Метод эксперимента в социологии

Социальный эксперимент - это метод получения новых знаний о причинно - следственные связи между показателями деятельности, поведением социального объекта и факторами, влияющими на них, которым можно управлять с целью улучшения данной социальной реальности. Проведение социального эксперимента требует четко сформулированной гипотезы о причинно-следственных связях, возможности количественного и качественного влияния факторов, которые вводятся во время эксперимента и изменяют поведение объекта исследования, контроля изменений состояния объекта за время проведения эксперимента. Логика социального эксперимента заключается в том, чтобы, например, выбрав для эксперимента ту или иную группу, влиять на нее с помощью определенных факторов и следить за изменением характеристик, интересующих исследователя важны для решения основной задачи.

Эксперименты различают как по характеру экспериментальной ситуации, так и по логической последовательностью доказательства исследовательской гипотезы. По первому критерию эксперименты делят на полевые и лабораторные. В полевом эксперименте группа находится в естественных условиях своего нормального функционирования. В лабораторном эксперименте ситуацию, а часто и сами экспериментальные группы формируют искусственно. В полевом и лабораторном экспериментах как дополнительные методы сбора информации могут быть использованы опросы и наблюдения, результаты которых корректируют исследовательскую деятельность.

По логической последовательностью доказательства гипотезы различают линейные и параллельные эксперименты. Линейный эксперимент заключается в том, что анализу подвергают одну и ту же группу, которая выступает одновременно и контрольной, и экспериментальной. Перед началом эксперимента фиксируют все контрольные, а также факторные характеристики, которые вводит и изменяет сам исследователь, и нейтральные характеристики, которые бы не принимают участия в эксперименте. После этого меняют факторные характеристики группы и / или условия ее функционирования, а затем через некоторое время снова оценивают (измеряют) состояние группы за ее контрольными характеристиками.

В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы - контрольная и экспериментальная. Они должны быть идентичными по всем контрольным и нейтральными характеристиками. Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего эксперимента, в то время как характеристики экспериментальной группы меняются. По итогам эксперимента контрольные характеристики обеих групп сравнивают и делают выводы о причинах и величину изменений, произошедших.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: