Низкий уровень общей речевой культуры

Актуальная для наших дней проблема – низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль. Известно, что активный словарь В. Шекспира насчитывает 16 тыс. слов, А.С. Пушкина – 21 тыс., Н.В. Гоголя – 10 тыс., Эллочки-"Людоедочки" – 30 слов (Хо-хо! Парниша! Блеск! Мрак! Жуть!) А активный словарь молодежи?

К явлениям, характеризующим речь молодежи, относятся также слова-"паразиты": блин, э-э, типа, типа того, чисто конкрет­но, как бы; а также слова с "опустошенным" значением: супер! круто! нормально!

Сокращения

Значительно обедняют речь сокращения: коммуналка, безналичка, Ленинка, BMW-ушка, видик, телик; фонетические стяжения (сокращения) слов: Че? Ща! Па-а-сморим! Скока? Тыща, а также усеченные или просто ненормативные фразы: Ты взял на чем загорать? Забыл чем записать! Мне от головы! В красной кофте за Вами? – Женщина! В какую цену… Скока-Скока? Завесьте полкило! ("Скока вешать в граммах?").

Орфоэпические ошибки

Обедняют и искажают нашу речь орфоэпические ошибки (т.е. ошибки в ударениях): * д о говор (правильно: догов о р), * созв о нимся (правильно: созвон и мся), * средств а (ср е дства), * язык о вый вуз (языков о й) и многие др. (подробно см. I.4).

Итак, в речи наших современников имеют место многие негативные явления, связанные с нарушениями норм говорения. В их числе: j чрезмерное, неуместное употребление заимствований; k общение на жаргоне; l канцеляризмы; m речевые штампы; n слова-спутники; o многословие; p неправильное словоупотребление; q бедность словаря; использование слов-"паразитов", слов с "опустошенным" значением; r сокращения; s орфоэпические ошибки.

Борьба с перечисленными явлениями и их устранение обеспечат простоту, чистоту и языковую точность речи как необходимые условия грамотного говорения.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Почему проблемы культуры устной речи актуальны на современном этапе?

2. Назовите негативные явления в нашей речи. Приведите примеры.

3. Расскажите об употреблении жаргонов в наши дни. Каково ваше отношение к жаргонам?

4. Как может проявляться многословие в речи?

5. Что обозначает понятие "вирус канцелярита"? Следует ли бороться с этим явлением?

Литература

1. Былкова С.В., Махницкая Е.Ю. Русский язык и культура речи: Пособие для вузов. – М.: ИКЦ «МарТ», Рн/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

2. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.Д.Черняк. – СПб.: САГА; М.: ФОРУМ, 2006.

3. Баландина Л.А., Давидян Г.Р., Кураченкова Г.ф. и др. Русский язык и культура речи. – М., 2005.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: