- стиль воспитательных отношений – АВТОРИТАРНЫЙ
- девиз воспитания – «ДЕЛАЙ КАК СКАЗАНО»
- особенности воспитания:
- ограничение свободы, выбора, самостоятельности
- игнорирование нужд, потребностей, желаний
- предпочтение детских, женских, мужских качеств;
- высокие требования;
- много обязанностей;
- отсутствие поддержки;
- жесткая система запретов, санкций, наказаний;
- моральная ответственность;
- жесткое обращение;
- деспотизм, тирания;
- эмоциональное отвержение.
- роль ребенка: ужасный ребенок, мучитель, козел отпущения, забитый, Золушка, паинька.
- формирующиеся черты характера: чувство тревоги, одиночества, неполноценности, вины за что-то, комплексы, подобострастие, угодничество, лживость, забитость, демонстративность, пессимизм, бунтарство, мстительность, агрессивность, самостоятельность, ответственность, нерешительность, безынициативность, озлобленность, обида, недоверчивость, неуверенность, усиление эпилептоидной акцентуации (см приложение 3), формирование невротических расстройств у подростков с лабильной, тревожно-мнительной, сенситивной, астено-невротической акцентуациями характера.
Примечание: Характер проявляется в зависимости от того, как сам себя воспринимает ребенок:
1. «Я плохой, поэтому меня никто не любит».
В этом случае ребенок пытается заслужить расположение: льстит, ласкается, угождает или прячется, замыкается, уходит в мир иллюзий (токсины, алкоголь, наркотики).
2. «Я неплохой, а ВЫ плохие».
В этом случае ребенок демонстрирует враждебность (грубость, гневность, раздражительность, обвинение, провокации) или избегает контактов в социальных отношениях. Образ взрослого у таких детей не ассоциируется с теплотой и любовью. Таких ребят примерно в три раза больше, чем в первом случае.
Перечисленные проявления в обоих случаях – следствие, а причина – фрустрация, т.е. неудовлетворенная потребность в заботе, любви и привязанности к близким, обман ожидания быть любимым, принятым. Одиночество, растерянность и душевная боль – основные спутники жизни таких ребят.
Пути коррекции:
а) проявление со стороны взрослых доброжелательного отношения, забота о нуждах, интересах, здоровье ребенка, настроении, успешности и т.д.
б) участие в социально-психологических тренингах (саморегуляция, развитие речи, понимание «Я», «другие» и т.д.)
в) приучение к самостоятельности и труду;
г) участие в психолого-педагогическом театре;
д) формирование положительного образа «Я» через совместную деятельность;
е) справедливое наказание (см. приложение 9 «Анализ поступков ученика»)
ж) дружба, расширение товарищеских отношений
з) привязанность к животному;
и) постепенное формирование доброжелательного отношения к ребенку у родителей через изменение их стереотипа восприятия ребенка.
к) обучение социальным и жизненным навыкам;
л) налаживание социальных контактов;
м) вовлечение в сферу досуга.