Содержание и структура учебной дисциплины определяются с учетом места и роли римского права в истории права, в становлении и развитии гражданского, семейного и гражданско-процессуального законодательства современной России. В структуру курса входят: источники, учение об исках, учение о лицах, семейное право, вещное право, обязательственное право и наследственное право.
Основными видами учебной работы являются лекционные и семинарские занятия, а также самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Изучение дисциплины завершается сдачей экзамена.
Требуемые знания и умения по курсу «Римское право» студенты приобретают в ходе сознательного и активного изучения правового материала не только на лекциях, но и в ходе самостоятельной работы. Самостоятельная работа служит целям закрепления и углубления знаний, полученных на лекционных занятиях, активного поиска новых знаний и подготовки к экзамену.
Методические рекомендации призваны помочь студентам в качественном усвоении учебного материала и организации самостоятельной работы.
Самостоятельная работа должна начинаться с изучения обязательной литературы.
Работа с источником требует умения и навыка. Прочитав учебный материал первый раз, следует уяснить его в целом. Второе чтение позволит сосредоточить внимание на главном, существенном. Может возникнуть потребность в прочтении вопроса или какой-то части материала в третий раз. При изучении темы рекомендуется работать с карандашом, делая соответствующие пометки в источнике.
Усвоив основные положения в ходе изучения того или иного источника, необходимо дополнить конспект лекции материалом, почерпнутым из рекомендованной литературы. Некоторые студенты предпочитают изучать правовые проблемы, опираясь лишь на конспект лекции, не обращаясь к рекомендованной литературе. Такой путь в корне неверен, ибо он не дает возможности увидеть проблему в целом и глубоко ее изучить.
Следует иметь в виду, что отработка вопросов темы должна увязываться с программой. Учебная программа – это канва, которая позволяет увидеть сущность и отличительные черты правового института, помогает выявить логические связи изучаемого материала. В доработанном конспекте должны найти отражение все вопросы программы, в том числе не вошедшие в лекцию.
Для более глубокого и всестороннего изучения темы следует обращаться к дополнительной литературе. Положительный эффект и глубокие знания дает также изучение правовых документов, дошедших до нас. Так, при рассмотрении различных видов исков следует обратиться к Институциям Гая, а при изучении отдельных видов контрактов рекомендуется рассмотреть соответствующий правовой материал, содержащийся в Дигестах Юстиниана.
Кроме рекомендаций общего характера при изучении отдельных тем курса следует руководствоваться конкретными рекомендациями, которые излагаются ниже.
Изучение римского права может быть успешным лишь при условии напряженной систематической работы студента. Трудности усвоения учебного курса определяются не только сложностью самой дисциплины, но и изменением содержания учебной литературы в связи с переизданием трудов дореволюционных российских ученых и появлением новой зарубежной литературы по римскому праву.