- стиль воспитательных отношений – ГИПООПЕКА (равнодушие, безнадзорность);
- девиз воспитания: «ЖИВИ КАК ХОЧЕШЬ»
- особенности воспитания:
- отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике, успешности;
- игнорирование потребностей, желаний, интересов, нужд;
- эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение;
- попустительство в сфере контроля за поведением;
- вседозволенность;
- жесткие требования;
- деспотизм, тирания.
- роль ребенка: козел отпущения, путающийся под ногами, мальчик для битья
- формирующиеся черты характера: самостоятельность, склонность к асоциальным формам поведения: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий (токсины, алкоголь, наркотики, секс), грубость, раздражительность, агрессивность, мстительность, гневность, задиристость, озлобление, демонстративность (как попытка привлечь к себе внимание), жестокость (как сплав мести и самоутверждения), бесстрашие, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость, «все, как с гуся вода», манипулирование (вызывает жалость, дает обещания, прикинется дурачком или обворожительным, красноречиво раскаивается и т.д.); усиление акцентуации неустойчивого, конформного типов.
Пути коррекции:
1. Есть такие подростки, которых называют «дурное семя» или «первичными психопатами» их поведение и проявления связаны не столько с влиянием воспитания и окружающей среды, сколько с наследственностью. Обычно такой ребенок совершает хронические асоциальные поступки и правонарушения в течение всей жизни. Это отклонение проявляется с раннего детства и здесь уже ничто не поможет.
У него нет чувства ответственности, стыда, страха, вины. Они часто бывают умны, логичны в рассуждениях и красноречивы, они отличные манипуляторы. Слушать такого ребенка или подростка, верить ему, полагаться на него – большая ошибка. Чтобы понять его, надо оценивать его поступки и ни в коем случае не доверять его словам и намерениям.
Такой ребенок может родиться и в хорошей семье, хотя риск рождения такого психопата у родителей – алкоголиков, психопатов, истериков значительно выше (именно эти родители в основном используют VI стиль воспитания).
2. Для остальных воспитанников из IV пути коррекции такие же как в III.