Труд как фактор производства. Дифференциация ставок оплаты. Человеческий капитал

Труд – это процесс сознательной целесообразной деятельности людей, направленный на создание необходимых им благ.

Труд как фактор производства имеет количественные и качественные характеристики.

Количественные характеристики отражают затраты труда, определяемые численностью работающих, их рабочим временем и интенсивностью труда, то есть напряженностью труда в единицу времени.

Качественные характеристики труда отражают уровень квалификации работников. По этому уровню существует общее деление работников на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных.

Отношение результата труда в виде количества произведенных продуктов к его затратам в единицу времени характеризует производительность труда. К субъективным факторам производительности квалификацию, кооперацию труда. К объективным факторам производительности труда относят изменения в вещественных факторах производства - земле и капитале, выступающих в качестве объектов труда.

Значительную дифференциацию заработной платы среди отдельных групп профессий можно объяснить взаимодействием спроса и предложения

Дифференциацию заработной платы в целом можно объяснить наличием:

неконкурирующих групп, т. е. разницей в способностях и уровне подготовки различных групп рабочих; выравнивающих различий в оплате труда, компенсирующих неденежные отличия работ; отклонений от условий конкуренции на рынке в виде географического, искусственного и социологического ограничения мобильности.

Теория человеческого капитала

Люди как потребители заинтересованы в максимизации доходов всей жизни в целом, а не отдельного периода или года. Существует четкая зависимость между образовательным уровнем работника и его пожизненными заработками.Выгоды образования или подготовки состоят в ожидаемых будущих более высоких доходах. Затраты имеют две формы: явные затраты на курс обучения и скрытые затраты (не полученные в течение обучения заработки). Выгоды и затраты относятся к самым разным периодам, и поэтому индивид должен сравнивать сегодняшнюю ценность ожидаемых выгод с сегодняшней ценностью ожидаемых затрат. Рациональный вкладчик в человеческий капитал будет инвестировать до достижения такого уровня образования (подготовки), при котором предельные выгоды образования как раз покрывают предельные затраты. В равновесии норма отдачи на последнюю порцию инвестиций в образование должна быть равна норме отдачи на другие виды вложений (например, в физический капитал).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: