Являются слугами этих двух принципов»

Одни правила садхана-бхакти помогают преданному подняться до уровня благости и создать благоприятную ситуацию для культивирования преданного служения. Но поскольку самого по себе их исполнения не достаточно для удовлетворения Кришны, как, например, соблюдение принципов внешней чистоты или следование 4-м регулирующим принципам, то их относят к вспомогательным.

Другие правила имеют целью непосредственное удовлетворение Кришны и поэтому их относят к главным (УГК, стр. 158-166). Однако не следует пренебрегать вспомогательными правилами, так как хотя следование им не является достаточным условием для удовлетворе­ния Кришны, тем не менее, без следования им невозможно даже приблизиться к пониманию смысла главных правил, понять, что же реально удовлетворяет Кришну. Знание и ясность

понимания приходят благодаря тому, что жизнь человека проходит под влиянием гуны бла­гости, что и обеспечивают вспомогательные правила. (УГЧ, стр. 150-156,161; УГК, стр. 175)

Однако, даже стоя на пути и опираясь на перила, необходимо все же идти по этому пути, т.е. необходимо прилагать сознательные усилия, чтобы направлять ум, разум и душу на осознание своего положения слуги Кришны, на осознание положения гуру и вайшнавов.

Помнить о Кришне всегда означает помнить (и благодарить) Его даже, когда все скла­дывается благоприятно, когда нет трудностей, нет препятствий. Никогда не забывать о Кришне, означает не забывать о Нем, когда трудно, когда приходят испытания, возникают препятствия, когда у ума, как ему обычно кажется, есть все основания, чтобы отвлечься от Кришны и сосредоточиться на своих проблемах.

Когда преданный только осваивает внешние принципы практики садхана-бхакти, его ум занят правильностью внешнего соблюдения этих правил, он не механичен, он занят, обу­чаясь им. Но когда преданный освоил эти правила и ограничения и может следовать им, не задумываясь, приходит время вовлекать в это следование принципам ум и разум. Требуется во внешнюю, ритуальную сторону внести осознание цели: ради чего все это делается. Те­перь, действуя правильно внешне, преданный должен сосредоточиться на развитии своего видения (осознания) Кришны и Его воли, на осознании природы вайшнавов, гуру. Он должен прилагать постоянные усилия, чтобы видеть связь между вайшнавом и Кришной, гуру и Кришной, материальной энергией и Кришной и т.д. Это означает утвердиться в самбандхе. Чем больше человек утверждается в самбандхе, тем совершеннее его практика преданного служения. Но, когда преданный считает, что все это придет само собой, и достаточно просто совершать внешние усилия, то практика его преданного служения становится механичной, т.е. его сознание в нее не вовлекается. Такую деятельность, строго говоря, нельзя назвать, садхана-бхакти. Фактически, это благочестивая деятельностью, которая принесет благочес­тивые плоды, но никак не бхаву и прему.

Поэтому, имея необходимость поддерживать свое материальное тело, семью и т.д., пре­данный должен стараться всегда помнить, ради чего он вьшолняет все эти обязанности. Все это лишь позволяет продолжать, используя свое тело и ум (как неотъемлемое представление о своем «я» на данный момент), развивать высший вкус к служению Шри Кришне без зави­симости от тела и ума. Пока мы считаем себя телом и умом, следует занимать (а для этого поддерживать) их в деятельности, направленной на удовлетворение Кришны. Но, если при этом не вовлекается в процесс наша сущность (обладающее желаниями, свободой воли жи­вое существо, душа), то мы не выйдем за пределы представлений о себе как о теле.

Тема: Упорядоченность и чистоплотность

 
 


Иногда начинающие преданные низводят понимание садхана-бхакти до представлений об упорядоченности жизни. «Садхана» означает «практика», т.е. мы сознательно практикуем образ жизни и мышление, естественные для духовного мира. Но сделать это без упорядочен­ности внешней деятельности тела невозможно. Однообразие внешней деятельности высво­бождает ум для постижения разнообразия внутренней деятельности, внутренних усилий.

6-7 часов ночного сна достаточно для того, чтобы восстановить работоспособность тела, ума и разума. Сон до полуночи более эффективен, поэтому оптимальное время для отхода ко сну 9-10 часов вечера, а для подъема - 3-4 часа утра.

Преданным следует совершать омовение как минимум два раза в день: утром - после пробуждения и вечером, лучше, если до захода солнца. Дважды инициированным предан­ным следует совершать омовение также перед чтением полуденной мантры гаятри, по­скольку брахману необходимо омываться трижды в день - в сандхъю (смена времени суток) и читать гаятри-мантру.

Полное омовение совершается также после:

- бритья;

- чистки зубов;

- стрижки волос и ногтей;

- опорожнения кишечника;

- посещения крематория;

- сна, продолжавшегося более 1 часа;

- полового акта;

- грязной работы;

- если вы прикоснулись к испражнениям, трупу;

- после прикосновения к животным (например, вы прикоснулись к кошке или к собаке).

Действия во время омовения не следует совершать хаотично; некоторые из очиститель­ных процедур оскверняют тело, например, после чистки зубов, расчесывания волос и стриж­ки ногтей требуется совершить омовение тела. Если Вы принимаете душ после опорожнения кишечника, то сначала необходимо почистить зубы. Одежда, в которой вы делали предыду­щие процедуры, является оскверненной, и после омовения ее надевать нельзя.

Есть разные уровни внешней чистоты. Например, для пуджи Божествам или приго­товления бхоги для Божеств требуется полная чистота. Это неприемлемо делать в одежде, в которой Вы принимали пищу или посещали туалет по малой нужде, но для совершения лю­бой другой деятельности эта одежда вполне приемлема, хотя и является оскверненной.

После омовения следует надеть чистую одежду и поставить тилак на 13 частях тела. Ес­ли Вы спите на полу, то место, на котором спали, следует помыть до омовения, а не после. После омовения не следует соприкасаться с оскверненными вещами и предметами.

Нижнюю (нательную) одежду следует менять ежедневно. Верхнюю одежду (джемпер, брюки, юбка) можно носить несколько дней. Вайшнавскую одежду лучше всего надевать каждый день свежую.

После принятия прасада, посещения туалета по малой нужде следует омыть рот, руки и стопы. Также перед чтением гаятри-мантры, если нет возможности совершить полное омо­вение, следует ополоснуть рот, руки и стопы.

Мужчинам следует иметь либо короткую стрижку, либо голова должна быть выбрита, а шикха собрана в пучок. А женщинам: собранные в пучок или косы волосы с пробором посе­редине. Неблагоприятно, если женщина ходит с распущенными волосами, а мужчина - с не завязанной шикхой.

Тело - это инструмент, правильно используя который, мы можем пробудить свою ду­ховную природу, практикуя главные принципы садхана-бхакти. До тех пор, пока мы ото­ждествляем себя с грубым и тонким телом, мы обязаны занимать их (т.о. «себя») в деятель­ности, направленной на удовлетворение Кришны. Пока бхава не пробудится в нашем сердце, мы обязаны заботиться о теле, относясь к нему как к инструменту, необходимому для духов­ной практики. Однако не следует уделять телу излишнее внимание, а ровно столько, чтобы поддерживать его работоспособность (УГЧ, стр. 62).

Тема: Следование четырем регулирующим


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: