Комплекс упражнений (на основе рекомендаций Дж. Джампольски)

Содержание комплекса: карточки-памятки, а также принципы и указания, которые приобретают индивидуальную значимость для каждого ребенка в процессе их применения в виде каждодневных практических упражнений. Это позволит постепенно переориентировать психику ребенка на саногенную основу.

Важно заниматься регулярно. Опыт, приобретенный в процессе занятий, поможет ребенку почувствовать себя уверенным, благополучным, счастливым.

Психологические принципы, на которых основаны упражнения:

- у нас есть возможность выбрать, в каком состоянии мы хотим быть: хотим ли мы
достичь внутреннего равновесия или мы хотим жить в состоянии конфликта;

- все мы связаны невидимыми нитями человеческих отношений в одно целое;

- то, что мы воспринимаем с помощью органов чувств, дает нам ограниченный и часто
искаженный взгляд на действительность;

- в сущности, мы не можем изменить ни людей, ни мир, в котором мы живем. Все, что
мы можем изменить. - это наше восприятие мира окружающих и самих себя;

- есть две очень важные эмоции (чувства): любовь и страх. Любовь - это наша
истинная сущность. Страх - это нечто, созданное нашей психикой и не существующее и
действительности;

- наши ощущения - это отражение состояния нашей психики.

Если мы находимся в состоянии благополучия, равновесия и любви, то мы проектируем эти же ощущения на окружающий мир и их же испытываем. Если же наши мысли наполнены опасениями за свое здоровье, сомнениями и страхами, все это проецируется на внешний мир и становится реальностью.

Примечание: психологические принципы необходимо объяснить ребенку в доступной форме, на конкретных примерах «детской» жизни (случаях из жизни, литературных героях, персонажах мультфильмов и кинофильмов) и добиться полного их понимания.

Далее с ребенком подробно разбирается каждая памятка, а её содержание оформляется на специальной карточке. После этого ребенок осваивает памятку самостоятельно и использует её для психодиагностики своих изменений.

/. «Давать — значит получать».

К чему ты стремишься: жить в мире или конфликте с собой? Если ты стремишься к внутреннему миру, ты будешь стремиться к тому, чтобы «отдавать» себя людям, делать что-то для других. Иначе ты будешь стараться что-то получить, а в случае неудачи - упрекать судьбу, обстоятельства и окружающих, из-за которых, как тебе кажется, ты не можешь получать желаемое.

Каждое свое высказывание, поступок проверяй вопросами:

- является ли оно (он) выражением любви к окружающим или самому себе?

- не способствует ли оно углублению проблемы?

2. «Я хочу изменить мое восприятие окружающего».

Я часто действую как робот, реагируя на поступки и слова других людей.

Сейчас я знаю, что мое поведение определяется моим мышлением. Я сам могу сделать его здоровым, свободным, помня о своей любви к людям и не руководствуясь страхом по отношению к ним и различным событиям.

3. «Я не жертва окружающего мира».

Все происходящее во внешнем мире принимает ту или иную окраску в зависимости от характера моего мышления. Сегодня я хочу увидеть мир по-иному, изменить свое негативное отношение к тому, что я вижу.

Если кажется, что становишься жертвой обстоятельств, полезно повторять: «Я буду относиться к этой ситуации или к этому человеку с позиции любви».

4. «Я мочу взглянуть на мир по-иному».

Если окружающий мир мне страшен, я и в самом деле увижу угрозу для себя. Но я могу смотреть на мир по-иному. Я могу смотреть на знакомые вещи так, если бы видел их впервые. Отбросив свои страхи, я вижу мир красивым, радостным, дружелюбным.

Когда испытываешь страх, повторяй фразу: «В эту минуту я освобождаю себя от мира страхов. У меня много друзей. Я их люблю».

5. «Я выбираю спокойствие (умиротворение)».

Мне кажется, что мир состоит из фрагментов, как из осколков. Но я знаю, что это отражение моих страхов, растерянности. Сегодня я перехожу к новому восприятию себя и мира.

Я делаю выбор: вместо растерянности и страха я выбираю покой и любовь.

6.»Страх не оправдывается ни в какой форме».

Мои мысли могут занимать страхи о прошлом или о будущем, но жить я могу только в настоящем. Любой момент настоящего уникален.

Начиная с сегодняшнего дня, если меня посетят печальные мысли, я напоминаю себе: «Я живу здесь и сейчас. Мне нечего бояться».

7. «Давать и получать — воистину одно и то же».

Давать и получать - это одно и то же, и одно не может существовать без другого. Я могу получать только в той мере, в какой способен давать. Это утверждение справедливо во всех ситуациях, со всеми людьми, независимо от моих отношений с ними.

Я каждый день хочу испытывать мир и любовь, поэтому и обращаюсь к каждому, с кем общаюсь: «Я предлагаю всем мир и любовь, любовь и мир я принимаю взамен».

8. «Уметь прощать — ключ к счастью».

Если я считаю кого-нибудь виноватым, я только усиливаю свою обиду и вину. Я не могу простить себя самого, если у меня нет желания и готовности простить других. Мысли о том, что кто-то в прошлом обидел меня или я сам виноват перед кем-то, не имеют смысла и сейчас. Научившись прощать, мы сможем освободиться от чувства вины и страха.

Сегодня я хочу обратиться к людям со словами: «Я вижу и себя и вас только через истинное прощение».

9. «Все, что я даю, так или иначе, возвращается ко мне».

Если я отношусь к кому-то плохо, это вернется плохим отношением ко мне. Но я хочу жить в мире и любить - значит, это вернется ко мне.

Сегодня во всех ситуациях я буду говорить: «Все, что я даю, так или иначе, возвращается ко мне. Даю ли я сейчас то, что хочу получить взамен?»

10. «С сегодняшнего дня я не делаю никаких категорических выводов, не даю

категорических оценок».

Я часто судил о людях и событиях поспешно, под влиянием эмоций. Но позже мне приходилось менять свое мнение, взгляды. Трудные ситуации многому меня научили.

Сегодня я знаю, что лучше воспринимать все происходящее, не пытаясь давать категоричные оценки: «Я нахожусь в единении с миром и предлагаю ему не суд, а любовь».

11. «Это мгновение все, что у пас есть».

Постоянное размышление над прошлыми и будущими проблемами мешает достигать цель - внутреннее равновесие, покой и любовь. Но ведь прошлое в прошлом, а будущее еще не наступило.

Я делаю выбор: с сегодняшнего дня я не увлекаюсь фантазиями о прошлом и будущем, я буду жить сегодняшним днем. Напомню себе: «Реально только настоящее». 12: «Прошлое в прошлом, оно больше меня не касается».

Освободившись от искаженных представлений прошлого, я могу снова почувствовать себя свободным.

Я заявляю: «Я делаю выбор: освобождаюсь от прошлых страданий и боли, живу ощущениями сегодняшнего дня».

13. «Осуждение причиняет мне боль».

Не осуждая никого, я освобождаюсь от чувства вины и страха. Сегодня я возвращаю себе свободу, простив себя и окружающих: «Я с радостью делаю выбор: освободить себя и всех из тюрьмы осуждения!»

14. «Я могу отказаться от мыслей, которые причиняют мне боль».

Мои мысли причиняют мне боль, либо несут спокойствие. Я выбираю, о чем думать: о любви и мире.

Сегодня я выбираю: «Откажусь от страха, вины, осуждения».

В итоге ребенок должен усвоить короткие правила-принципы:

- я сам выбираю свои взгляды на жизнь;

- я выбираю свое настроение;

- я ставлю перед собой цель;

- в моей жизни ничего не происходит само собой;

- я получаю то, что отдаю и к чему стремлюсь сам.

Содержание каждой памятки необходимо объяснять ребенку на ситуациях из его жизни, используя знакомые образы литературных персонажей. Памятки не обязательно использовать все в комплексе, их можно осваивать как упражнения на занятиях. Исходя из ситуации, целесообразно, в первую очередь, подбирать наиболее значимые для ребенка упражнения и концентрировать его внимание именно на них. Хотя следует заметить, что упражнения построены с соблюдением определенной логики, а использование всего комплекса в целом имеет смысл.

Список рекомендуемой и используемой литературы

1. Ананьева К. И. и др. Дочки-матери. С-П, 2000.

2. Алиева М. А. и др. Пол и роль. С-П, 2001.

3. Алиева М. А. Я сам строю свою жизнь. С-П, 2000.

4. Барабохина В. А., Гришаева О. А. О тебе и для тебя. С-П, 2001.

5. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Г. Я хочу! Психологическое сопровождение
естественного развития маленьких детей. - Кишинев. 1993.

6. Боговарова В. Акция «Чистое слово»// Воспитание школьников. — 2003. - № 7.

7. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. - Екатеринбург, 1997.

8. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитании. - М., 1988.

9. Васильева-Гангус Л.В. Азбука вежливости. М.,1988.

10. Винокурова Н. Магия интеллекта. М. 1994.

11. Вообрази себе. Поиграем, помечтаем. М. 1994.

12. Игры - обучение, тренинг, досуг.../Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1994.

13. Кейри Э. Я волнуюсь. Я сержусь. Я горжусь. Я боюсь. Я расстраиваюсь. С-Пб., 1995.

14. Колмогорова Л.С., Григорьевская Н.Н. Играя и общаясь, познаем мир и себя. -
Барнаул, 1996.

15. Колмогорова Л.С. Генезис и диагностика психологической культуры младших
школьников. - Барнаул, 1999.

16. Колмогорова Л.С., Григорьевская Н.Н., Модина И.А.

Человекознание: курс психологии с элементами этики и валеологии. 1 класс. М., Генезис-199

17. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль, 1996.

18. Краткий психологический словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

19. Кривцова С. В., Мухаматулина Е. А. Тренинг. Навыки конструктивного
взаимодействия с подростками. М., 1997,

20. Лежнева Л.И. Научим детей общаться// Начальная школа. - 1991. - № 10.

21. Мартынов С. Здоровье ребенка в ваших руках. М. 1991.

22. Матюгин Н. Школа эйдетики. М., 1995.

23. Мошкин В.Н. Как уберечься от преступника. Барнаул, 1995.

24. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М. 1996.

25. Петрова Н. Опыт преподавания курса «Основы этикета и искусства общения»//
Воспитание школьников. - 2003. -№ 5.

26. Перельман И.М., Клишко Т.К. Уроки этики в младших классах.- Начальная
школа 4,1995.

27. Родари Д. Грамматика фантазии. М., 1978.

28. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. М., 1993.

29. Семенова И. Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой. М., 1991.

30. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. С-Пб.,1994.

31. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада /Под ред.
В.А. Петровского, А.М. Виноградова. - М., 1993.

32. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? - М., 2001.

33. Хухлаева И. Тропинка к собственному я. М., 2000.

34. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. Томск. 1992.

35. Чего на свете не бывает? /Под ред. О.М. Дьяченко, Е.А. Агаевой. М., 1991.

36. Чистякова М.И. Психогимнастика М., 1990.

37. Шемшурина А.И. Этическая грамматика: методическое пособие для 1-2 классов. - Л., 1991.

38. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки., М. 1993.

39. Шумакова Н.В. Возраст вопросов. М.,1993.

40. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению//
Вопросы психологии. 1990. №4. С.99-107.

41. Юдин Г.Н. Главное чудо света. М., 1992.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: