Задания по анализу текста

№1.Проанализируйте первую главу рассказа «Зимний день». Какие особенности манеры «позднего» Лескова здесь проявляются?

№ 2. Проследите, как взгляды Толстого на выдающегося исторического деятеля проявляются в главе ХХХУ, часть вторая, том третий романа-эпопеи «Война и мир»

№3. Проанализируйте особенности речи рассказчика в сказе «Запечатленный ангел».

№ 4. Проанализируйте одно из стихотворений С.Я. Надсона, выученное Вами наизусть, покажите, как проявляются в нем особенности поэтики и стиля автора.

№ 5. Проанализируйте предсмертный внутренний монолог Анны (Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренига»), как в нем отразился итог ее размышлений о жизни (часть седьмая, гл ХХХ-ХХХI).

№ 6. Дайте целостный анализ выученному вами наизусть стихотворению одного из поэтов-народников, покажите, как в нем проявляются типологические и индивидуальные особенности поэтики и стиля.

№ 7. Покажите своеобразие толстовского психологизма. («Детство», гл ХХVII «Горе», со слов «»Я смотрел и чувствовал»…)

№ 8. Проанализируйте начало рассказа В.М. Гаршина «Красный цветок». Как в нем проявляются своеобразие метода и стиля автора?

№ 9. Проанализируйте рассказ В.Г. Короленко «Огоньки». Как в нем проявляются особенности метода и стиля автора.

№ 10.Определеите место и значение главы «От автора» (роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы») в общей структуре романа.

№ 11. Покажите мастерство А.П. Чехова-прозаика на примере рассказа «Тоска».

№ 12. Проанализируйте предсмертное письмо Ставрогина (роман Ф.М. Достоевского «Бесы»). Как раскрывается в нем характер героя?

№ 13. Проанализируйте отрывок из исповеди Ипполита Терентьева (роман Ф.М. Достоевского «Идиот»). Какие философско-религиозные проблемы здесь поставлены. Покажите их значимость для всего романа. (ч. 4., гл. VI. Со слов «На картине этой изображен Христос…»… до слов «и вошел Рогожин»).

№ 14. Покажите своеобразие диалогической речи в пьесе А.П. Чехова «Чайка» (д. 1, сначала и до слов ««Впрочем, вам не понять этого». Диалог Маши и Медведенко).

№ 15. Покажите, как в каторжной грезе Раскольникова (роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») отражена квинтэссенция религиозно-философской проблематики романа (эпилог романа).

№ 16. Проблема народа и особенности ее решения в «Записках из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского (Гл. Х «Праздник Рождества Христова»: сначала до слов «…это было видно и понятно»)

№ 17. Особенности авторской позиции, способы и формы ее выражения в рассказе Н.Н. Златовратского «Деревенский король Лир» (сначала – до первой главы).

№ 18. проанализируйте отрывок из рассказа А.П. Чехова «Студент». Покажите своеобразие творческой манеры «позднего» Чехова.

№ 19. Покажите своеобразие героя рассказа Г.И. Успенского «Выпрямила» (тип героя, социально-психологическая доминанта, с начала, до слов «Извините!..», т. 7, с. 232-233).

№ 20. Покажите своеобразие чеховского пейзажа (повесть «Степь», гл. 1, со слов «Между тем перед глазами ехавших…» - и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи»)

№ 21. Покажите своеобразие метода и стиля повести «Двойник» Ф.М. Достоевского (конец со слов «Только что проговорил господин Голядкин…» - до конца).

№ 22. Покажите особенности сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина ан примере финальной сцены «Истории одного города», гл. «Подтверждение покаяния. Заключение». Со слов:«А Угрюм-Бурчеев все маршировал…» до конца).

№ 23. Проанализируйте финал романа М.Е. Салтыкова_Щедрина «Господа Головлевы». Как раскрываются в нем главный герой романа, что нового появляется в сатире писателя?

№ 24. Объект сатиры в сказке М.Е. Салтыкова_Щедрина «Карась-идеалист» (со слов «Каким образом случилось»… - «Держи карман»).

№ 25. Характер отношений Лопахина и Раневской, как проявляется в них особенности конфликта чеховской драматургии (д. 3. Со слов Лопахина «Я купил»… «О наша нескладная несчастливая жизнь»).

№ 26. Особенности авторского повествования и авторской позиции в романе Л.Н. Толстого «Воскресение» (Сначала и до слов «чтобы властвовать друг над другом»).

№ 27. Покажите, как в очерке Н.С. Лескова «Воительница» проявились представления писателя об особенностях русского национального характера».

Работа студентов над курсом «История русской литературы ХIХ, часть 3» определяется предложенным графиком работы, именно: системой практических и лекционных занятий, требующих постоянной и целеустремленной самостоятельной подготовки, особенно же тремя формами текущего контроля (две лектуры по текстам Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого и отчетом в чтении наизусть). Первая лектура проводится в конце марта, вторая – в конце апреля. Таким образом, в феврале, марте осуществляется знакомство с «пятикнижием» Достоевского, в апреле с публицистикой и художественным творчеством «позднего» Толстого. В течение всего семестра заучиваются наизусть предложенные тексты. Порядок и последовательность практических и семинарских занятий, лекционного курса позволяют системно постигать материал, глубинно осмысливать закономерности литературного процесса изучаемого периода и всей классической русской литературы в целом.

Итог изучения литературы последней трети ХIХ века предполагает не только основательное знакомство с творчеством писателей этого периода, особенностями литературно-публицистической и общественно-политической жизни России, но и историей науки о литературе. Предложенный список учебной и научной литературы по предмету позволяет студенту познакомиться с трудами выдающихся исследователей русской литературы, на практических занятиях привлекаются не только классические исследовательские работы, но и новейшие, содержащие спорные, нерешенные проблемы. Студенты знакомятся не только с авторитетными, признанными методологиями, но и с новыми и новейшими стратегиями и тактиками литературоведческого анализа.

На промежуточной аттестации (лектуры) предлагается тестовая система контроля качества знания студентами художественных текстов. На первой лектуре («Великое «пятикнижие» Ф.М. Достоевского) студентам предлагаются индивидуальные тестовые карточки, каждая из которых состоит из пяти вопросов, хронологически соответствующих пяти романам писателя: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». На второй лектуре («Послепереломное творчество Л.Н. Толстого») также предлагаются индивидуальные тестовые задания, состоящие из двух вопросов: публицистика и эстетика «позднего» Толстого, художественное творчество этого же периода. Обе лектуры выполняются письменно. Результат промежуточной аттестации учитывается при сдаче итогового экзамена.

Примеры тестовых заданий:

Лектура № 1

1. Как строится повествование в романе «Преступление и наказание»?

2. Когда и при каких обстоятельствах происходит знакомство Мышкина и Рогожина?

а) в гостиной Епанчиных;

б) в доме Гани Иволгина;

в) в железнодорожном вагоне.

3. Какие эпиграфы предпосланы роману «Бесы»? В чем их смысл?

4. Сколько лет Аркадию Долгорукому герою романа и автору «Записок»:

а) 19-20;

б) 16-17;

в)18-19.

5. Передайте содержание главы «От автора» в романе «Братья Карамазовы». Цель ее включения.

Лектура № 2

1. Объясните смысл названия трактата Л.Н. Толстого «Так что же нам делать?» и эпиграфов ему предпосланных.

2. Почему автор назвал жизнь Ивана Ильича самой обычной и самой ужасной? («Смерть Ивана Ильича»). Обоснуйте ответ с учетом особенностей послепереломных настроений писателя. Привлеките для ответа публицистические, эстетические трактаты Л. Толстого и художественные произведения того же периода. Включите повесть в литературный контекст.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: