут. Каждое занятие посвящено определенному компоненту школьной готовности. Так же были подготовлены рекомендации учителям по формированию отдельных компонентов. Приведем несколько примеров:

Для развития мотивации учения (компонента личностной готовности) на уроках нами были использованы сказки( «Лиса и дрозд», «Пузырь, соломинка и лапоть» ), пословицы и поговорки, демонстрирующие важность и необходимость знаний в жизни человека, значимость умственного труда.

На уроках русского языка, математики, литературы с помощью сказок детям объясняют на сколько необходимы бывают знания в жизни человека.

С целью достижения развития познавательных процессов (компонента интеллектуальной готовности) н а занятиях мы использовали игры («Угадай по описанию», «Кто больше», «Чем похожи?», «Лишнее слово»). Все дети очень любят, они с интересом выполняют все условия обучения и игры, стараясь добиться хороших результатов.

Детям характерен повышен­ный интерес к игровым элементам, через ко­торые они познают мир, поэтому на занятиях происходит развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия и речи).

Для развития моторики (компонента физической готовности) совместно с учителем нами были организованны кружки, где дети занимаются творчеством, ( рисование или раскрашивание картинок, изготовление поделок из природного материала, из бумаги, лепка из разных материалов (пластилин, тесто, глина).

Так же в сотрудничестве с учителем физкультуры для общего физического развития организованы спортивные секции.

В качестве методов развития самостоятельности и самоконтроля (компонента эмоционально-волевой готовности) на уроках нами были использованы: беседы-рассуждения, чтение художественных произведений («Умелые помощники», «Глупая история», «Заплатка»), просмотр мультфильмов, постановка сказок. Благодаря этому дети учатся контролировать себя, быть самостоятельными, дисциплинированными, целеустремленными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: