Психология идеи Христа

Ни одна личность в истории не имеет столько противоре­чивых толкований, даже чисто биографических. Даже в кано­низированных Евангелиях Можно найти противоречия. Но нам важен Христос как символ, а не спор об исторической точно­сти, которая недоказуема. А этот символ обрел в истории совершенно конкретный образ, оказывающий не виртуальное, а совершенно реальное воздействие на умы и судьбы не только отдельных людей, но и целых народов и всего человечества.

Но, все-таки, стоит поговорить о некоторых этапах приня­того описания жизни Христа.

Во время второй римской переписи при правлении импера­тора Августа все жители Иудеи, как и всех других террито­рий, находящихся под Римом, должны были прийти в свои го-

•О,


рода и пройти регистрацию. Иосиф с Марией отправляются в Вифлеем — город царя Давида. Иосиф относился к колену Да­вида.

Царь и пророк Давид является одной из наиболее ярких фигур в истории иудаизма. Он первым получил имя Мессия (Спаситель), и считалось, что именно из его рода (колена) должен прийти другой Мессия. Считается, что Христос был как раз из этого рода.

(Выражение «из рода или колена Давидова» необязательно означает прямое престолонаследие. Это означает принадлеж­ность к одному из немногих семейных кланов, распределивших между собой все население древней Иудеи.)

500 лет в Иудее постоянно повторялось, что Мессия при­дет из рода Давида. В истории с Христом выполняется очень многое из того, что изложено в Ветхом Завете: непорочное зачатие, мысль о смерти и воскрешении, примерно совпадает время, когда должен был явиться Мессия, его ждут. Поэтому в это время по всей Иудее появляется много «мессий» — само­званцев и лжепророков. Не поверили иудеи и Иисусу из Наза­рета.

Есть несколько версий того, как Иисус родился в Вифлее­ме. Одна из версий — его семья была очень бедная и к нему пришли пастухи и волхвы. Но волхвы — это вавилонские халдеи и маги, а они были далеко не простыми людьми. Согласно дру­гой версии Иисус был достаточно знатного происхождения, и к нему на поклонение приходят цари.

Далее (по Евангелию от Матфея) говорится о бегстве Иоси­фа и Марии в Египет, так как царь. Иудеи Ирод, узнав о рождении будущего претендента на престол, приказал уничто­жить всех новорождённых. После смерти Ирода Иосиф с Мари­ей возвращаются в Назарет (по Евангелию от Луки бегства в Египет не было, и они сразу направились в Назарет).

Назарет был чуть ли не самый жалкий и незаметный го­род в Иудее. Была даже пословица: «Что может быть из На­зарета?», т. е. «В такой «дыре» ничего интересного произой­ти не может».

Можно предположить, что от этой атмосферы ущербности и безысходности у глубоко верующей и мечтательной девушки


рождается страстная мечта о прекрасном небесном царстве Гос­поднем, которую она передает любимому сыну. До Фрейдусублимация, по Адлерусуперкомпенсация. (Да простят нам верующие научную терминологию, но этот материал предназ­начен психологам).

Последние годы Мария жила в Эфесе, неподалеку от дома евангелиста Иоанна (ее домик хорошо сохранился). Когда слава Христа стала распространяться, многие захотели с ней встре­титься. Современники говорили, что это была настолько муд­рая и духовная женщина, что даже если не знать, что она мать Иисуса Христа, все равно перед ней надо было бы пре­клоняться.

Итак, в Назарете Иосиф плотничает, Иисус ему помогает. В 12 лет, по описаниям, происходит введение Христа в Иеру­салимский храм, построенный Соломоном Мудрым.

Когда Христос вошел в Храм, у него появилось ощуще­ние, что это дом его Отца. В Храме собирались умнейшие толкователи Священного писания. Христос вступает с ними в разговор и показывает знание Ветхого Завета и такую эруди­цию, что все замолкают и начинают его слушать. Христос де­монстрирует гибкость, легкость ума, умение вести беседу. Ро­дители его теряют в Храме, и когда Иосиф находит Иисуса и спрашивает, где он был, тот отвечает: «В доме моего отца».

Далее идет почти двадцатилетний промежуток в истории жизни Христа, о котором мало что известно. Есть мнение, что Христос длительное время был среди ессеев. Ессеи — носители каббалистических^ знаний. Каббалистические знания на уровне устных знаний впитали в себя все техники древнеегипетских жрецов по одной линии, а по другой — знания халдейских магов Вавилона. У ессеев все религиозные обряды — с элемен­тами мистицизма. Они, по существу, оказались хранителями наиболее чистого каббалистического знания. Евангелие от Иоанна написано по существу со слов Христа, и оно самое мистифи­цированное. «В начале было Слово» (Logos — слово как Высший смысл, Идея).

В детстве Христос рос вместе с Иоанном Баптистом (у нас — Иоанн Предтеча, Иоанн Креститель). Баптист — пере­водится как «крещенный водой». На картине Леонардо да Вин-


чи Дева Мария находится со своей родственницей Елизаветой, и рядом играют их дети: один — Христос, другой — Иоанн Баптист. Интересно, что указующий перст направлен не на Христа, а на Иоанна. Что хотел сказать этим великий «загадоч­ник» Леонардо, являвшийся лидером одного из тайных религи­озных сообществ, приверженных тайнам раннего христианства? Возможно, это навеяно Евангелием от Луки, где Господь ука­зывает на решающую роль Иоанна в подготовке прихода Иису­са и представление его народу как Сына Божьего.

Ведь когда Иисус приходит к Иоанну, тот уже имеет славу Пророка и Крестителя, смывающего водой людские грехи, люди стекаются к нему, ловят каждое его слово как высшую истину «Величайшего из смертных». Поэтому когда такой человек за­являет, что Христос несравненно выше его, а во время кре­щения Иисуса Иоанн слышит и сообщает людям. Глас Божий («Это Сын Мой возлюбленный») — это, безусловно, является началом стремительного распространения Божественной славы Христа. Именно с этого момента Иисуса начинают называть Христос (Мессия).

После крещения Христос собирает 12 учеников, объясняет им свои принципы и на 40 дней уходит в пустыню.

Мы встречаемся с этим феноменом в различных религиях.

Перед озарением и откровением Будда, Заратустра, Мои­сей, а позже и Мухаммад находятся в длительном посту и уда­ляются в безлюдные местности примерно на такой же срок. Возможно, эта процедура приводит к изменению сознания, ко­торое позволяет выйти на другие измерения.

Юнг писал, что у пророков и поэтов иногда возникает ощу­щение другого голоса, и им удается своим сознанием овладеть содержанием этого голоса и выразить его в религиозной или поэтической форме. Он считал, что в этих состояниях интуи­ция начинает работать интенсивнее и продуктивнее, чем ум логический.

После пребывания в пустыне проходят три года, которым и посвящен Новый Завет. Деятельность Христа начинается с тридцатилетнего возраста, потому что только в этом возрасте раввин получает право проповедовать. Он начинает толковать Священное Писание.


Христос, Машиах, в еврейском языке — помазанный еле­ем, получивший знак от Бога, и получивший от него царскую или высшую духовную власть. В иудаизме это признанный про­рок, или первосвященник, т. е. высшее лицо в иерархии свя­щеннослужителей. Его уже в этот период начали называть Хри­стом, что было вызовом для Иудеи. Существовала казнь для лжепророков — забивание камнями. Фарисеи, видя популяр­ность Христа, пытались сначала привлечь его на свою сторону. Но он занял непримиримую позицию, объявил себя Божьим Сыном и Богом в одном лице.

Интересно, что с позиции формальной логики спор о том, является ли Христос Сыном Бога, беспредметен. Ведь никому не приходит в голову считать Бога физическим отцом Хрис­та. А то, что он Его духовный сын, ни у кого нет сомнений. Более того, Христос неоднократно подчеркивает, что все мы — дети божьи. Он постоянно говорит: «Отец ваш» или «Отец наш».

Более уязвимо (с позиции саддукеев и фарисеев) заявле­ние Христа, что он и Бог — одно лицо. Дело в том, что первая заповедь признает только одного Бога и никаких других («Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов кроме меня» Библия. Исх. 20, 2—17). А вторая заповедь запрещает обожеств­лять кого бы то ни было и что бы то ни было, кроме един­ственного Бога («Не сотвори себе кумира»).

Таким образом, если Христос не Бог (даже если он сын Божий!), ему нельзя поклоняться. Единственная возможность разрешения этого «юридического казуса» — объявление Хрис­та не только сыном Бога, но и самим Богом. Поэтому в христи­анстве, которое не отказалось от заповедей Ветхого Завета, вводится понятие Троицы — Бога в трех лицах.

Естественно, что такое толкование иудейские ортодоксы считают «юридической» хитростью, позволяющей обойти Закон (якобы не нарушить первую и вторую заповеди). Но именно это толкование породило христианство как самостоятельную религию.

Поэтому независимо от того, кто был прав в первоначаль­ном споре, в дальнейшем именно догмат о Троице становится основой христианства и дает толчок развитию духовного направления, оказавшего самое значительное влияние на всю ис­торию человечества и человеческую психологию, а Христос


становится уникальной фигурой, не имеющей аналогов ни в одной другой религии.

Однако с точки зрения церковных властей (а Христос как эаввин находился в их прямом подчинении) он оказался пови­нен в страшных грехах, став, по их мнению, лжепророком и аарушив не только первую и вторую, но и четвертую заповеди о Священной субботе, заявив: «Не человек для субботы, а суб­бота для человека». Ведь суббота для иудеев была не просто день отдыха, а еще и день изучения Священного Писания. (Пред­ставьте, если бы у нас при Сталине был бы утвержден единый день политучебы, а кто-то заявил бы, что это никому не нуж­но, что' бы с ним сделали?)

Так что все не так просто — пришел сын Божий, как же ему не поверить?

А вы сейчас поверите, если кто-то объявит, что он — новый Христос? А почему бы и нет? Ведь постоянно говорят о втором пришествии? И сколько шизофреников и авантюристов на протяжении истории объявляли себя таковыми?

Так, например, в XVII в. Мессией объявил себя каббалист Саббатая Цеви. И, надо сказать, производил на всех такое впечатление, что его признало Мессией куда большее количе­ство людей, чем Христа при жизни. Даже многие сильные мира сего не только не преследовали Цеви, но становились его при­верженцами. Однако в 1666 г. (по Каббале 666 — число Анти­христа) он попал в плен к туркам и под угрозой смерти принял ислам. Можно уверенно сказать, что если бы он принял смерть за веру, то иудеи признали бы именно его наконец-то сошед­шим на землю Мессией.

Споры о Христе образовали две версии: мифологическую и историческую.

Мифологическая версия утверждает, что евангельские ска­зания не имеют исторической основы, так как написаны на много лет позже. К тому же никакие достоверные исторические ис­точники того времени ничего не упоминают о таких экстраор­динарных событиях, как творимые Христом чудеса, которые непременно должны были бы привлечь огромное 'внимание на­рода, а значит и историков даже как недостоверные, но рас­пространенные слухи. Однако здесь есть весьма важное ис­ключение — Иосиф Флавий (37 г. — после 100 г. н. э.) в сочине-


17-216


нии упоминает среди известных ему проповедников Иисуса Хри­ста.

Против этого факта выдвигается довод о том, чточ Флавий был связан с евангелистом Лукой и апостолом Павлом и они могли быть организаторами мифологизации христианства путем отбора, редактирования (или даже создания) подтверждающих друг друга Евангелиев, посланий Павла, деяний апостолов и другой новозаветной литературы. При этом сторонники версии мифологизации считают, что она была гениально организована императором Константином, сосредоточившим в своих руках всю светскую и духовную власть (причем, возглавив христиан, он продолжал оставаться главным жрецом язычников-солнцепок­лонников).

Вторая — историческая (главным образом — церковная) версия считает Христа реальной личностью, создателем новой религии. Сторонники этой версии подтверждают реальность Иису­са через доказанную историчность других связанных с ним лич­ностей — Иоанна Крестителя (Иоанна Баптиста), апостола Павла и других. К «документальным» подтверждениям они отно­сят так называемую Туринскую (по месту ее последующего нахождения) плащаницу, в которую было обернуто тело Хрис­та. Ну и упомянутое сочинение при обсуждении мифологичес­кой версии, сочинение Иосифа Флавия, которое они считают вполне заслуживающим доверия. Правда, как мы уже говори­ли, Флавий упоминает Христа лишь среди известных ему про­поведников, не говоря о его божественности.

Человек, который одновременно не только Сын Божий, но и сам Бог (отец и сын в одном лице), родившийся от Свято­го Духа до сотворения мира и до начала времени («...прежде всех век»), воскрешавший мертвых и сам воскресший, — с точ­ки зрения не только атеизма, но и просто здравого смысла — сказка.

Почему же эта «сказка», стала явлением, оказавшим са­мое большое влияние на ход истории, а ее герой Иисус Хрис­тос самой влиятельной, самой спорной и дискутируемой фигу­рой в истории? Ну, чего спорить, третье тысячелетие — если очевидная сказка. Ан, нет! Вот в чем главная загадка и тайна.

И ведь не только старики, дети и наивные необразован­ные люди оказывались приверженцами этой «сказки». Среди


них много умнейших и образованнейших людей своего времени. А некоторые пришли к этой идее после долгой и продуктивной научной деятельности (великий шведский ученый, теоретик и практик Э. Сведенборг, блестящий исследователь марксизма и капитализма Сергей Булгаков, выдающийся разносторонний уче­ный Павел Флоренский и многие другие).

На протяжении столетий обсуждается вопрос: Христос по­родил христианство или христианство породило Христа?

Почти из спора Ленина и Плеханова о роли личности в истории — Плеханов утверждал, что личности делают историю, а Ленин, что ход истории выдвигает личности, необходимые для решения задачи. Видимо, в случаях величайших историчес­ких явлений мы имеем уникальное сочетание обоих факторов.

Социальные причины ясны, но совершенно очевидно, что ни какая сверхумная идея, даже при полной государственной поддержке, так бы не распространилась и не закрепилась на тысячелетия.

А вед!» идея Христа была не только привлекательна (в зем­ном смысле), напротив, многие тысячи добровольно принимали страдания за веру. Вон марксизм-ленинизм перестали поддер­живать государственно и никто не бросился умирать за него. Ни один из выдающихся коммунистов, чьи портреты народ но­сил по праздникам, не только не пошел на смерть, но даже не подал заявления «по собственному желанию», протестуя против измены идеям коммунизма. А верующих как ни травили, священников как ни расстреливали, церкви как ни ломали — Вера жива. Так что социально-политические причины развития христианства, хотя и важны, но всего не объясняют. Не зря главный истребитель русского православия — Сталин в крити­ческий момент войны обратился за помощью к Православной церкви.

На протяжении веков колоссальные усилия материалисти­ческой науки были направлены на то, чтобы доказать, что ре­лигия — это поповская сказка, но «сказка» победила и, более того, среди выдающихся ученых всех времен, составляющих гордость именно материалистической науки (Ньютон, Ломоно­сов, Сведенборг, Эйнштейн и др.); мы встречаем верующих людей. (Хотя, справедливости ради, надо сказать, что многие


17--216


из известных верующих деятелей науки и культуры чаще упо­минают имя Бога, чем имя Христа).

Наверное, чтобы попытаться разобраться в этом феномене, нужно перейти к другой (церковной) версии: о том, что Христос породил христианство. Естественно, не на пустом месте: был и Ветхий Завет, были и вековые чаяния угнетенного народа.

Итак, если главное — личность, все равно остаются две версии. Богочеловек или выдающийся человек? А если только человек, то: искренне убежденный (поверив матери), что он Богочеловек или, по версии иудеев-ортодоксов, мистифика­тор и обманщик.

Сколько горя, крови, войн, распада не только "государств, но и отдельных семей, сколько внутренних сомнений и муче­ний, неврозов и психозов породили эти споры!

Поэтому очень важно понять (я только для этого и пере­числил некоторые из тысяч версий), что мы никогда не найдем точного ответа, который удовлетворял бы сторонников всех вер­сий, и именно поэтому должны отказаться от споров и при­знать, что независимо от реальности конкретной личности Хри­ста — Идея Христа оказала и оказывает не только на отдель­ных людей, но и на весь ход истории уникальное и никому более недоступное влияние. Вот это и есть позиция психолога и психотерапевта, который должен снимать конфликты и проти­воречия, а не провоцировать бесконечные недоказуемые спо­ры, порождающие на протяжении веков распри и войны, не говоря уже о массовых и индивидуальных неврозах и психозах.

Но хотя неоспоримую истину в этом вопросе узнать невоз­можно, ее можно «сконструировать» (термин когнитивной пси­хологии) оптимально-индивидуально для каждого «христоис­кателя». Иногда оптимальное (с духовной и психотерапевтичес­кой точки зрения) отношение к этой проблеме является как бы врожденным, у других достаточно гармонично формируется в процессе жизни и общения с духовными наставниками, а кому-то дается тяжело, в душевных сомнениях и терзаниях. И таких всегда было немало. Особенно в России.

Знаменитый русский философ Розанов считает, что бого-искательские мучения («сердце хочет верить, а ум не дает») типичны в основном для русской (детской) души. Европейцы (в большинстве своем. — А.Р.) давно живут не в мистической вере


в Христа, а в христианской культуре, приняв ее как жизнен­ный этикет, традицию, ритуал, и не рвут себе душу сомнени­ями по поводу исторической достоверности недоказуемых со­бытий двухтысячелетней давности.

Идея Троицы (особенно важная в православии) уникальна. К признанию Христа не только Сыном Божьим, но одновре­менно и самим Богом, к ним добавляется Дух Святый (по Хри­сту — главная святыня, непризнание которой является са­мым большим грехом).

Дух Святый олицетворяет То, что все оживляет, дает Жизнь всему во Вселенной. Ясно, что такое явление суще­ствует, наукой необъяснимо и вполне может быть названо Свя­тым Духом, а содержащие жизнь предметы — одушевленными. Душа — представительство Святого Духа (т.е. — Жизни) в каждом человеке.

Есть версия, что среди первых церковных иерархов Рим­ско-католической церкви оказалось много «нездоровых» жено­ненавистников, у которых (по Фрейду) нереализованный сек­суальный инстинкт конвертировался в агрессивный по отноше­нию к женщинам, да еще с духовной рационализацией (.раз мне недоступно, то мне это и не нужно, и не потому, что я непол­ноценный, а потому что я выше этой «мерзости»). Чтобы оправ­дать свою мужскую ущербность, они «наказали» всех священ­нослужителей, введя целебат (безбрачие священников), из ок­ружения Христа удалили всех женщин, а Марию Магдали­ну, которую из истории не устранить, объявили падшей.

Гностические (не признанные официальной церковью) Еван­гелия содержат версию, что Мария Магдалина была правой рукой Христа — ей, а не Петру он завещал становление церк­ви. Она, якобы, была «царских кровей» от рода Вениамина, а Христос — Давида-Соломона. Значит, наследник мог претендо­вать на Престол Царя Иудеи. Поэтому ей пришлось бежать во Францию, где она родила дочь, вступившую в брак с членом французской королевской династии Меровингов, которые осно­вали Париж. Видимо, не случайно именно в Париже находит­ся большой и красивый храм Марии Магдалины.

Евангелие от Филиппа: «А спутница (супруга) Спасите­ля — Мария Магдалина. Христос любил ее больше всех своих учеников... Остальные ученики были этим обижены и выска-


зывали недовольство. Они говорили ему: «Неужели любишь ее больше, чем всех нас?». Примерно то же другими словами ска­зано в Евангелии от Марии Магдалины: «Особенно Петр ревно­вал».

В опере Рихарда Вагнера (члена одного из тайных христи­анских обществ) «Парсифаль» — истории молодого рыцаря, отправившегося на поиски истины — косвенно упоминается Ма­рия Магдалина как продолжательница рода Христова.

Благодаря церковным извращенцам и женоненавистникам в средневековой Европе было сожжено несколько миллионов женщин — якобы, ведьм (по Фрейду — нереализованный сек­суальный инстинкт переходит в агрессивный).

Женоненавистнеческая психология «цензоров» и «редакто­ров» раннехристианских документов привела к тому, что гомо­сексуалисты стали считать «своими» Христа и его «не обреме­ненных семьями» апостолов. (Напомним, что долгом каждого добропорядочного иудея было быть хорошим мужем и родить сына, а неженатые взрослые мужчины вызывали недоверие и кривотолки.)

Я ни в коем случае не хочу вслед за современными беллет­ристами привлекать внимание к «сенсационным находкам», каж­дая из которых может быть поставлена под сомнение куда боль­ше, чем канонизированные Евангелии и книги Нового За­вета.

Повторяю, я специально остановился на этих спорах и до­мыслах (количество которых бессчетно и все время приумно­жается), чтобы показать их бессмысленность, отвлекающую от основной идеи — личного принятия Христа и Троицы, ибо «вера твоя спасла тебя», а не сомнения в исторической достоверности недоказуемых «фактов».

Одним из важных преимуществ христианства по сравне­нию с иудаизмом является его доступность для понимания.

Огромный перечень наказуемых Богом проступков (более 350) в Ветхом Завете сводится в христианстве в основном к семи смертным грехам. Это не значит, что нет других грехов, но они как бы производные от главных (поэтому и названных смертными) грехов. Побори их, и за каждым из них отпадет множество производных. Это конкретизирует задачу воспита­ния и самовоспитания.


Важно помнить, что грех рассматривается как то, что мешает самому человеку, отравляет его жизнь и ведет к ду­ховной гибели. Причем все грехи взаимосвязаны, один посте­пенно перетекает в другой.

Перечислим их:

1. Гордыня, тщеславие.

Эгоизм. Настраивает людей против нас. Тщеславному чело­веку всегда мало, он не живет, а мучается. Даже сделав хоро­шее дело, он обязательно этим похвалится или попрекнет, что |вы не цените. Как только мы попрекнули сделанным добром, мы его уничтожили. Гордыня хитра —она может притворяться скромностью и ущербностью, но выдает себя именно желанием скулить, поплакаться, вызвать сочувствие: «Вот видите, какая я добрая, скромная и несчастная».

2. Сребролюбие, лихва, расточительство.

Это идолослужение богатству. Это не значит, что честно богатеть порочно, но... «Когда растет богатство ваше, не при­лагайте к нему сердца» (Пс. 61,11). Сребролюбец даже не может с удовольствием потратить заработанное («Он страж денег, а не господин, раб их, а не владетель», Иоанн Златоуст). Иначе го­воря, каждый грех — это, в первую очередь, ущерб себе самому.

3. Блуд и любодеяние.

Блуд — это беспорядочные половые связи. А прелюбодея­ние —- измена супругам. Сюда же относятся: малакия — она­низм, кровосмешение — связь с близкими родственниками и мужеложество — гомосексуализм.

4. Зависть.

Зависть — дочь гордыни. Преодолей гордыню — уйдет и зависть.. Проверь себя: если зависть не ушла, значит и гордыню не преодолел.

5. Чревоугодие.

Приоритет животности над духовностью, накопительство сверх меры. Пост тренирует умение отказываться от животного в пользу духовности. Зависть — нерациональное чувство, а если можешь сделать лучше другого — действуй. Если не можешь — не мучайся, прими себя таким, какой ты есть. И будь благода­рен Богу за то, что имеешь.

6. Гнев, гневливость.

Порождает раздоры с другими и съедает человека изнутри.

В гнев входят злоба, агрессивность, конфликтность, раздра­



жительность, повышенная обидчивость, которая идет также от гордыни.

7. Леность, праздность.

Святой апостол Павел пишет, что человек, не желающий работать, недостоин пищи. Соломон Мудрый говорил: «Немного поспишь ты, немного подремлешь, немного, сложив руки, поле­жишь. И придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник»... «Кто не хочет трудиться, тот и не ест» (Сол. 3, 10).

Христос к смертным грехам добавлял и уныние как небла­годарность Богу, подарившему нам жизнь и весь -этот мир.

В некоторых зарубежных изданиях среди смертных грехов упоминаются две крайности: скупость и расточительство.

Вы можете применять тест «Семь смертных грехов» при психологическом консультировании (да и для самооценки). На­пример, так. Оцените степень выраженности у себя (или у дру­гого) каждого из семи грехов по 10-балльной системе. А если оценить, на сколько баллов эти же параметры были выражены в прошлом, то можно увидеть и динамику, — куда движетесь (к «спасению» или наоборот).

Ну, а после у вас (или у другого) реализуются Заповеди Блаженства Христа из Его Нагорной проповеди.

Они отражены во всех канонизированных Евангелиях, од­нако наиболее четко в Евангелии от Матфея (Мф. 5—15).

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

Во многих языках нищий — проситель. Нищий духом — просящий, алчущий пищи духовной. Одним из величайших гре­хов считается "гордыня, а нищие духом — это «антигордыня», антиамбициозность, смирение. Напомним, что подчеркивание (даже молчаливое) своего смирения, непритязательности, бед­ности и «несчастности» — завуалированная гордыня.

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся».

Казалось бы, очевидная истина, но иногда горе кажется безутешным и вечным, и тут христианин вспоминает обещание Христа и верит Ему. Однако у Христа все заветы позволяют развивать мысль дальше — т. е., если ты не веришь, что уте­шишься, — ты не веришь Христу, а если действительно после положенного срока скорби (например, после 40-го дня поми­нок) ты не хочешь утешиться, то этим ты гневишь Господа


Бога, не выполняя Его заповедь. Это заставляет взять себя в руки, а там, глядишь, жизнь принесет новые смыслы и радос­ти. Ведь Христос добавлял к смертным грехам и Уныние как неблагодарность Богу за дарованную тебе жизнь. Да и.тот, по кому горюешь, видя с Небес твою скорбь, чувствует себя вино­ватым, что причиняет тебе страдания, и от этого страдает вдвойне. Избавь его от этих незаслуженных страданий и начни ценить каждое мгновение дарованной тебе краткой земной жиз­ни — это будет лучший подарок его памяти.

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

Было направление в христианстве «кроткие» — пассив­ное непротивление, они не провоцируют, но их нельзя пере­убедить, покорить. Кротость — мощная система защиты, трава не ломается от бури, это большая внутренняя сила. Как прави­ло, гонор — внешняя компенсация слабости и трусости.

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насы­тятся».

Какая главная правда для человека? Это правда перед Гос­подом Богом, а значит — перед своей совестью! Заратустра считал, что совесть — это присутствие Бога в каждом чело­веке. Пифагор писал: «Что такое счастье? Это чистая совесть». Фрейд говорил: «Поймите себя, не лгите себе, и вы станете свободны». Для этого и в христианств'е, ив классической пси­хотерапии применяется исповедь. Именно через нее наступает катарсис (очищение от самообманов через страдание) и ин-сайт (облегчение-озарение):

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», т. е., освободившись от самообманов, увидят, истину.

Мы любим бесконечно искать какую-то абстрактную прав­ду, лишь бы не принимать конкретной ответственности за кон­кретные дела и за ближних своих. А правда-то всегда рядом.

«Познай то, что перед лицом твоим, и то, что скрыто от тебя, откроется тебе».

От правды не спрячешься и людей долго обманывать не сможешь заверениями в своей любви и честности:

«Нет ничего тайного, что бы не стало явным». (Мф. 4.22).

Ибо: «По плодам их судите их».

Я называю это тестом Иисуса Христа, самым надежным тестом: если хотите наиболее объективно оценить человека


(да и себя самого), проанализируйте его поступки, потому что говорить и даже думать о себе можно все что угодно, и только конкретные поступки показывают истинное лицо. «Ты счита­ешь себя умным? Способным? Честным? Какими конкретны­ми делами, ты это доказал и не было ли в твоих поступках противоречия этим утверждениям?»

Так же оценивается и истинность Веры.

«Вера без дел мертва».

Соборное послание св. апостола Иакова, гл. 2.:

«Ты веруешь, что Бог один: хорошо делаешь, и бесы веру­ют и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный чело­век, что вера без дела мертва? Человек оправдывается делами, не верою только... Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дела мертва».

Иными, словами, вера сама по себе мало что стоит, если она не подкреплена истинно христианскими поступками и де­лами:

«Добродетель не в словах, а в честных делах»,

«Не верь речам, а верь своим очам»,

«Дерево смотри в. плодах, человека в делах»,

«Не строй церкви, пристрой сироту!».

К сожалению, многие люди,.объявляющие себя верующи­ми, не подтверждают это своими повседневными делами, мыс­лями и чувствами, а «вера без дел мертва», Бога не обманешь. Ибо «...всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет, уподобился человеку безрассудному, который построил дом свой на песке» (Мф. 7.26).

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Это главный ориентир сосуществования людей от семьи до государства и межгосударственных отношений. Христос по­стоянно напоминает об этом:

«Не судите, да не судимы, будете. Ибо каким судом суди­те, таким и будете судимы, какой мерой мерите, такою и вас будут мерить» (Мф. 7.1).

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими».

В отличие от «милостивых» миротворцы это еще и деятели. К сожалению, в истории человечества и отдельных государств люди больше восхищаются великими завоевателями и ре­форматорами, пролившими моря крови, а те политические и


религиозные деятели, которые мудростью и любовью к людям смогли предотвратить назревавшие войны и революции, оста­лись в тени.

Велика роль миротворца и в повседневной жизни — свя­щеннослужители, психологи, воспитатели, родители, просто добрые люди, умеющие предотвращать ссоры и мирить людей, делают важнейшее богоугодное дело. И от противного: люди конфликтные, скандальные, капризные омерзительны и про­тивны Христу, независимо от того, провоцируют они соци­альные конфликты или ссоры в семье. За это Бог и наказывает их — они сами не живут, а мучаются от собственной злобы, не умея радоваться жизни, не имея верных друзей и душевного покоя и наживая себе целые букеты нервно-психических и внут­ренних болезней, ибо:

«Все, взявшие меч, погибнут».

Настоящий практический психолог или психотерапевт — обязательно миротворец, иначе его близко нельзя подпускать к этим профессиям!

Конечно, умение одерживаться самому, да еще и прими­рять других не всем дано от рождения, но тем ценнее приоб­рести его в трудной борьбе с грехами гордыни и гнева. В труд­ ную минуту укрепляйте себя на избранном пути словами Хрис­та: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21.19).

«...Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим: сие есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 36—40)». Но Христос идет еще дальше:

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, ибо если будете прощать людям прегрешения их, то про­стит вас Отец ваш, Небесный».

Любитель парадоксов Оскар Уайльд сказал, что это по­зиция не альтруиста, а мудрого эгоиста, так как в ней выра­жается забота не о врагах, а о собственной душе, избавляя ее от злобы, обиды и прочих грязных мыслей и чувств, вредных не только для душевного, но и для физического здоровья. Что ж, это весьма вольная трактовка, и с первой частью можно не согласиться, однако вторая часть несомненно справедлива, ибо «твоя любовь к другим нужней тебе, чем им».


Священное Писание у христиан состоит из Ветхого Заве­та (общего с иудаизмом) и Нового Завета. Естественно, что Новый Завет, содержащий описание трех лет жизни и деятель­ности Христа, составляет лишь малую часть по сравнению с Ветхим Заветом, описывающим всю божественную историю Все­ленной. Однако, есть одна принципиальная «находка», которая ставит христианство на принципиально новую высоту — это культ любви: взаимной любви людей и Бога и любви людей друг к другу.

Главная идея — идея Любви, которая все пронизывает, и стоит томов всего, что было написано до Христа. На протяже­нии всей иудейской, мы встречаем ссылки не столько на лю­бовь, сколько на страх Божий, и поэтому люди больше боятся Бога, чем любят, и все время гневят Бога своим непослушани­ем, а он посылает им кары небесные. Начиная с Христа — все по-другому. Да, остается страх божий, но это страх перед лю­бящим и любимым отцом, умеющим больше прощать, чем на­казывать.

Все многочисленные регламентации того, что можно и что нельзя делать, заменяется одним выражением Августина Бла­женного: «Полюби и делай что хочешь». Ведь истинно любя­щий Бога не способен на дурное. А Бог — это наша совесть. То есть: «Полюби поступать по совести и делай, что хочешь».

Когда человек любит, он становится чище, светлее. Оказа­лось, что магия любви распространяется не только на Бога и на людей, но и на все, чем человек занимается. Известны мно­гочисленные примеры (в искусстве, науке, спорте, различных профессиях) того, как люди, признанные не способными к ка­кому-то делу, становились в нем великими только потому, что любили его сильнее других. (Это композитор Чайковский, скулъп­тор Роден, актер Москвин и многие другие.) Не зря говорят: «Было бы хотение, будет и умение».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: