Ни одна личность в истории не имеет столько противоречивых толкований, даже чисто биографических. Даже в канонизированных Евангелиях Можно найти противоречия. Но нам важен Христос как символ, а не спор об исторической точности, которая недоказуема. А этот символ обрел в истории совершенно конкретный образ, оказывающий не виртуальное, а совершенно реальное воздействие на умы и судьбы не только отдельных людей, но и целых народов и всего человечества.
Но, все-таки, стоит поговорить о некоторых этапах принятого описания жизни Христа.
Во время второй римской переписи при правлении императора Августа все жители Иудеи, как и всех других территорий, находящихся под Римом, должны были прийти в свои го-
•О,
рода и пройти регистрацию. Иосиф с Марией отправляются в Вифлеем — город царя Давида. Иосиф относился к колену Давида.
Царь и пророк Давид является одной из наиболее ярких фигур в истории иудаизма. Он первым получил имя Мессия (Спаситель), и считалось, что именно из его рода (колена) должен прийти другой Мессия. Считается, что Христос был как раз из этого рода.
|
|
(Выражение «из рода или колена Давидова» необязательно означает прямое престолонаследие. Это означает принадлежность к одному из немногих семейных кланов, распределивших между собой все население древней Иудеи.)
500 лет в Иудее постоянно повторялось, что Мессия придет из рода Давида. В истории с Христом выполняется очень многое из того, что изложено в Ветхом Завете: непорочное зачатие, мысль о смерти и воскрешении, примерно совпадает время, когда должен был явиться Мессия, его ждут. Поэтому в это время по всей Иудее появляется много «мессий» — самозванцев и лжепророков. Не поверили иудеи и Иисусу из Назарета.
Есть несколько версий того, как Иисус родился в Вифлееме. Одна из версий — его семья была очень бедная и к нему пришли пастухи и волхвы. Но волхвы — это вавилонские халдеи и маги, а они были далеко не простыми людьми. Согласно другой версии Иисус был достаточно знатного происхождения, и к нему на поклонение приходят цари.
Далее (по Евангелию от Матфея) говорится о бегстве Иосифа и Марии в Египет, так как царь. Иудеи Ирод, узнав о рождении будущего претендента на престол, приказал уничтожить всех новорождённых. После смерти Ирода Иосиф с Марией возвращаются в Назарет (по Евангелию от Луки бегства в Египет не было, и они сразу направились в Назарет).
Назарет был чуть ли не самый жалкий и незаметный город в Иудее. Была даже пословица: «Что может быть из Назарета?», т. е. «В такой «дыре» ничего интересного произойти не может».
Можно предположить, что от этой атмосферы ущербности и безысходности у глубоко верующей и мечтательной девушки
|
|
рождается страстная мечта о прекрасном небесном царстве Господнем, которую она передает любимому сыну. До Фрейду — сублимация, по Адлеру — суперкомпенсация. (Да простят нам верующие научную терминологию, но этот материал предназначен психологам).
Последние годы Мария жила в Эфесе, неподалеку от дома евангелиста Иоанна (ее домик хорошо сохранился). Когда слава Христа стала распространяться, многие захотели с ней встретиться. Современники говорили, что это была настолько мудрая и духовная женщина, что даже если не знать, что она мать Иисуса Христа, все равно перед ней надо было бы преклоняться.
Итак, в Назарете Иосиф плотничает, Иисус ему помогает. В 12 лет, по описаниям, происходит введение Христа в Иерусалимский храм, построенный Соломоном Мудрым.
Когда Христос вошел в Храм, у него появилось ощущение, что это дом его Отца. В Храме собирались умнейшие толкователи Священного писания. Христос вступает с ними в разговор и показывает знание Ветхого Завета и такую эрудицию, что все замолкают и начинают его слушать. Христос демонстрирует гибкость, легкость ума, умение вести беседу. Родители его теряют в Храме, и когда Иосиф находит Иисуса и спрашивает, где он был, тот отвечает: «В доме моего отца».
Далее идет почти двадцатилетний промежуток в истории жизни Христа, о котором мало что известно. Есть мнение, что Христос длительное время был среди ессеев. Ессеи — носители каббалистических^ знаний. Каббалистические знания на уровне устных знаний впитали в себя все техники древнеегипетских жрецов по одной линии, а по другой — знания халдейских магов Вавилона. У ессеев все религиозные обряды — с элементами мистицизма. Они, по существу, оказались хранителями наиболее чистого каббалистического знания. Евангелие от Иоанна написано по существу со слов Христа, и оно самое мистифицированное. «В начале было Слово» (Logos — слово как Высший смысл, Идея).
В детстве Христос рос вместе с Иоанном Баптистом (у нас — Иоанн Предтеча, Иоанн Креститель). Баптист — переводится как «крещенный водой». На картине Леонардо да Вин-
чи Дева Мария находится со своей родственницей Елизаветой, и рядом играют их дети: один — Христос, другой — Иоанн Баптист. Интересно, что указующий перст направлен не на Христа, а на Иоанна. Что хотел сказать этим великий «загадочник» Леонардо, являвшийся лидером одного из тайных религиозных сообществ, приверженных тайнам раннего христианства? Возможно, это навеяно Евангелием от Луки, где Господь указывает на решающую роль Иоанна в подготовке прихода Иисуса и представление его народу как Сына Божьего.
Ведь когда Иисус приходит к Иоанну, тот уже имеет славу Пророка и Крестителя, смывающего водой людские грехи, люди стекаются к нему, ловят каждое его слово как высшую истину «Величайшего из смертных». Поэтому когда такой человек заявляет, что Христос несравненно выше его, а во время крещения Иисуса Иоанн слышит и сообщает людям. Глас Божий («Это Сын Мой возлюбленный») — это, безусловно, является началом стремительного распространения Божественной славы Христа. Именно с этого момента Иисуса начинают называть Христос (Мессия).
После крещения Христос собирает 12 учеников, объясняет им свои принципы и на 40 дней уходит в пустыню.
Мы встречаемся с этим феноменом в различных религиях.
Перед озарением и откровением Будда, Заратустра, Моисей, а позже и Мухаммад находятся в длительном посту и удаляются в безлюдные местности примерно на такой же срок. Возможно, эта процедура приводит к изменению сознания, которое позволяет выйти на другие измерения.
Юнг писал, что у пророков и поэтов иногда возникает ощущение другого голоса, и им удается своим сознанием овладеть содержанием этого голоса и выразить его в религиозной или поэтической форме. Он считал, что в этих состояниях интуиция начинает работать интенсивнее и продуктивнее, чем ум логический.
|
|
После пребывания в пустыне проходят три года, которым и посвящен Новый Завет. Деятельность Христа начинается с тридцатилетнего возраста, потому что только в этом возрасте раввин получает право проповедовать. Он начинает толковать Священное Писание.
Христос, Машиах, в еврейском языке — помазанный елеем, получивший знак от Бога, и получивший от него царскую или высшую духовную власть. В иудаизме это признанный пророк, или первосвященник, т. е. высшее лицо в иерархии священнослужителей. Его уже в этот период начали называть Христом, что было вызовом для Иудеи. Существовала казнь для лжепророков — забивание камнями. Фарисеи, видя популярность Христа, пытались сначала привлечь его на свою сторону. Но он занял непримиримую позицию, объявил себя Божьим Сыном и Богом в одном лице.
Интересно, что с позиции формальной логики спор о том, является ли Христос Сыном Бога, беспредметен. Ведь никому не приходит в голову считать Бога физическим отцом Христа. А то, что он Его духовный сын, ни у кого нет сомнений. Более того, Христос неоднократно подчеркивает, что все мы — дети божьи. Он постоянно говорит: «Отец ваш» или «Отец наш».
Более уязвимо (с позиции саддукеев и фарисеев) заявление Христа, что он и Бог — одно лицо. Дело в том, что первая заповедь признает только одного Бога и никаких других («Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов кроме меня» Библия. Исх. 20, 2—17). А вторая заповедь запрещает обожествлять кого бы то ни было и что бы то ни было, кроме единственного Бога («Не сотвори себе кумира»).
Таким образом, если Христос не Бог (даже если он сын Божий!), ему нельзя поклоняться. Единственная возможность разрешения этого «юридического казуса» — объявление Христа не только сыном Бога, но и самим Богом. Поэтому в христианстве, которое не отказалось от заповедей Ветхого Завета, вводится понятие Троицы — Бога в трех лицах.
|
|
Естественно, что такое толкование иудейские ортодоксы считают «юридической» хитростью, позволяющей обойти Закон (якобы не нарушить первую и вторую заповеди). Но именно это толкование породило христианство как самостоятельную религию.
Поэтому независимо от того, кто был прав в первоначальном споре, в дальнейшем именно догмат о Троице становится основой христианства и дает толчок развитию духовного направления, оказавшего самое значительное влияние на всю историю человечества и человеческую психологию, а Христос
становится уникальной фигурой, не имеющей аналогов ни в одной другой религии.
Однако с точки зрения церковных властей (а Христос как эаввин находился в их прямом подчинении) он оказался повинен в страшных грехах, став, по их мнению, лжепророком и аарушив не только первую и вторую, но и четвертую заповеди о Священной субботе, заявив: «Не человек для субботы, а суббота для человека». Ведь суббота для иудеев была не просто день отдыха, а еще и день изучения Священного Писания. (Представьте, если бы у нас при Сталине был бы утвержден единый день политучебы, а кто-то заявил бы, что это никому не нужно, что' бы с ним сделали?)
Так что все не так просто — пришел сын Божий, как же ему не поверить?
А вы сейчас поверите, если кто-то объявит, что он — новый Христос? А почему бы и нет? Ведь постоянно говорят о втором пришествии? И сколько шизофреников и авантюристов на протяжении истории объявляли себя таковыми?
Так, например, в XVII в. Мессией объявил себя каббалист Саббатая Цеви. И, надо сказать, производил на всех такое впечатление, что его признало Мессией куда большее количество людей, чем Христа при жизни. Даже многие сильные мира сего не только не преследовали Цеви, но становились его приверженцами. Однако в 1666 г. (по Каббале 666 — число Антихриста) он попал в плен к туркам и под угрозой смерти принял ислам. Можно уверенно сказать, что если бы он принял смерть за веру, то иудеи признали бы именно его наконец-то сошедшим на землю Мессией.
Споры о Христе образовали две версии: мифологическую и историческую.
Мифологическая версия утверждает, что евангельские сказания не имеют исторической основы, так как написаны на много лет позже. К тому же никакие достоверные исторические источники того времени ничего не упоминают о таких экстраординарных событиях, как творимые Христом чудеса, которые непременно должны были бы привлечь огромное 'внимание народа, а значит и историков даже как недостоверные, но распространенные слухи. Однако здесь есть весьма важное исключение — Иосиф Флавий (37 г. — после 100 г. н. э.) в сочине-
17-216
нии упоминает среди известных ему проповедников Иисуса Христа.
Против этого факта выдвигается довод о том, чточ Флавий был связан с евангелистом Лукой и апостолом Павлом и они могли быть организаторами мифологизации христианства путем отбора, редактирования (или даже создания) подтверждающих друг друга Евангелиев, посланий Павла, деяний апостолов и другой новозаветной литературы. При этом сторонники версии мифологизации считают, что она была гениально организована императором Константином, сосредоточившим в своих руках всю светскую и духовную власть (причем, возглавив христиан, он продолжал оставаться главным жрецом язычников-солнцепоклонников).
Вторая — историческая (главным образом — церковная) версия считает Христа реальной личностью, создателем новой религии. Сторонники этой версии подтверждают реальность Иисуса через доказанную историчность других связанных с ним личностей — Иоанна Крестителя (Иоанна Баптиста), апостола Павла и других. К «документальным» подтверждениям они относят так называемую Туринскую (по месту ее последующего нахождения) плащаницу, в которую было обернуто тело Христа. Ну и упомянутое сочинение при обсуждении мифологической версии, сочинение Иосифа Флавия, которое они считают вполне заслуживающим доверия. Правда, как мы уже говорили, Флавий упоминает Христа лишь среди известных ему проповедников, не говоря о его божественности.
Человек, который одновременно не только Сын Божий, но и сам Бог (отец и сын в одном лице), родившийся от Святого Духа до сотворения мира и до начала времени («...прежде всех век»), воскрешавший мертвых и сам воскресший, — с точки зрения не только атеизма, но и просто здравого смысла — сказка.
Почему же эта «сказка», стала явлением, оказавшим самое большое влияние на ход истории, а ее герой Иисус Христос самой влиятельной, самой спорной и дискутируемой фигурой в истории? Ну, чего спорить, третье тысячелетие — если очевидная сказка. Ан, нет! Вот в чем главная загадка и тайна.
И ведь не только старики, дети и наивные необразованные люди оказывались приверженцами этой «сказки». Среди
них много умнейших и образованнейших людей своего времени. А некоторые пришли к этой идее после долгой и продуктивной научной деятельности (великий шведский ученый, теоретик и практик Э. Сведенборг, блестящий исследователь марксизма и капитализма Сергей Булгаков, выдающийся разносторонний ученый Павел Флоренский и многие другие).
На протяжении столетий обсуждается вопрос: Христос породил христианство или христианство породило Христа?
Почти из спора Ленина и Плеханова о роли личности в истории — Плеханов утверждал, что личности делают историю, а Ленин, что ход истории выдвигает личности, необходимые для решения задачи. Видимо, в случаях величайших исторических явлений мы имеем уникальное сочетание обоих факторов.
Социальные причины ясны, но совершенно очевидно, что ни какая сверхумная идея, даже при полной государственной поддержке, так бы не распространилась и не закрепилась на тысячелетия.
А вед!» идея Христа была не только привлекательна (в земном смысле), напротив, многие тысячи добровольно принимали страдания за веру. Вон марксизм-ленинизм перестали поддерживать государственно и никто не бросился умирать за него. Ни один из выдающихся коммунистов, чьи портреты народ носил по праздникам, не только не пошел на смерть, но даже не подал заявления «по собственному желанию», протестуя против измены идеям коммунизма. А верующих как ни травили, священников как ни расстреливали, церкви как ни ломали — Вера жива. Так что социально-политические причины развития христианства, хотя и важны, но всего не объясняют. Не зря главный истребитель русского православия — Сталин в критический момент войны обратился за помощью к Православной церкви.
На протяжении веков колоссальные усилия материалистической науки были направлены на то, чтобы доказать, что религия — это поповская сказка, но «сказка» победила и, более того, среди выдающихся ученых всех времен, составляющих гордость именно материалистической науки (Ньютон, Ломоносов, Сведенборг, Эйнштейн и др.); мы встречаем верующих людей. (Хотя, справедливости ради, надо сказать, что многие
17--216
из известных верующих деятелей науки и культуры чаще упоминают имя Бога, чем имя Христа).
Наверное, чтобы попытаться разобраться в этом феномене, нужно перейти к другой (церковной) версии: о том, что Христос породил христианство. Естественно, не на пустом месте: был и Ветхий Завет, были и вековые чаяния угнетенного народа.
Итак, если главное — личность, все равно остаются две версии. Богочеловек или выдающийся человек? А если только человек, то: искренне убежденный (поверив матери), что он Богочеловек или, по версии иудеев-ортодоксов, мистификатор и обманщик.
Сколько горя, крови, войн, распада не только "государств, но и отдельных семей, сколько внутренних сомнений и мучений, неврозов и психозов породили эти споры!
Поэтому очень важно понять (я только для этого и перечислил некоторые из тысяч версий), что мы никогда не найдем точного ответа, который удовлетворял бы сторонников всех версий, и именно поэтому должны отказаться от споров и признать, что независимо от реальности конкретной личности Христа — Идея Христа оказала и оказывает не только на отдельных людей, но и на весь ход истории уникальное и никому более недоступное влияние. Вот это и есть позиция психолога и психотерапевта, который должен снимать конфликты и противоречия, а не провоцировать бесконечные недоказуемые споры, порождающие на протяжении веков распри и войны, не говоря уже о массовых и индивидуальных неврозах и психозах.
Но хотя неоспоримую истину в этом вопросе узнать невозможно, ее можно «сконструировать» (термин когнитивной психологии) оптимально-индивидуально для каждого «христоискателя». Иногда оптимальное (с духовной и психотерапевтической точки зрения) отношение к этой проблеме является как бы врожденным, у других достаточно гармонично формируется в процессе жизни и общения с духовными наставниками, а кому-то дается тяжело, в душевных сомнениях и терзаниях. И таких всегда было немало. Особенно в России.
Знаменитый русский философ Розанов считает, что бого-искательские мучения («сердце хочет верить, а ум не дает») типичны в основном для русской (детской) души. Европейцы (в большинстве своем. — А.Р.) давно живут не в мистической вере
в Христа, а в христианской культуре, приняв ее как жизненный этикет, традицию, ритуал, и не рвут себе душу сомнениями по поводу исторической достоверности недоказуемых событий двухтысячелетней давности.
Идея Троицы (особенно важная в православии) уникальна. К признанию Христа не только Сыном Божьим, но одновременно и самим Богом, к ним добавляется Дух Святый (по Христу — главная святыня, непризнание которой является самым большим грехом).
Дух Святый олицетворяет То, что все оживляет, дает Жизнь всему во Вселенной. Ясно, что такое явление существует, наукой необъяснимо и вполне может быть названо Святым Духом, а содержащие жизнь предметы — одушевленными. Душа — представительство Святого Духа (т.е. — Жизни) в каждом человеке.
Есть версия, что среди первых церковных иерархов Римско-католической церкви оказалось много «нездоровых» женоненавистников, у которых (по Фрейду) нереализованный сексуальный инстинкт конвертировался в агрессивный по отношению к женщинам, да еще с духовной рационализацией (.раз мне недоступно, то мне это и не нужно, и не потому, что я неполноценный, а потому что я выше этой «мерзости»). Чтобы оправдать свою мужскую ущербность, они «наказали» всех священнослужителей, введя целебат (безбрачие священников), из окружения Христа удалили всех женщин, а Марию Магдалину, которую из истории не устранить, объявили падшей.
Гностические (не признанные официальной церковью) Евангелия содержат версию, что Мария Магдалина была правой рукой Христа — ей, а не Петру он завещал становление церкви. Она, якобы, была «царских кровей» от рода Вениамина, а Христос — Давида-Соломона. Значит, наследник мог претендовать на Престол Царя Иудеи. Поэтому ей пришлось бежать во Францию, где она родила дочь, вступившую в брак с членом французской королевской династии Меровингов, которые основали Париж. Видимо, не случайно именно в Париже находится большой и красивый храм Марии Магдалины.
Евангелие от Филиппа: «А спутница (супруга) Спасителя — Мария Магдалина. Христос любил ее больше всех своих учеников... Остальные ученики были этим обижены и выска-
зывали недовольство. Они говорили ему: «Неужели любишь ее больше, чем всех нас?». Примерно то же другими словами сказано в Евангелии от Марии Магдалины: «Особенно Петр ревновал».
В опере Рихарда Вагнера (члена одного из тайных христианских обществ) «Парсифаль» — истории молодого рыцаря, отправившегося на поиски истины — косвенно упоминается Мария Магдалина как продолжательница рода Христова.
Благодаря церковным извращенцам и женоненавистникам в средневековой Европе было сожжено несколько миллионов женщин — якобы, ведьм (по Фрейду — нереализованный сексуальный инстинкт переходит в агрессивный).
Женоненавистнеческая психология «цензоров» и «редакторов» раннехристианских документов привела к тому, что гомосексуалисты стали считать «своими» Христа и его «не обремененных семьями» апостолов. (Напомним, что долгом каждого добропорядочного иудея было быть хорошим мужем и родить сына, а неженатые взрослые мужчины вызывали недоверие и кривотолки.)
Я ни в коем случае не хочу вслед за современными беллетристами привлекать внимание к «сенсационным находкам», каждая из которых может быть поставлена под сомнение куда больше, чем канонизированные Евангелии и книги Нового Завета.
Повторяю, я специально остановился на этих спорах и домыслах (количество которых бессчетно и все время приумножается), чтобы показать их бессмысленность, отвлекающую от основной идеи — личного принятия Христа и Троицы, ибо «вера твоя спасла тебя», а не сомнения в исторической достоверности недоказуемых «фактов».
Одним из важных преимуществ христианства по сравнению с иудаизмом является его доступность для понимания.
Огромный перечень наказуемых Богом проступков (более 350) в Ветхом Завете сводится в христианстве в основном к семи смертным грехам. Это не значит, что нет других грехов, но они как бы производные от главных (поэтому и названных смертными) грехов. Побори их, и за каждым из них отпадет множество производных. Это конкретизирует задачу воспитания и самовоспитания.
Важно помнить, что грех рассматривается как то, что мешает самому человеку, отравляет его жизнь и ведет к духовной гибели. Причем все грехи взаимосвязаны, один постепенно перетекает в другой.
Перечислим их:
1. Гордыня, тщеславие.
Эгоизм. Настраивает людей против нас. Тщеславному человеку всегда мало, он не живет, а мучается. Даже сделав хорошее дело, он обязательно этим похвалится или попрекнет, что |вы не цените. Как только мы попрекнули сделанным добром, мы его уничтожили. Гордыня хитра —она может притворяться скромностью и ущербностью, но выдает себя именно желанием скулить, поплакаться, вызвать сочувствие: «Вот видите, какая я добрая, скромная и несчастная».
2. Сребролюбие, лихва, расточительство.
Это идолослужение богатству. Это не значит, что честно богатеть порочно, но... «Когда растет богатство ваше, не прилагайте к нему сердца» (Пс. 61,11). Сребролюбец даже не может с удовольствием потратить заработанное («Он страж денег, а не господин, раб их, а не владетель», Иоанн Златоуст). Иначе говоря, каждый грех — это, в первую очередь, ущерб себе самому.
3. Блуд и любодеяние.
Блуд — это беспорядочные половые связи. А прелюбодеяние —- измена супругам. Сюда же относятся: малакия — онанизм, кровосмешение — связь с близкими родственниками и мужеложество — гомосексуализм.
4. Зависть.
Зависть — дочь гордыни. Преодолей гордыню — уйдет и зависть.. Проверь себя: если зависть не ушла, значит и гордыню не преодолел.
5. Чревоугодие.
Приоритет животности над духовностью, накопительство сверх меры. Пост тренирует умение отказываться от животного в пользу духовности. Зависть — нерациональное чувство, а если можешь сделать лучше другого — действуй. Если не можешь — не мучайся, прими себя таким, какой ты есть. И будь благодарен Богу за то, что имеешь.
6. Гнев, гневливость.
Порождает раздоры с другими и съедает человека изнутри.
В гнев входят злоба, агрессивность, конфликтность, раздра
жительность, повышенная обидчивость, которая идет также от гордыни.
7. Леность, праздность.
Святой апостол Павел пишет, что человек, не желающий работать, недостоин пищи. Соломон Мудрый говорил: «Немного поспишь ты, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь. И придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник»... «Кто не хочет трудиться, тот и не ест» (Сол. 3, 10).
Христос к смертным грехам добавлял и уныние как неблагодарность Богу, подарившему нам жизнь и весь -этот мир.
В некоторых зарубежных изданиях среди смертных грехов упоминаются две крайности: скупость и расточительство.
Вы можете применять тест «Семь смертных грехов» при психологическом консультировании (да и для самооценки). Например, так. Оцените степень выраженности у себя (или у другого) каждого из семи грехов по 10-балльной системе. А если оценить, на сколько баллов эти же параметры были выражены в прошлом, то можно увидеть и динамику, — куда движетесь (к «спасению» или наоборот).
Ну, а после у вас (или у другого) реализуются Заповеди Блаженства Христа из Его Нагорной проповеди.
Они отражены во всех канонизированных Евангелиях, однако наиболее четко в Евангелии от Матфея (Мф. 5—15).
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
Во многих языках нищий — проситель. Нищий духом — просящий, алчущий пищи духовной. Одним из величайших грехов считается "гордыня, а нищие духом — это «антигордыня», антиамбициозность, смирение. Напомним, что подчеркивание (даже молчаливое) своего смирения, непритязательности, бедности и «несчастности» — завуалированная гордыня.
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
Казалось бы, очевидная истина, но иногда горе кажется безутешным и вечным, и тут христианин вспоминает обещание Христа и верит Ему. Однако у Христа все заветы позволяют развивать мысль дальше — т. е., если ты не веришь, что утешишься, — ты не веришь Христу, а если действительно после положенного срока скорби (например, после 40-го дня поминок) ты не хочешь утешиться, то этим ты гневишь Господа
Бога, не выполняя Его заповедь. Это заставляет взять себя в руки, а там, глядишь, жизнь принесет новые смыслы и радости. Ведь Христос добавлял к смертным грехам и Уныние как неблагодарность Богу за дарованную тебе жизнь. Да и.тот, по кому горюешь, видя с Небес твою скорбь, чувствует себя виноватым, что причиняет тебе страдания, и от этого страдает вдвойне. Избавь его от этих незаслуженных страданий и начни ценить каждое мгновение дарованной тебе краткой земной жизни — это будет лучший подарок его памяти.
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».
Было направление в христианстве «кроткие» — пассивное непротивление, они не провоцируют, но их нельзя переубедить, покорить. Кротость — мощная система защиты, трава не ломается от бури, это большая внутренняя сила. Как правило, гонор — внешняя компенсация слабости и трусости.
«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».
Какая главная правда для человека? Это правда перед Господом Богом, а значит — перед своей совестью! Заратустра считал, что совесть — это присутствие Бога в каждом человеке. Пифагор писал: «Что такое счастье? Это чистая совесть». Фрейд говорил: «Поймите себя, не лгите себе, и вы станете свободны». Для этого и в христианств'е, ив классической психотерапии применяется исповедь. Именно через нее наступает катарсис (очищение от самообманов через страдание) и ин-сайт (облегчение-озарение):
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», т. е., освободившись от самообманов, увидят, истину.
Мы любим бесконечно искать какую-то абстрактную правду, лишь бы не принимать конкретной ответственности за конкретные дела и за ближних своих. А правда-то всегда рядом.
«Познай то, что перед лицом твоим, и то, что скрыто от тебя, откроется тебе».
От правды не спрячешься и людей долго обманывать не сможешь заверениями в своей любви и честности:
«Нет ничего тайного, что бы не стало явным». (Мф. 4.22).
Ибо: «По плодам их судите их».
Я называю это тестом Иисуса Христа, самым надежным тестом: если хотите наиболее объективно оценить человека
(да и себя самого), проанализируйте его поступки, потому что говорить и даже думать о себе можно все что угодно, и только конкретные поступки показывают истинное лицо. «Ты считаешь себя умным? Способным? Честным? Какими конкретными делами, ты это доказал и не было ли в твоих поступках противоречия этим утверждениям?»
Так же оценивается и истинность Веры.
«Вера без дел мертва».
Соборное послание св. апостола Иакова, гл. 2.:
«Ты веруешь, что Бог один: хорошо делаешь, и бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дела мертва? Человек оправдывается делами, не верою только... Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дела мертва».
Иными, словами, вера сама по себе мало что стоит, если она не подкреплена истинно христианскими поступками и делами:
«Добродетель не в словах, а в честных делах»,
«Не верь речам, а верь своим очам»,
«Дерево смотри в. плодах, человека в делах»,
«Не строй церкви, пристрой сироту!».
К сожалению, многие люди,.объявляющие себя верующими, не подтверждают это своими повседневными делами, мыслями и чувствами, а «вера без дел мертва», Бога не обманешь. Ибо «...всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет, уподобился человеку безрассудному, который построил дом свой на песке» (Мф. 7.26).
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
Это главный ориентир сосуществования людей от семьи до государства и межгосударственных отношений. Христос постоянно напоминает об этом:
«Не судите, да не судимы, будете. Ибо каким судом судите, таким и будете судимы, какой мерой мерите, такою и вас будут мерить» (Мф. 7.1).
«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими».
В отличие от «милостивых» миротворцы это еще и деятели. К сожалению, в истории человечества и отдельных государств люди больше восхищаются великими завоевателями и реформаторами, пролившими моря крови, а те политические и
религиозные деятели, которые мудростью и любовью к людям смогли предотвратить назревавшие войны и революции, остались в тени.
Велика роль миротворца и в повседневной жизни — священнослужители, психологи, воспитатели, родители, просто добрые люди, умеющие предотвращать ссоры и мирить людей, делают важнейшее богоугодное дело. И от противного: люди конфликтные, скандальные, капризные омерзительны и противны Христу, независимо от того, провоцируют они социальные конфликты или ссоры в семье. За это Бог и наказывает их — они сами не живут, а мучаются от собственной злобы, не умея радоваться жизни, не имея верных друзей и душевного покоя и наживая себе целые букеты нервно-психических и внутренних болезней, ибо:
«Все, взявшие меч, погибнут».
Настоящий практический психолог или психотерапевт — обязательно миротворец, иначе его близко нельзя подпускать к этим профессиям!
Конечно, умение одерживаться самому, да еще и примирять других не всем дано от рождения, но тем ценнее приобрести его в трудной борьбе с грехами гордыни и гнева. В труд ную минуту укрепляйте себя на избранном пути словами Христа: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21.19).
«...Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим: сие есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 36—40)». Но Христос идет еще дальше:
«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, ибо если будете прощать людям прегрешения их, то простит вас Отец ваш, Небесный».
Любитель парадоксов Оскар Уайльд сказал, что это позиция не альтруиста, а мудрого эгоиста, так как в ней выражается забота не о врагах, а о собственной душе, избавляя ее от злобы, обиды и прочих грязных мыслей и чувств, вредных не только для душевного, но и для физического здоровья. Что ж, это весьма вольная трактовка, и с первой частью можно не согласиться, однако вторая часть несомненно справедлива, ибо «твоя любовь к другим нужней тебе, чем им».
Священное Писание у христиан состоит из Ветхого Завета (общего с иудаизмом) и Нового Завета. Естественно, что Новый Завет, содержащий описание трех лет жизни и деятельности Христа, составляет лишь малую часть по сравнению с Ветхим Заветом, описывающим всю божественную историю Вселенной. Однако, есть одна принципиальная «находка», которая ставит христианство на принципиально новую высоту — это культ любви: взаимной любви людей и Бога и любви людей друг к другу.
Главная идея — идея Любви, которая все пронизывает, и стоит томов всего, что было написано до Христа. На протяжении всей иудейской, мы встречаем ссылки не столько на любовь, сколько на страх Божий, и поэтому люди больше боятся Бога, чем любят, и все время гневят Бога своим непослушанием, а он посылает им кары небесные. Начиная с Христа — все по-другому. Да, остается страх божий, но это страх перед любящим и любимым отцом, умеющим больше прощать, чем наказывать.
Все многочисленные регламентации того, что можно и что нельзя делать, заменяется одним выражением Августина Блаженного: «Полюби и делай что хочешь». Ведь истинно любящий Бога не способен на дурное. А Бог — это наша совесть. То есть: «Полюби поступать по совести и делай, что хочешь».
Когда человек любит, он становится чище, светлее. Оказалось, что магия любви распространяется не только на Бога и на людей, но и на все, чем человек занимается. Известны многочисленные примеры (в искусстве, науке, спорте, различных профессиях) того, как люди, признанные не способными к какому-то делу, становились в нем великими только потому, что любили его сильнее других. (Это композитор Чайковский, скулъптор Роден, актер Москвин и многие другие.) Не зря говорят: «Было бы хотение, будет и умение».