В учебном пособии рассматриваются общие вопросы педагогических технологий – проблема технологии в педагогической науке и практике, история возникновения педагогических технологий, связь понятия «технология» с другими категориями педагогической науки, характеристика общепедагогических технологий, их классификация и проблема оценивания в педагогической деятельности. Предлагаемая авторами точка зрения на проблему педагогических технологий не является единственной, но она доказала свою жизнеспособность как в теории, так и в практике образования. В пособии описываются конкретные локальные педагогические технологии – поисково-исследовательские, дискуссионные, технологии открытого образования и др.
Пособие адресовано преподавателям педагогических дисциплин вузов и учреждений повышения квалификации, учителям школ, аспирантам и студентам педагогических вузов по направлениям подготовки 050100 – «Педагогическое образование» и 050400 – «Психолого-педагогическое образование».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...
|
|
ГЛАВА 1. Общая характеристика технологий педагогической деятельности………………………………………………………
|
|
1.1. Понятие педагогической технологии…………..
|
|
1.2. История возникновения педагогических технологий…………………………………………………...
|
|
1.3. Связь понятия «педагогическая технология» с другими категориями……………………………………
|
|
1.4. Критерии технологичности деятельности учителя………………………………………………………..
|
|
1.5. Классификация педагогических технологий…..
|
|
1.6. Краткая характеристика общепедагогических технологий……………………………………………….
|
|
1.7. Освоение педагогами современных технологий
……………………………………………………………..
|
|
1.8. Проблемы в освоении и использовании педагогических технологий………………………………….
|
|
Материалы для выполнения практических заданий…..
|
|
ГЛАВА 2. Организация групповой
работы………………………………………………...
|
|
2.1. Организация работы по микрогруппам………..
|
|
2.2. Технология обучения в сотрудничестве……….
|
|
2.3. Коллективные способы обучения………………
|
|
2.4. Результаты работа в группах…………………...
|
|
Материалы для выполнения практических заданий…..
|
|
Глава 3. Технология модульного
обучения…………………………………………….
|
|
3.1. Основные идеи модульного обучения…………
|
|
3.2. Конструирование модуля……………………….
|
|
3.3. Модульная программа…………………………..
|
|
Из опыта работы…………………………………………
|
|
Глава 4. Дифференцированное обучение………………………………………………………
|
|
4.1. Цели дифференцированного обучения………...
|
|
4.2. Организация дифференцированного обучения..
|
|
4.3. Уровневая дифференциация……………………
|
|
Из опыта работы…………………………………………
|
|
Глава 5. Поисковые и исследовательские технологии. Проблемное обучение………………………………………………………
|
|
5.1. Психологические и педагогические основы поисковых и исследовательских технологий………….
|
|
5.2. Алгоритм поискового и исследовательского обучения………………………………………………….
|
|
5.3. Проблемное обучение…………………………...
|
|
5.4. Метод кейс-стади………………………………..
|
|
5.5. Оценка работы учащихся в проблемном обучении………………………………………………….
|
|
Материалы для выполнения практических заданий…..
|
|
Глава 6. Проектная деятельность школьников………………………………………..
|
|
6.1. Особенности и функции проектной
деятельности учащихся……………………………...
|
|
6.2. Виды проектов…………………………………...
|
|
6.3. Принципы и условия организации проектной деятельности учащихся…………………………………
|
|
6.4. Этапы организации проектной деятельности школьников………………………………………………….
|
|
6.5. Средства и способы организации проектной
деятельности……………………………………………..
|
|
6.6. Урок и проектная деятельность школьников….
|
|
Из опыта работы…………………………………………
|
|
ГЛАВА 7. Дискуссия в педагогическом
процессе……………………………………………..
|
|
7.1. Особенности дискуссии…………………………
|
|
7.2. Этапы проведения дискуссии…………………..
|
|
7.3. Технология «Дебаты»…………………………...
|
|
Материалы для выполнения практических заданий…..
|
|
Глава 8. Технология игровой деятельности…………………………………………………..
|
|
8.1. Сущность игровой деятельности……………….
|
|
8.2. Структура и принципы игровой технологии…..
|
|
8.3. Классификация игровых технологий…………..
|
|
8.4. Специфика игровой деятельности……………...
|
|
из опыта работы…………………………………………
|
|
Глава 9. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»……………………………………………….
|
|
9.1. Теоретические основы технологии……………..
|
|
9.2. Этапы технологии РКМЧП……………………..
|
|
Материалы для выполнения практических заданий…..
|
|
Глава 10. Технология Портфолио………...
|
|
10.1. Особенности технологии портфолио…………
|
|
10.2. Портфолио как средство повышения мотивации обучения…………………………………………….
|
|
10.3. Оценка портфолио……………………………...
|
|
Глава 11. Педагогические мастерские
…………………………………………………………….
|
|
11.1. Идеи и принципы педагогических мастерских
…………………………………………………………….
|
|
11.2. Этапы построения мастерской………………...
|
|
11.3. Варианты организации занятий в технологии педагогических мастерских……………………………..
|
|
Материалы для выполнения практических заданий…..
|
|
Из опыта работы................................................................
|
|
Глава 12. Технология «Образ и мысль»…
|
|
12.1. Идеи технологии «Образ и мысль»…………...
|
|
12.2. Принципы технологии…………………………
|
|
12.3. Технологические этапы построения занятия…
|
|
Из опыта работы…………………………………………
|
|
Глава 13. Технологии интеграции
в образовательном процессе………...
|
|
13.1. Сущность понятия интеграции в образовательном процессе………………………………………...
|
|
13.2. Особенности и этапы технологии интеграции……………………………………………….
|
|
13.3. Краткая характеристика частных технологий интеграции………………………………………………..
|
|
13.4. Проблемно-тематический день………………..
|
|
Из опыта работы…………………………………………
|
|
Глава 14. Оценивание в педагогической деятельности……………………………..
|
|
14.1. Значение контроля и оценивания в педагогической деятельности……………………………………..
|
|
14.2. Цели оценивания……………………………….
|
|
14.3. Критериально-ориентированное оценивание...
|
|
14.4. Накопительная система оценок……………….
|
|
14.5. Портфолио как система накопительной
оценки…………………………………………………….
|
|
14.6. Рейтинговая система оценки…………………..
|
|
14.7. Тестирование…………………………………...
|
|
Материалы для выполнения практических заданий…..
|
|
Из опыта работы…………………………………………
|
|