Внастоящее время широкое распространение получила проповедь через нама-хатты
(и, в частности, система «Бхакти-врикша»). Она включает в себя: (1) проповедь преданным в группах духовного общения (нсша-хатта), (2) проповедь непреданным с помощью различных проповеднических программ, таких как фестивали, падаятры, распространение книг, которые, в свою очередь, привлекают новых преданных. В результате группы постепенно растут и периодически делятся пополам, так распространяется сознание Кришны.
Хотя Господь Чайтанья и Шрила Прабхупада проповедовали в разных исторических, культурных, этнологических и прочих условиях, тем не менее, присутствует глубокая общность в их проповеди.
Сравнение различных аспектов проповеди
Господь Чайтанья | Шрила Прабхупада | |
Время | 16 век | 20 век |
Место | Бенгалия, Южная Индия, Орисса | Вся планета Земля |
Обстоятельства | 1. Мусульманское правительство 2. Остатки варнашрама-дхармы 3. Влияние мусульманства 4. Монархия | 1. Технический прогресс цивилизации 2. Атеистическое правительство 3 Духовная деградация людей (практически, отсутствие религии в обществе) 4. Национализм (холодная война) 5. Разочарованность молодого поколения 6. Желание подражать западной культуре 7. Греховные привычки 8. Имперсонализм 9. Демократия 10. Отсутствие ведической культуры |
Объекты проповеди | 1. Майявади (буддисты) 2. Смарта-брахманы 3. Мусульмане 4. Грешники | 1. Люди, живущие в Западных странах 2. Имперсоналисты 3. Хиппи (наркоманы) 4. Представители всех религиозных конфессий 5. Политики, 6. Ученые-теологи 7. Творческая интеллигенция |
Формы проповеди | 1. Личный пример 2. Воспевание Свя того Имени (харинамы, киртаны) 3. Личное общение 4. Проповедь высокопоставленным людям 5. Совместное вкушение прасада (экстатические пиры) 6. Проведение праздников 7. Паломничество 8. Проведение диспутов 9. Проявление духовного экстаза 10. Проявление мистического могущества (сиддхи) | 1. Личный пример 2. Киртаны, харинамы 3. Личное общение 4. Проповедь высокопоставленным людям 5. Приготовление и раздача прасада 6. Проведение праздников 7. Лекции 8. Издание и распространение духовной литературы 9. Создание духовной организации 10. Открытие храмов 11. Проповедь через СМИ (радио, TV) |