Соционика в человекознании

Выше говорилось, что носителем ТИМной психики является индивид. Для обоснования этого утверждения необходимо рассмотреть субъект психического отражения и деятельности, понимание которого так и не сложилось в психологии.

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность используются в психологии для обозначения обладателей психических свойств. В таком положении видится как минимум два недостатка. Во-первых, эти понятия используются как бы для разных субъектов; во-вторых, соотношения между ними не эксплицируются во всей полноте.

Поскольку они представляют собой научные понятия, полученные при определенном рассмотрении явлений, то системообразующими в данном случае как раз и будут явление (общее и единичное) и понятие (общее и частное). Общее в понятии – биосоциальная сущность субъекта активности, частное – его социально детерминированная часть. При их ортогональном пересечении получаем четырехкомпонентную типологию для структуры субъекта активности, которая дает предварительные характеристики каждому из этих понятий (рис. 2.1):

- человек (общее понятие об общем явлении);

- личность (частное понятие об общем явлении);

- индивид (общее понятие о единичном явлении);

- индивидуальность (частное понятие о единичном явлении).

Таким образом, имеем ряд убывания общности (в указанном порядке), в котором присутствует иерархическая вложенность.

В самом деле, невозможно говорить об индивидуальности вне контекста более фундаментальных сущностей – человека, личности, индивида.

Касаемо каждого из получившихся четырех понятий для субъекта психического отражения и активности можно сказать, что они – разного уровня общности, а субъект получается целостным и многоуровневым, включающим их.

Каждое из соответствующих понятий имеет узкий смысл, который должен быть четко очерчен, и применяться в соответствующих контекстах:

- человек – биологический вид Гомо Сапиенс;

- личность – социально детерминированная сущность человека;

- индивид – единичный представитель человеческого вида;

- индивидуальность – социализированный индивид (уникальный результат неповторимого процесса социализации).

 
 


Рис. 2.1 – Характеристики понятий для обозначения субъекта отражения

Видно также, что каждый из уровней соответствует изучению определенной предметной области в человекознании, которое стремится рассматривать психику как объект:

- на уровне человек – анатомии и физиологии, нервной системы, рефлексов и инстинктов, общих для всех;

- на уровне личность – психических явлений, появляющихся в принципе у Гомо Сапиенс при социализации;

- на уровне индивид – врожденных психологических качеств, отличающих потенциально одного индивида от другого;

- на уровне индивидуальность – уникального результата социализации индивида из-за ее неповторимых условий.

Такой порядок предполагает уточнение некоторых положений, принятых в психологии, помимо уже указанных (целостность и многоуровневость субъекта):

1) расширение устоявшейся триады биологическое, психологическое, социальное до тетрады через введение типологического;

2) осознание понятия личность как обозначающего общее явление. Ясно, что существуют контексты, в которых понятие для общего явления переносится на единичное – как раз в тех случаях, когда подчеркивается именно общность, а различия несущественны (от них абстрагируются). Однако не секрет, что понятие личность неоправданно часто используется для обозначения единичного явления с намеком на его уникальность (то есть, вкладываемый смысл “заползает” на территорию то ли индивида, то ли индивидуальности);

3) понятие индивид выглядит здесь, на первый взгляд, методологическим нонсенсом – ведь принято говорить о психике как о продукте социализации, а в построенной системе индивид рассматривается вне контекста социализации. Эта проблема решается через понимание врожденной структуры психики как основы для последующего содержательного наполнения при социализации. Такая структура мыслится как матрица, отпечаток, что на греческий так и переводится – тип.

Четырехуровневость субъекта можно проиллюстрировать для наглядности треугольником (см. рис. 2.2), в котором фундаментальный уровень является наиболее общим, над ним надстраиваются вложенные друг в друга частные уровни, которые венчает единичный.

Уменьшение общности в субъекте происходит с увеличением ее в самом отражении, его разнообразии и широте проявлений. Одна крайность – на уровне человек все относятся к одному виду; на уровне индивидуальность единичный некто имеет наиболее разнообразные и широкие формы социальной активности.

Что касается психики как таковой и типологических особенностей, то здесь картина такая. В субъекте переход на типологический уровень является конкретизацией, а проявлениях – наоборот, их расширением (что нормально для одного типа, несвойственно другому).

 
 


Рис. 2.2 – Субъект и его проявления

То есть, в левом треугольнике общность касается того, насколько фундаментальным является уровень в целостном субъекте. И уровни в нем занимают такие понятия как человек, личность, индивид, индивидуальность (I – IV соответственно). Уменьшение общности иллюстрируется сужением расстояния между ребрами треугольника. В правом треугольнике расширение (А – Г) соответствует качественному усложнению психического отражения и увеличению количества различных его вариантов.

Также снизу вверх сменяются специализированные подходы к рассмотрению каждого уровня в узком смысле: биологический, психологический, типологический, социальный; таким образом, становится видно, что соционика в человекознании соответствует типологическому уровню.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова структура целостного субъекта активности?

2. На каком уровне располагаются типологические качества?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: