Глава III Российский школьный театр как образовательный буфер в процессах

ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР:

СТАНОВЛЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

(ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVIII СТОЛЕТИЯ)

«Школьный театр» или, «схоластический театр», – что от греческого scholastikos и означает «школьный» или «ученый», – универсальное явление культуры не только для средневековья, как принято считать, но для более протяженного временного периода от античности до Нового времени.

«Театр Школы» несет в себе иную, позитивную интерпретацию метафоры «весь мир – театр». Образ универсума «мир как школа», где «премудрость построила себе дом», складывался в целостный комплекс представлений об упорядоченном мире в отличие от безграничного хаоса. Все явления жизни рассматривались в этом универсуме как «учебные пособия по курсу нравственности». Символом театра представлялся не только феноменальный мир, но и мир иной. А греческое «theatron» превращалось в место для «практического курса» изучения не столько «видимого», но «невидимого», т.е. «идеального», наглядно представленного символами и аллегориями. Театр напрямую обращался в «место для учения» – «школьный театр».

Для западноевропейской культуры школьный театр является «цехом», «лабораторией-мастерской»» драматургического и сценического искусства, местом, где разрабатывалась модель нового Театра. Школьный театр играл роль «театральной школы» (что не есть тавтология или простая инверсия), – «Академия театральных искусств», выпустившая из своих пенатов тех великих деятелей театра – драматургов, «режиссеров», «актеров», имена которых вписаны в анналы мировой культуры (Лопе де Вега, Кальдерон, Мольер, Марло).

Без преувеличения можно сказать, что для России школьный театр оказался существенно важнее, поскольку в буквальном смысле спас русскую духовную культуру от неминуемого воздействия и насаждения цивилизаторских факторов. Утвердившись в монастырских стенах духовных академий, театр школы органично вошел в нарождающуюся светскую систему российского образования, привнеся в ее специализированно-техническую направленность духовную атмосферу общечеловеческих ценностей.

Возникая в различных системах общего образования, как вспомогательная практическая дисциплина (игровой метод обучения, развития и воспитания), школьный театр имеет неуклонную тенденцию к автономному развитию драматургического и сценического потенциала в качестве театрально-образовательной модели.

Российский школьный театр как образовательный буфер в процессах


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: