Учитель: Внимание, ребята, посмотрите все на меня: (Смотрит на реакцию детей.)
- Знаете, что я сейчас заметила? Когда я сказала слово "внимание", не все меня
услышали... И еще - одни быстро выполнили мое задание, а другие - медленнее. Вам часто
учителя говорят это слово, а как вы его понимаете, что значит "внимание", "быть внимательным".
(Ответы детей.)
Учитель: Итак, вы многое сказали правильно: быть внимательным - это значит не отвлекаться на посторонний шум, звуки, слушать кого - то, смотреть на него, не разговаривать в это время с другими.
Тиша: А интересно, что было бы, если у всех пропало внимание?
Учитель: Давайте-ка представим, что было бы с учениками в школе, что было бы с вами на улице, дома, если бы у вас вдруг не стало внимания?
(Ответы детей.)
- Да, внимание нужно всем и всегда: и в школе, и на улице, и дома. А кто помнит стихотворение, в котором рассказывается про очень невнимательного человека?
(Вспоминают и читают стихотворение С.Я.Маршака "Рассеянный с улицы Бассейной")
С. Я. МАРШАК
ВОТ КАКОЙ РАССЕЯННЫЙ
Жил человек рассеянный На улице Бассейной. Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки-Оказалось, это брюки. Вот какой рассеянный С улицы Бассейной! Надевать он стал пальто-Говорят ему: не то. Стал натягивать гамаши-Говорят ему: не ваши. Вот какой расеянный С улицы Бассейной! Вместо шапки на ходу Он надел сковороду. Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки. Вот какой рассеянный С улицы Бассейной! Однажды на трамвае Он ехал на вокзал И, двери открывая, Вожатому сказал: - Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый! Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?
Вожатый удивился-
Трамвай остановился.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Он отправился в буфет
Накутать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Побежал он на перрон,
Сел в отцепленный вагон,
Внес узлы и чемоданы.
Рассовал их под диваны,
Сел в углу перед окном
И заснул спокойным сном...
- Да, с рассеянными, невнимательными людьми могут происходить смешные, и даже неприятные и грустные случаи. А если ученик невнимателен, не слушает то, что говорит учитель, отвлекается, то и учиться он будет плохо. Надеюсь, что все вы при словах учителя: "Дети, внимание!" - перестаньте заниматься своими делами и будете его слушать. Внимание можно тренировать и тогда оно станет еще лучше. Давайте проверим, как внимательны вы были сегодня:
- В чем сегодня мама была утром, перед вашим уходом в школу?
- Какого цвета портфель (сумка) у вашего соседа по парте?
- Что вы сегодня заметили у входа в школу?
- Какая погода была, когда вы шли в школу?
(После игры подводятся итоги и дается домашнее задание:
- Когда будете идти из школы домой и из дома в школу, внимательно посмотрите на
дорогу вначале налево, затем направо, прежде чем переходить улицу, также обратите
внимание на погоду.
- Дома, когда будете разговаривать со старшими, братом, сестрой - старайтесь
внимательно их выслушать: не убегайте, не отворачивайтесь, выслушайте до конца.)
Прощание.
4 ЗАНЯТИЕ. Я и время
Дети садятся вокруг стола и видят на нем коробку (Из коробки вынимают разделенный на три части рисунок "Реки Времени". Дети высказывают свои предположения о том, что это такое).
Тиша: Я. кажется, начинаю догадываться, Когда я был маленький, я слышал о всемогущем Повелителе Времени, который владеет всем временем на свете. По-моему, эта карта попала к нам из его Мира Времени.
Учитель: Ребята, в коробке лежат еще вот это три листа бумаги. На них что-то нарисовано и написано.
(Дети рассматривают части картинки. Кто-то из них (или Тиша) догадывается, что что части одной картинки и их надо сложить так, чтобы получилось одно целое.
Дети складывают картинку и склеивают (желательно прозрачной липкой лентой, т.к. па обороте есть надпись "Река Времени").
Тиша: Я заметил, что с обратной стороны что-то написано. Только жаль, что я еще не умею читать. Может кто-то из вас прочитает надпись? (Кто-то из детей пытается прочитать: "Река Времени".)
Тиша: Я что-то не пойму, реки не бывают разноцветные, а эта Река Времени окрашена в голубой, белый и розовый цвета.
Учитель: Но ведь это не обыкновенная река, а Река Времени. Может быть разгадать эту загадку нам помогут надписи?
- Кто сможет прочитать слово, которое написано и средней части реки?
(Кто-то из детей читает: "Настоящее".)
- Значит, средняя белая часть реки означает то, что сейчас, т.е. настоящее.
- Что еще сейчас происходит?
- Я сейчас говорю.
- Вы сейчас сидите и слушаете меня.
- Оля сейчас поправляет свой бантик.
- Какое сейчас время года? (Осень.)
- А что будет после осени? (Зима.)
- Значит голубой цвет реки - это будущее (Читают надпись на голубой части -
"Будущее".)
-Что еще будет?
- Будет завтра.
-Вы пойдете домой. Вы станете взрослыми и т.д. Учитель: А что было перед осенью? (Лето.)
- Значит розовый цвет - это прошлое, то что прошло, то что было.
- Что было?
- Было утро.
- Вы были маленькими.
- Вы ездили в гости к бабушке в деревню.
и т.д.
Читаем подпись: "Прошлое".
Давайте вспомним, что вы делали, что с вами произошло вчера.
Учитель: Мы с вами разгадали эту трудную загадку, а теперь я хочу вам задать несколько вопросов.
- Какого цвета будет: "Я ем конфетку"? (Белого - настоящее.)
- Я вчера была в кинотеатре (Розового - прошлое.)
- Скоро будет новый год (Голубого - будущее.)
и т.д.
Тиша: Я тоже хочу задать вам задание. Возьмите каждый по три полоски бумаги: розовую белую и голубую. Когда я скажу какое-нибудь предложение, вы должны определить, какого оно цвета и поднять соответствующую полоску. Но будьте внимательны.
(Тиша произносит различные предложения, среди которых встречаются и неправильные конструкции - "нелепицы", например, такого рода:
- Вчера я пойду к Сереже на день рождения.
- Завтра я был в цирке.)
Учитель: С настоящим, прошлым и будущим временами мы разобрались, даже Тиша не мог нас запутать.
Тиша: Ребята, я нашел какие-то два листочка, но не могу понять, откуда они и кто их потерял. Может, это страницы книги?
(Дети рассматривают листки календаря и высказывают свои предположения.)
-Первый лист календаря из прошлого - 1 сентября 2004 года.
-Второй лист - из настоящего (Сегодняшний день.)
-Давайте теперь подробнее поговорим о листке календаря, на котором написано «1 сентября». В какое место Реки Времени мы поместим его?
-Вспомните, что было в этот день. Пусть каждый по очереди будет брать в руки этот листок календаря и рассказывать о том, что ему запомнилось.
(Дети передают этот листок друг другу и вспоминают день, когда они впервые пошли в школу и стали учениками, делятся своими впечатлениями)
Учитель: Хорошо, я хотела бы, чтобы этот праздничный день вы запомнили на всю жизнь.
- У нас остается еще один листок. Что мы можем о нем рассказать? (Он из настоящего,
из сегодня.)
-А что у нас сегодня? (... число,... месяц.... день недели,... год.)
- Что можно еще сказать о сегодняшнем дне? Чего нет в календаре?
(Дети: времени года, части суток.)
Тиша: Мне интересно, ребята, что вы делаете дома утром?
- А что делаете вечером? (Ответы детей.)
- Скажите мне ребята, кто из вас утром встает быстро? Кто делает зарядку? А кто
заправляет свою постель? А кто умывается и чистит зубы без напоминания? А кто вечером
сразу, когда взрослые скажут, ложится в постель? Кто перед сном умывается, чистит зубы?
-Я думаю, что скоро все- все ребята будут так делать и без напоминания!
- Дети, как вы думаете, один день длится долго? (Ответ детей.)
- Да, если вы заняты чем-то интересным, то время летит незаметно, а если делать нечего,
если вам скучно, день длится долго.
Что вам обычно интересно делать? Какое у вас любимое занятие (рассказы детей). Прощание.
5 ЗАНЯТИЕ. Я и время (продолжение)
В самом начале занятия вдруг раздается «волшебная» музыка.
Дети подходят к магнитофону и видят, что рядом лежит небольшой пакет, перевязанный шпагатом, с печатями (из пластилина), с адресом школы. Н а месте обратного адреса написано "Прошлое".
Учитель: Интересно, кто мог нам прислать эту посылку?
- И что в ней находится?
- Как вы думаете?
Дети высказывают свои предположения, читая надписи на пакете и по очереди ощупывая его
Тиша: Раз посылка из прошлого, а оно связано с Миром Времени, то, может, ее прислал нам Повелитель Времени?
-Давайте откроем пакет.
Учитель открывает пакет и достает фотографии детей класса, их пап и мам, бабушек и дедушек, а также свою и учителя в детском возрасте, (учитель заранее договаривается с родителями о том, чтобы они принесли фотографии в школу в тайне от детей, желательно чтобы каждая фотография была с обратной стороны подписана), затем по одной показывает детям, они должны узнать себя, своих близких на фотографиях, тогда учитель отдает им их. Если кто-то затрудняется - на помощь приходит Тиша.
Каждый ребенок немного рассказывает о себе, каким он был, когда его фотографировали.
Они вслух рассказывают о том. что помнят. Дети доходят до того года, о котором они не могут ничего сказать, не помнят себя. Тогда учитель задает вопрос:
- Как узнать, какие вы были, что с вами происходило, когда вы были маленькими?
Дети приходят к мысли, что можно спросить у родителей. Учитель дает домашнее задание - узнать у родителей, близких о себе в детстве, и можно продолжить дома раскрашивание шариков.
Вопросы для родителей:
- Когда и какие первые слова сказал ваш ребенок?
- Что нравилось и что не нравилось вашему ребенку в раннем детстве?
- Чем он любил заниматься?
- Как называли его когда он был маленький?
- Кто родился раньше; вы или наши родители? Чье детство было раньше: ваше или
ваших мам. бабушек?
- Давайте разложим ни фотографии на Реке Времени по порядку: фотография того, кто
родился раньше, будет расположена дальше от настоящего.
Учитель показывает детям Реку Времени но только упрощенную и видоизмененную, и лети с помощью учителя раскладывают все фотографии на Реке Времени.
Тиша: У меня, к сожалению, нет фотографии, но есть портрет, на портрете мне всего один год.
- Куда вы поместите мой портрет на реке?
Учитель: Тиша. а сейчас сколько тебе лет?
Гита: О, я уже совсем взрослый, мне почти четыре года!
Учитель: Дети, кто младше - вы или Тиша, где место портрету Тиши? После ваших фотографий или до них?
Дети рассуждают по этому поводу и приходят к выводу, что портрет Тиши на Реке Времени надо расположить перед их фотографиями.
Учитель: Да. Тиша. у тебя прошлое еще совсем маленькое, и у вас, ребята, оно не такое уже большое, как у ваших мам и пап. а особенно у бабушек и дедушек, но зато у нас впереди огромное будущее, в котором вас ожидает много хорошего и удивительного.
- Ребята, а вы знаете, что такое возраст? (Дети обсуждают.)
- Да, слово "возраст" означает, сколько человеку лет. Жизнь человека делится на
периоды (детство, юность, взрослость, старость) и слово «возраст» также означает, в каком
периоде жизни он сейчас находится. Сравнивая возраст людей можно определить, кто
моложе, кто старше. Вот например, ты Витя (Маша...) скажи, кто из пас старше, ты или
Тиша? (Ответ ребенка.)
-Сейчас я буду называть едока, а вы определите, какие из них относятся к возрасту
и хлопните в ладоши:
старый, красивый, больной, молодой, добрый, пожилой, маленький...
- А теперь скажите, в чем отличия пожилою человека от молодого.
(Ответы детей.)
- Вы назвали много признаков. По среди них самый главный - по количество прожитых
лет. Ведь и молодой человек может болеть, сутулиться, если он не заботится о своем
здоровье. Л пожилой человек не обязательно бывает сгорбленный, больной, слабый, седой.
Прощание.