Есть ли выход из гиподинамического кризиса

Лекарство наше в нас самих лежит, а мы его на небе ищем. В. Шекспир

Согласно суждениям полпредов стародавних времен и наших современников, есть выход из гиподинамического кризиса. Еще великий Парацельс утверждал: «Ни одно лекарство не может заменить движение. Движение заменяет все виды лекарств» (Цит. по: Чирков Ю.С. 1988, с. 139). Известный философ-идеалист древности Платон описывает мудрую, с его позиций, программу воспитания детей своего времени: «Выучив ребенка игре на кифаре, учителя знакомят его с творениями поэтов-песнотворцев… Потом они посылают детей к учителю гимнастики, чтобы таким образом лучше приспособить их тела к мужественной жизни и чтобы благодаря телесной слабости у них не появилось малодушие во время войны или в каких-либо других случаях» (1968, с. 208).

Известный русский ученый-медик Н.М Максимович-Амбодик настойчиво проповедовал необходимость гармонического воспитания детей с предоставлением им максимальной возможности к движению, ибо, по его мнению, «тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет и гниет» (1786, с. 54).

Современник Петра I Феофан Прокопович рекомендовал ввести в духовной академии элементы физического воспитания. «А всяк день два часа определить на гулянье семинаристов, а именно: по обеде и вечере… А гулянье было бы с играми честными и телодвижениями: летом в саде, а зимой в своей же избе. Ибо сие здравию полезно есть и скуку отгонять. А еще лучше таковые избрать, которые с потехою подают полезное некое наставление» (1804, с. 75).

Известный социалист-утопист Т.Дезами воспитанием физической культурой преследовал три цели: 1) совершенствование физической силы и ловкости; 2) развитие интеллекта; 3) формирование сердечной доброты (1956). Четко видна идея автора, что только в физически здоровом теле могут быть здоровый дух, оптимально развитыми «сердечность» и интеллект. Великий французский мыслитель Жан-Жак Руссо в свое время писал: «Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать. Необходимо, чтобы тело находилось в движении, тогда ум тоже начинает двигаться» (Цит. по: Королев Г. 1988).

Замечательно, что многие выдающиеся личности разных времен и народов были убеждены, что «на умственную работу», «на память», «на умственные силы», «на культуру оптимизма, культуру бодрости» влияют «чрезвычайно полезно»: «гимнастика телодвижения» (Геродот, Сократ, Платон, Гиппократ, Л.Толстой и др.); «физические упражнения» (М.Я.Мудров, А.Мюссе, К.Д.Ушинский и др.); «бег» (Гораций, Асклепиад, А.А.Мартынов, Ю.Ф.Змановский и др.); «ходьба» (Аристотель, Асклепиад, Сократ, Гиппократ, Авиценна, И.Гете, Д. Г. Байрон, А.А.Мартынов, А.Ахматова, И.П.Павлов и мн. др.) (Цит. по: Воронцов В., 1957, с. 551-555).

Конечно, и другие виды «телодвижения» были глубоко почитаемы. Так, знаменитого древнегреческого философа и математика Пифагора современники чтили не только за успехи в математике, но и за то, что он был олимпийским чемпионом по кулачному бою.

Михайло Ломоносов – ученый-энциклопедист и поэт был популярен и тем, что благодаря систематическим физическим упражнением мог легко завязать в узел железную кочергу. Лорд Байрон, великий английский поэт, славен был и тем, что участвовал в боксерских поединках. Знаменитый русский писатель А.Куприн был одним из лучших тяжелоатлетов и борцов Киева. Выдающийся инженер В.Шухов и в 70-летнем возрасте ежедневно тренировался на гимнастических снарядах и подтягивался на перекладине. Их жизнь, жизнь многих замечательных людей, убеждает, что тренировка и укрепление мышц помогали им в умственной и духовной работе (Чирков Ю.Г., 1988).

Это можно сказать и о моем учителе, выдающемся Хирурге, Ученом, Педагоге профессоре КрасМИ А.М.Дыхно. О нем великий и мудрый Авиценна сказал бы, что этот представительный мужчина мог «гордиться стройным станом, подвижный, быстрый человек». Я, будучи студентом, затем клиническим ординатором, к тому же чемпионом Сибири и Дальнего Востока по конькам, не раз восхищался его успехами… конькобежца. На стадионе «Локомотив» он часто устраивал забеги с друзьями и коллегами, часто более молодыми. Он замечательно бежал: при очень низкой посадке необычайно широким шагом, легко и мощно, красиво и ритмично отталкиваясь ото льда, так же красиво и легко входил и выходил из виража, глубоко и ритмично дышал, соизмеряя дыхание с энергетикой бега. У него мы учились легкости, экономичности, точности и красоте движения. На финише на лбу Александра Михайловича выступала легкая испарина, в глазах загорались озорные огоньки:

- Ну вот, я вас обставил, чемпионы… Учтите – дорогу в науке осилит бегущий! (Орлов А.Н., 1999).

Навыки физической культуры, заложенные в нас в студенческие годы и не забываемые, а приумножаемые на постдипломных этапах, замечательно сказываются на нашей культуре интеллекта, на карьере.

Так, студент В.Прохоренков, призер разного ранга соревнований по вольной борьбе – ныне ректор КрасГМА, академик ряда отечественных и зарубежных академий; А.Зборовский, баскетболист, волейболист – сегодня академик-кардиолог с мировым именем (Волгоград); студент П.Зима, волейболист, легкоатлет – один из ведущих профессоров-хирургов Москвы; П.Власов, волейболист, легкоатлет – сегодня главный рентгенолог России. Столь же большой известностью пользуются наши бывшие студенты-спортсмены, а сегодня профессора В.Подзолков, Ю.Родин, С.Муратов, В.Лалетин, Р.Розенталь и многие другие.

Кандидатом в мастера спорта по лыжам, ведущим игроком баскетбольной команды в 50-е годы, был студент-отличник Б.Граков. В последующие годы он стал профессором, академиком, ректором, хирургом, известным далеко за пределами края и России.

Профессор В.Г.Николаев, заведующий кафедрой нормальной анатомии человека – призер Минздрава СССР по легкой атлетике в 1960 году.

Профессор А.А.Касимцев, заместитель декана лечебного факультета, в студенческие годы - легкоатлет, чемпион Минздрава СССР в 1964 году.

Профессор Я.Я.Мейнгот был чемпионом Минздрава СССР по легкой атлетике; профессор, заведующий ЦНИЛ Ю.В.Котловский был борцом, мастером спорта; директор НИИ медицинских проблем Севера В.Т.Манчук -–призер по лыжам и легкой атлетике; профессор А.С.Пуликов, заведующий кафедрой гистологии, был известным спортсменом…

Знамением нашего времени является и то положение, что ныне Ватикан призывает заниматься физической культурой, как необхо­димым средством воспитания духа. Можно сослаться, к примеру, на выступление папы Пия ХII на заседании Католического спортивного союза о роли физкультуры в обществе. О том же говорят в своих произведениях, выступлениях, статьях представители церкви многих стран мира. У А.Френкина есть ссылка на известного норвежского деятеля Турлейфа Шьельдрупа. Он довольно ясно выразил свое отношение к физической культуре, что мы живем в мире, который настолько насыщен забо­тами и проблемами, что нервы наши начинают сдавать и спасением может быть физическая культура в ее лучшей форме. К этому суждению я отношусь с полным доверием (optima fide!).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: