Глава пятая

Предсказан ли Иисус в Ведах?

Брахман, Параматма и Бхагаван

Царство Бога

Христианская молитва

Что такое ом?

Повторение Харе Кришна

Кто такая Радхарани?

Преподобный Харт: Ведические тексты содержат настолько подробную информацию, что мне уже стало интересно, не предсказан ли там Иисус. Вы как-то говорили о том, что в ведической литературе предсказаны Воплощения Бога, и в качестве примера назвали Будду, Раму, Кришну, Господа Чайтанью...

Сатьяраджа дас: Да. Иисус был, конечно, шактьявеш-аватаром, то есть воплощением, наделённым особой властью. Позднее я более подробно расскажу об этой категории проявлений. В любом случае, даже если такие аватары не названы конкретно, вся ведическая литература описывает их качества. Ведическая литература чрезвычайно подробно перечисляет все качества, которыми должен обладать шактьявеш-аватар и по которым можно определить его божественность.

Роль Иисуса, как вы знаете, была совершенно особой, так что, как и следовало ожидать, о нём есть особое упоминание в "Маха Бхавишья Пуране". В этой древней пуране, представляющей собой часть вайшнавского канона, говорится о том, что он был распят и что затем — видимо, вскоре после распятия — он отправился в Индию.

Преподобный Харт: Интересно. Мусульмане тоже считают, что Иисус не умер на кресте, и, кроме того, не верят в вознесение.

Сатьяраджа дас: Об этом свидетельствуют многие древние предания.

Как бы ни было, ведическая литература — записанная примерно 5000 лет назад — полностью предсказывает историю Иисуса. Она особо упоминает о том, что его называли "мессией", что его распяли и что считалось, что он рождён девственницей. Кроме того, "Бхавишья Пурана" приводит слова Иисуса о том, что он пытался проповедовать "амалекитам" — одной из иудейских сект того времени.

Преподобный Харт: Назван ли Иисус по имени?

Сатьяраджа дас: Употреблялось имя "Исса" — так называли Иисуса многие древние народы.

Преподобный Харт: Да, латинское написание слова "Иисус" — Иесус, а арабское — Иса.

Сатьяраджа дас: А кроме того, это имя происходит от санскритского корня "иша", сокращённого "Ишвара" — индийского имени Бога, которое буквально означает "Верховный Повелитель".

Преподобный Харт: Вы, конечно, понимаете, что найдутся ученые, которые скажут, что эти предсказания представляют собой просто позднейшие вставки, сделанные уже после прихода Иисуса, дабы ведическое откровение показалось более достоверным... Ведь описание событий, которые должны произойти в будущем, — это самый убедительный аргумент...

Сатьяраджа дас: Чем они могут подтвердить, что это интерполяция? Мы представляем традицию, которая известна с древнейших времён, так что они обязаны доказывать подобные предположения. В поисках же доказательств они просто будут блуждать во тьме, потому что на самом деле единственное, из-за чего у них могут возникать хоть какие-то подозрения, так это из-за того, что они видят, что произошло в иудео-христианской традиции... Но это совсем другое дело...

Видите ли, когда вы имеете дело с культурой, представители которой сознают, насколько опасно вносить в неё какие-либо изменения, едва ли стоит бояться, что они станут что-то менять в священных текстах. Последователи ведической традиции обладают полной верой в то, что писания — и, собственно говоря, весь ведический образ жизни — это божественное откровение, поэтому им и в голову не придёт изменить даже малейшие нюансы...

Изучая ведическую традицию, вы увидите, как сохраняются те же блюда, специи, бритьё головы, одежда — сегодняшние её последователи носят те же одеяния, что и их предшественники в древности! Преданных часто критикуют за это. Люди спрашивают: "Почему вы хотя бы не оденетесь по-современному?"

Но хоть это и вызывает критику, именно благодаря такому постоянству можно быть уверенными в том, что священные тексты не будут изменены. Если данная группа верующих не допускает никаких изменений даже в таких внешних вещах, как одежда или причёска, можно нисколько не сомневаться в том, что им и в голову не придёт изменять религиозные писания. Для последователей ведической культуры это совершенно немыслимо.

Так что ни о каких интерполяциях говорить не приходится, ибо этой традиции несвойственны нововведения и изменения. Ведическая традиция вечна и отличается постоянством.

Преподобный Харт: Да, понятно. А кто ещё из великих святых, принадлежащих к другим культурам, предсказан в ведических текстах? По-моему, это одна из особенностей ведического

откровения, и она мне очень нравится. Как правило, религиозная традиция содержит пророчества только о тех святых и мудрецах, который приходят в ней самой. Ведические же писания поражают своей открытостью. Похоже, что они предсказывают приход представителей любых традиций. Это лишний раз свидетельствует о несектантском и всеобъемлющем характере ведического учения и подтверждает его универсальность.

Сатьяраджа дас: На самом деле Магомет тоже предсказан в ведических текстах. Он назван по имени в "Бхавишья Пуране". Говорится также, что он проповедовал примитивным идолопоклонникам — а так оно и было — и что он был "чистым среди неграмотных". И это предсказание тоже сбылось — известно, что он был неграмотен. Упоминания о Магомете есть в двух местах: в "Бхавишья Пуране", а также в "Атхарва Веде" (канда 20, шукта 127, мантра 1-3). Там всё это есть...

Преподобный Харт: Вообще, если задуматься, эта информация совершенно поразительна... Но давайте немного поговорим о поклонении. В большинстве религиозных традиций нет понятия Кришна. Как правило, в них нет определённого представления о Божестве. Например, Иисус и Магомет дали своим последователям столько, сколько можно было дать, но каково же положение этих последователей? Куда они отправятся, если, скажем, Иисус и Магомет привели своих последователей к освобождению, но не могли дать им Кришну, Личность? Куда они попадут?

Сатьяраджа дас: Вы задаёте сразу много вопросов, так что ответить будет сложно... Последователи Иисуса могут, конечно, отправиться к Иисусу. Согласно учению "Гиты", если человек совершает определённое поклонение, место, куда он отправится после смерти, определяется именно этим конкретным видом поклонения. Таков общий ответ на ваш вопрос... Тот, кто достиг освобождения из материального мира, но не имеет конкретной информации о Боге в Его личностном аспекте — иными словами, не знает Кришну, — о такой личности иногда говорится, что она отправляется в Махеш-дхаму. Это обитель Господа Шивы, расположенная между материальным и духовным миром. Находясь там, живое существо может продолжать своё духовное развитие. Эта информация дана в "Чайтанья-чаритамрите" ("Мадхья" 8, глава 21, текст 54, комментарий).

Преподобный Харт: Но в целом, куда отправляются поклоняющиеся? В зависимости от своих представлений о Боге каждый должен попасть в какое-то определённое место...

Сатьяраджа дас: Есть три основные концепции Бога: это представление о Нём как о Брахмане, как о Параматме и как о Бхагаване. Согласно учению Господа Чайтаньи, спекулятивный мыслитель, достигший в своих занятиях совершенства, приходит к неопределённому Брахману. Иначе говоря, тот, кто все свои мысли устремляет ко Всевышнему, превращая это в своего рода йогу, может достичь некоего начального уровня трансцендентности. В этом случае его представления о Боге обычно абстрактны, как в учениях Магомета и Иисуса.

На самом деле Брахман — это духовное излучение Господа, которое называется брахмаджьоти. Непосвящённым это излучение кажется неотличным от Господа, так же как солнечные лучи кажутся человеческому глазу неотличными от самого Солнца. Мы, обитатели Земли, неспособны отчётливо видеть образ Солнца с его различными частями. Так и те, кто следует путём постижения Брахмана, нередко — сознательно или несознательно — путают сияние тела Господа с Его личностной формой.

Преподобный Харт: Создаётся впечатление, что многие традиции и религии мира, хотя они и говорят о своём персонализме, на самом деле ведут только к постижению Брахмана, ибо конкретная информация о том, как выглядит Бог, в них зачастую отсутствует.

Сатьяраджа дас: Да, думаю, что это так.

Преподобный Харт: Опишите, пожалуйста, два других уровня осознания.

Сатьяраджа дас: Параматма — это Господь, пребывающий в сердце, а также Господь, который проникает во всё материальное, входя в каждый атом.

Преподобный Харт: А, форма Вишну. Я, между прочим, пантеист, то есть человек, верящий в то, что Бог пребывает во всём. Это, наверное, соответствует уровню Параматмы.

Сатьяраджа дас: Да, а Параматма представляет собой экспансии Каранадакашайи Вишну, то есть часть (амсу) Кришны.

Преподобный Харт: Это дух Бога, который пребывает во всём и, по-моему, соответсвует Святому Духу в христианской теологии.

Сатьяраджа дас: Согласен. Как правило, постичь Господа как Параматму пытаются медитирующие йоги. Параматма — это Бог в Его отношении к материальному миру и к душам-дживам, приходящим в этот мир.

Есть два аспекта Параматмы. В первом из них, Бхагавадангатве, она входит в сердце каждой души в материальном мире. В своём аспекте Джагадгататтвы Параматма входит в каждый атом, и именно Ей обязан своим существованием проявленный мир, ибо без Её присутствия не может существовать ничто. Я, конечно, знаю, что это напоминает пантеизм...

Преподобный Харт: Вы знаете, Рудольф Отто провёл важное различие между пантеизмом ("всё есть Бог") и теопанизмом ("Бог — это всё"). Отто утверждает, что пантеистических представлений, приравнивающих мир к Абсолюту, в Индии нет.

Мне не совсем понятна суть этого различия, но есть высказывание Мейстера Экхарта, которое, кажется, проливает на это некоторый свет. Он говорит, что Бога можно познавать тремя способами. Первый из них он называет "утренним знанием", когда человек постигает Бога в мире, в его явлениях. Наблюдая мир, он во всём видит присутствие Бога. Второй способ постижения Бога называется "вечерним знанием", когда человек видит мир в Боге. В этом случае он уже не ставит в центр своего внимания мир и видит не сначала мир и потом Бога в мире, а сначала Бога и затем уже весь мир, пребывающий в Нём.

Сатьяраджа дас: А что Экхарт называет третьим уровнем видения?

Преподобный Харт: Видеть Самого Бога, полностью выйдя за пределы этого мира.

Сатьяраджа дас: Это и есть сознание Кришны... Хм-м...

Давайте продолжим и перейдём к осознанию Бхагавана. Это вершина, и именно такое осознание рекомендует Чайтанья Махапрабху. Мы должны прийти к Богу как к личности. Слово бхагаван означает "тот, кто исполнен всех достояний". Абстрактная сила или "вездесущий дух" не могут обладать всеми выдающимися качествами. Но Бог, в Его изначальной форме, должен в полной мере обладать этими качествами, ибо это главное, что характеризует Его как Бога.

Мудрецы древней Индии свели все достояния к шести основным силе, красоте, богатству, славе, знанию и отрешённости. И Бог, по определению, — это вместилище этих качеств. Мы, как Его неотъемлемые частицы, можем проявлять эти качества в незначительной степени, но Он должен проявлять их в полной мере. Таков Бог.

Мы должны служить Ему, ибо занимаем по отношению к Нему подчинённое положение, которое является для нас ограническим, естественным. Осознав это и посвятив свою жизнь служению Ему — бхакти-йоге, — мы встаём на путь, ведущий обратно к Богу. Тот, кто найдёт эту Личность — Бхагавана Господа Кришну, — достигнет Его Высочайшей Обители.

Преподобный Харт: Есть ли в этой обители более высокие и более низкие уровни?

Сатьяраджа дас: О да. Она бесконечна. В целом, так же как существуют бесчисленные проявления Кришны, есть и бесчисленные проявления Его обители. Вриндаван — это наивысший уровень, и именно там Кришна в Своей изначальной форме наслаждается играми со Своими вечно свободными спутниками. Но давайте начнём с начала. Над четырнадцатью подразделениями материальных вселенных, как я уже говорил,

находится сфера для освобождённых душ, которая также является местом пребывания Шивы. Ещё выше расположена Паравьома, где находятся бесчисленные аватары и частичные проявления Кришны. Человек отправляется на одну из этих планет-вайкунтх в соответствии с тем, какой именно форме Бога он отдаёт предпочтение.

А ещё выше, над всеми этими бесчисленными духовными мирами, находится Кришналока, известная также как Голока. Она существует в трёх различных формах, соответствующих характеру игр Кришны и настрою Его близких спутников. Это Дварака, Матхура и Гокула (иногда, нисходя на Землю, Кришна проявляет на ней эти три обители, как это было, например, 5000 лет назад). Каждая из этих трёх обителей превосходит предыдущие своей сладостью. Сладчайшая из всех — Гокула, где отношения между Кришной и Его спутниками интимны. Поэтому её иногда называют внутренней частью Голоки.

Преподобный Харт: Это очень подробная или, если хотите, трансцендентная космология, и вполне понятно, что эти проявления царства Бога предназначены только для Его близких спутников...

Сатьяраджа дас: Да, чтобы попасть туда, они должны знать Кришну.

Преподобный Харт: Очевидно, что если мы не сознаём Кришну как личность, то не можем обращать к Нему свои молитвы и, видимо, не достигаем Его царства, о котором вы сейчас говорили. Но не будем недооценивать силы молитвы. Бог милостив.

Вы, наверное, скажете, что если мы искренни в своих молитвах, Бог направит нас к тому, кто непосредственно знает Кришну. Возможно, это так. Но как быть с теми из нас, кто находится в вечных взаимоотношениях с одной из других форм Бога? Я считаю, что молитва — это очень интимное общение с Богом, и те, чьи молитвы обращены к Иисусу, со временем окажутся под его непосредственным руководством и отправятся туда, куда он поведёт их.

Сатьяраджа дас: Это, безусловно, так...

Преподобный Харт: Многие поклонники христианского мистицизма могут считать молитвы великих мистиков чем-то исключительным, полагая, что переживания этих мистиков недоступны современным искателям. Я думаю, что причина такого пессимизма заключается в том, что большинство современных христиан не знает о медитативной традиции, которая в своё время играла ведущую роль в христианстве на Среднем Востоке. Эта традиция (впоследствии она стала известна как традиция отцов-пустынников) очень напоминает ведическую, для которой характерны простой образ жизни и полная погружённость в Бога. Этот путь открыт для нас и сегодня.

В 310 году н.э. Св. Антоний основал школу медитации. В этой школе, расположенной в шестидесяти пяти милях южнее Каира, тысячи христианских монахов, следуя наставлениям этого святого и под его руководством, систематически занимались медитацией. Розенкрейцеры и франкмасоны, как вы знаете, — это тоже своего рода йоги.

Иными словами, я хочу сказать, что в христианстве есть и другое, очень глубокое течение. Я согласен с вами, что в целом в христианской традиции возобладал поверхностный подход. Но, как и в любой традиции, в ней есть два основных уровня: один — поверхностный, а другой — гораздо более глубокий.

Я думаю, что последователям Иисуса были открыты многие истины сознания Кришны. В конце концов, разве Иисус не сказал им:

"Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах" (Марк 4,11)?

Так что искренним христианам доступны эти сокровенные тайны.

Но ясно, что тому, кто хочет проникнуть в них, предстоит нелёгкая борьба. Наша цепь ученической преемственности, действительно, больше не существует. Сведений, которые мы можем почерпнуть из Библии, явно недостаточно. Но тем, кто искренни, Бог даёт откровение и более глубокое понимание писания.

Сатьяраджа дас: Это более глубокое понимание обязательно будет включать в себя все основные принципы сознания Кришны — принципы, которые большинство современных христиан не станет даже рассматривать всерьёз.

Преподобный Харт: Вы имеете в виду такие принципы, как четыре основные...

Сатьяраджа дас: Да. Исключить мясоедение, азартные игры, незаконный секс и одурманивающие вещества — полностью! — даже вино при причастии.

Преподобный Харт: Сегодня, конечно, найдётся не много христиан, которые понимали бы, зачем нужны эти правила, однако я с вами согласен — если они действительно станут "сознающим Христа" или "сознающими Кришну", то смогут оценить значение этих принципов и, вероятно, внутренне одобрят их. Но немного вина при причастии...

Сатьяраджа дас: Эти принципы — всего лишь предварительный этап религиозного пути, и тот, кто не следует им, едва ли даже встал на него.

Преподобный Харт: Ну, хорошо. Давайте, однако, вернёмся к тому, о чём мы говорили. Моя мысль заключается в том, что истинный христианин, коль скоро его молитвы искренни, достигнет царства Бога, и обитель, в которой он окажется, непременно будет "христоподобной".

Сатьяраджа дас: С этим я уже согласился. Однако он должен ещё и следовать принципам...

Преподобный Харт: Да.

Сатьяраджа дас: В любом случае, тот, кого вы описываете, это не обычный современный христианин, а некий абстрактный монах...

Преподобный Харт: Да, к сожалению, это так. Слово "монах", как вы знаете, происходит от греческого монос, означающего "один". Монахи жили в своих небольших отшельнических жилищах и посвящали себя медитации на Бога. Обыкновенные христиане-миряне никогда не развивали в себе это чувство полной поглощённости.

Сатьяраджа дас: Да. А греческое слово монос ведёт своё происхождение от санскритского муни, имеющего тот же смысл. Индийского монаха называют "муни". Однако ведическая культура отличается тем, что в ней каждый, по крайней мере на каком-то одном этапе своей жизни, должен побыть монахом. Представители всех слоёв общества хотя бы какую-то часть своей жизни полностью посвящали медитации.

Преподобный Харт: Да, в этих вопросах вы действительно знаток.

Сатьяраджа дас: О, вы очень любезны...

Преподобный Харт: Как вам известно, я тоже интересуюсь связями между христианством и индийской философией. И я твёрдо уверен в том, что в конечном счёте они суть одно, — ведь Бог-то один. Разве не так? И религия тоже одна. Один Бог — одна религия? Может быть, христианство на самом деле выросло из ведической системы. Недавно я обнаружил, что Ориген, один из отцов Церкви, принадлежал к египетской катехизаторской школе. Его учителем был Климент Александрийский, а учителем Климента был мистик, который известен как Пантен и который, согласно коптским рукописям, провёл немало времени в Индии.

Сатьяраджа дас: А-а, вот видите? Это интересно...

Преподобный Харт: Да, конечно, и с этого началось

распространение того способа медитации и молитвы, о котором я уже говорил. Отцы-пустынники. Учение Пантена было передано Дионисию Ареопагиту. Дионисий понимал духовное путешествие как процесс глубокой медитации. Он записывал свои медитации и зачитывал их вслух.

Для многих христианских святых и теологов тексты Дионисия были надёжной картой, или планом их духовного путешествия. Об этом не слишком широко известно, однако многие средневековые теологи и основатели монастырей восприняли взгляды Лионисия и использовали их, формулируя собственные доктрины. Альберт Великий, Бонавентура, Мейстер Экхарт и другие — все они многим обязаны сирийским текстам Дионисия.

Сатьяраджа дас: Но почему же ничего подобного не происходит в наши дни?

Преподобный Харт: Что ж, некоторые и сейчас искренне пытаются вывести христианство из этого русла, в котором оно оказалось, и вернуть его к этим корням... Однако всё, что у них получается, — это "разбавленные" учения с изрядной долей эклектизма вроде того, который мы встречаем у "Новой эры"... Думаю, что отец Бид Гриффитс, Мэттью Фокс, брат Дэвид Стейндли-Раст... Не уверен, что их работы произведут на вас впечатление. Хотя они в какой-то степени основаны на воззрениях учителей, в них присутствует сильное влияние того, что вы бы назвали имперсонализмом, — пожалуй, даже более сильное, чем у тех, кого они хотят превзойти...

Сатьяраджа дас: Да, похоже на то. Я читал кое-что из работ Мэттью Фокса, но едва ли этого достаточно, чтобы делать какие-то выводы.

Преподобный Харт: А что говорится о молитве в ведической традиции? Я знаю, что молитва — это самое главное, что это духовный метод, рекомендованный для нынешней эпохи. Знаете, в детстве мои представления об индийской духовности олицетворял худой человек, сидящий на ложе из гвоздей и днями напролёт повторяющий "ом". У меня собственно понимание мантры "ом". Возможно, то, что Библия называет "Словом", в восточной традиции представлено как "ом". Но что говорит об этом ведическая литература? Что же такое "ом"?

Сатьяраджа дас: Мантра "ом" тоже безлична, но не следует недооценивать её — она представляет Кришну в звуке. Когда Брахма — первое сотворённое существо — попытался воспроизвести звучание флейты Кришны, у него получилось слово "ом". Оно представляет собой мантру-семя, священное начало знаменитой гаятри, которую индийские жрецы произносят трижды в день.

Преподобный Харт: А что ещё говорится об этом слове в ведических писаниях? Ведь, по-моему, "ом" — это значительная часть индийской философии...

Сатьяраджа дас: Ведические тексты описывают "ом" как сокращённую форму "омкары", мантры, представленной тремя буквами:

А, У и М. Великие учителя Гаудия вайшнава-сампрадайи проанализировали слово "ом", рассмотрев составляющие его буквы. Этот анализ основан на подробном объяснении самих санскритских букв, раскрывающем этимологию санскритской "омары". Вкратце, это объяснение состоит в следующем. Первая буква, "А", представляет Кришну. Вторая, "У", относится к энергии Кришны, то есть к Радхарани. А третья буква, "М", представляет живых существ. Таким образом, в трёх этих буквах, взятых вместе, представлено всё существующее, поэтому как мантра это сочетание обладает огромной силой.

Преподобный Харт: То есть слово "ом" — это нечто большее, чем я себе представлял. Похоже, что оно включает в себя всю вашу философию.

Сатьяраджа дас: Да, в каком-то смысле это так. На самом деле это настолько важная мантра-семя, что она проложила себе дорогу во многие языки в качестве представителя Бога. Например, во всех английских словах, описывающих наиболее важные качества Бога, присутствует корень "ом". "Ом" приходит в английский язык через omni. Такие слова, как omnipotent,omniscient и omnipresent*, представляют собой важнейшие характеристики Бога, и все они начинаются с "ом". Всемогущий, всеведущий и вездесущий (прим.перев.) Христиане в конце молитвы произносят слово "аминь" — разве не так?

Преподобный Харт: Да...

Сатьяраджа дас: Оно тоже происходит от "ом", или АУМ. И мусульмане говорят "амин", которое по сути означает то же самое, то есть относится к Богу.

Но вернёмся к вашему первоначальному вопросу — о природе молитвы в ведической традиции. Главная молитва — это, конечно, маха-мантра Харе Кришна: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Эту молитву нужно произносить точно так же, как зовёт свою мать маленький ребёнок — с пламенной искренностью и полностью сосредоточенным вниманием.

Смысл этой молитвы в общих чертах можно объяснить так: это зов. Харе — это звательная форма слова Хара, то есть мы обращаемся к Радхарани (Матери Хара). Зачем же мы обращаемся к Ней? Почему мы взываем к Радхарани? Мы делаем это только ради того, чтобы быть занятыми служением Господу. В этом чистота маха-мантры. В буквальном переводе эта мантра звучала бы так: "О мой Господь, о верховная энергия Господа — Шримати Радхарани, — займите меня, пожалуйста, служением Господу". Кришна и Рама — это первичные имена Бога.

Преподобный Харт: Почему эта молитва обращена к Радхарани?

Сатьяраджа дас: По вайшнавской традиции, к господу через Его энергию. Например, Иисус это, в определённом смысле, авеша, то есть энергия Господа, и христиане идут через него. Радхарани же — это изначальная внутренняя энергия, так что к Господу приближаются через Её Божественную Милость.

Как сказал духовны учитель Шрилы Прабхупады: "Радхарани — это доминируемая Половина, тогда как Кришна — это доминирующая Половина. Вместе Они составляют Абсолютную Истину. Две части высочайшей Истины. Но оба Они суть Высшее". Радхарани известна прежде всего как величайшая преданная, то есть та, кто доставляет Кришне наибольшее удовольствие. Разумеется, Радхарани способна на это, ибо Она — не что иное, как женское проявление Бога.

Преподобный Харт: По-моему, вы как-то говорили, что величайший преданный — это полубог Шива.

Сатьяраджа дас: Да, в его сфере влияния это так. В писаниях говорится: вайшнаванам йатах шамбху — "Шива — величайший преданный".

Видите ли, Брахмаджи считается величайшим преданным в своей сфере, известной как карма-мишра-бхакти. А Шива — величайший в сфере гьяна-мишра-бхакти. Особенно для йогов и гьяни величайшим преданным будет именно Шива. Однако над Шивой есть ещё целая иерархия, которая приводится в писаниях.

Среди преданных (бхакт) главным считается Прахлад Махараджа.

Говорится, однако, что Пандавы стоят выше, чем Прахлад. Это утверждается в "Бхагаватам". Ещё более высокое положение, чем Пандавы, занимают некоторые Ядавы. Великий преданный Уддхава — это, по сути, главный среди Ядавов, и он стоит выше их всех. Однако гопи превосходят даже Уддхаву, так что он сам пытается сравняться с ними в любви к Кришне. Величайшая же среди гопи — это Радхарани. Радхарани — величайшая преданная... Она — Бог в качестве преданного... А когда Она и Кришна нисходят в образе Чайтаньи Махапрабху, это и есть наивысшее проявление преданности...

Преподобный Харт: Значит, мы приближаемся к Кришне через Радхарани...

Сатьяраджа дас: Она в каком-то смысле недоступна, так же как Кришна, поэтому искать Её милости нужно через истинного гуру, принадлежащего к цепи ученической преемственности. Такой гуру — это приближённый слуга Шримати Радхарани. Он помогает Ей в Её служении Кришне.

Преподобный Харт: Почему Она недоступна?

Сатьяраджа дас: Радхарани — это тоже Бог. Это Личность Бога как Женщины в отличие от Личности Бога как Мужчины, то есть Господа Кришны. В каком-то смысле, конечно, оба Они в высшей степени доступны. Надо только знать, как приблизиться к Ним. Соответствующий метод даётся истинным духовным учителем, который представляет в этом мире Божественную Чету — Радху и Кришну.

Преподобный Харт: В каких отношениях состоят между собой члены Божественной Четы? Можно ли считать Радху и Кришну друзьями? Женаты ли Они? Если ли в Их отношениях что-либо подобное? Я имею в виду, можно ли понимать их таким образом?

Сатьяраджа дас: Нет. Мы не можем переносить на Них свои представления. Для Них нет никаких ограничений. Они полностью трансцендентны. Бог в двух аспектах. Это всё... Это очень глубоко... Ясно, что Их отношения — это не дружба и не платоническая любовь. Но не следует считать Их и любовниками — по крайней мере в мирском понимании этого слова. Это духовные любовники, получающие от Своего общения трансцендентное наслаждение. У нас в этом мире есть только искажённое отражение этих отношений. Но у Них нет ни сладострастия, ни стремления эксплуатировать другого. Их любовь чиста, то есть абсолютно свободна от вожделения, не осквернена материей.

Преподобный Харт: А можно ли сказать, что Они в каком-то смысле состоят в браке?

Сатьяраджа дас: Это очень сокровенная тема... Мы обсудим её позже... Их любовные отношения считаются наивысшими. Она — Его вечная спутница. Они неженаты... С другой стороны, иногда говорится об Их браке... Согласно тамильской традиции, Они состоят в браке. Об этом же упоминается в "Матсья Пуране". Рупа Госвами описал Их свадьбу в десятом акте своей "Лалита Мадхавы" — пьесы о сокровенных отношениях между Радхой и Кришной. Также и в "Гопал Чампу" Дживы Госвами... Но об этом мы поговорим позже. Главное, что необходимо понять, — это то, что маха-мантра — это молитва, обращённая сначала к Радхе, а затем — к Кришне. Это даёт нам представление о Её высочайшем положении. Кришна зависит от Неё, а Она — от Него. Их любовь одинаково сильна. Оба Они одинаково божественны. И всё же Кришна занимает по отношению к Ней подчинённое положение. Она полностью завоевала Его сердце. Поэтому, чтобы действительно обрести милость Кришны, надо обращаться к Нему через Неё.

Преподобный Харт: Женское проявление Бога.

Сатьяраджа дас: Так оно и должно быть. Если Бог

действительно полон и абсолютен, у Него должно быть и женское проявление. Иначе у Него в чём-то был бы недостаток.

Преподобный Харт: Феминисткам это понравится!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: