Общая характеристика методов воспитания
Методы воспитания не создаются воспитателем произвольно, а осознанно выбираются из множества уже имеющихся. Для того чтобы облегчить выбор методов воспитания, педагогика как наука всегда стремилась их упорядочить, классифицировать, Классификация методов воспитания и по сей день остается спорной проблемой теории воспитания.
Практически в каждом обществе у педагогов складывается свое представление о методах воспитания. Например, в системах авторитарного воспитания предпочтение отдается методам внушения, приказания, требования, наказания и пр.; демократическому стилю более свойственны убеждение, приучение, поощрение, личный пример и др. Трудность классификации методов воспитания объясняется тем, что существует множество критериев: цели воспитания, средства осуществления, последовательность применения, личностный фактор (позиция воспитателя и воспитанника).
Классификация методов воспитания будущих рабочих и специалистов
|
|
Теоретиками педагогики среднего профессионального образования (СПО) предлагается классификация методов воспитания будущих рабочих и специалистов, включающая три группы:
1) методы организации коллектива,
2) методы убеждения и
3) методы педагогического стимулирования. Рассмотрим их содержание.
1. Основной задачей методов организации коллектив а является профессиональная подготовка рабочих и специалистов высокой квалификации. Обучающиеся техникумов и колледжей выступают как коллектив. Чем же характеризуется организованный трудовой коллектив и каковы методы его организации?
Организованный трудовой коллектив отличает высокая дисциплина и культура взаимоотношений его членов, забота всех и каждого об улучшении условий труда, соревновательное отношение к делу, обмен опытом и, наконец, самоуправление, т.е. активное участие в управлении делами коллектива. Поэтому методы организации коллектива основаны на дисциплине, самообслуживании, соревновании и самоуправлении.
Дисциплина — исходный метод организации коллектива — обеспечивает формирование культуры взаимоотношения членов коллектива, полезных традиций и привычек поведения путем выработки соответствующих норм и правил и последовательного их предъявления в качестве единых требований друг к другу.
Долгое время в отечественной педагогике делался особый акцент на воспитание сознательной дисциплины. Это объяснялось тем, что дисциплина вытекает из сознания, а следовательно, ее воспитание достигается путем различного рода увещеваний, внушения преимуществ того или иного способа поведения. На практике это приводило к тому, что основными приемами воспитания дисциплины становились лекции, беседы и поучения. Опыт доказал ошибочность такого пути.
|
|
«Требование — вот основа дисциплины», — утверждал А.С. Макаренко. Предъявление требований руководителями и наставниками коллектива, всеми сотрудниками друг к другу — главный путь воспитания дисциплины в коллективе. При этом единство требований становится определяющим условием.
Самообслуживание — ведущий метод организации коллектива — обеспечивает создание общими усилиями наиболее благоприятных условий жизни и труда коллектива и формирование у его членов хозяйской заботы об умножении общественного достояния.
В современном обществе самообслуживание становится нормой жизни каждого человека, любой семьи и трудового коллектива, но от этого оно еще не превращается в метод воспитания. Раньше некоторые педагоги рассматривали самообслуживание как самый примитивный вид трудовой деятельности, скучную, но необходимую обязанность, «горькую необходимость», однако позднее, изучая опыт многих трудовых и учебных коллективов, они убедились в том, что без внедрения самообслуживания коллектив развивается однобоко, в нем начинают преобладать иждивенческие настроения, а главное — члены коллектива не становятся подлинными хозяевами своего дела.
Соревнование —метод организации трудового коллектива, где важную роль играет учет и сравнение результатов совместной деятельности, а также поощрение всех участников, особенно передовиков, — стимулирует успех индивидуального и коллективного труда, формирует ревностное отношение к делу у его участников.
В недавнем прошлом соревнование было заформализовано, не подкреплялось мерами экономического стимулирования и сводилось к составлению так называемых «соцобязательств» и формальному подведению итогов, что практически не влияло на повышение производительности труда. Широко была распространена порочная практика пересмотра норм выработки в сторону их завышения, а это отбивало охоту к высоким достижениям в труде. Уравниловка в оплате труда также не способствовала заинтересованности в участии в соревновании.
Между тем соревнование в коллективе при правильной его организации — эффективное воспитательное средство. Но для этого необходимо соблюдать ряд условий. Прежде всего, организация соревнования должна естественно вытекать из устремлений коллектива, подкрепляться производственной необходимостью. Неприемлемо соревнование ради соревнования. Производственная и педагогическая целесообразность здесь выступают в единстве. В этом случае одинаково полезны и индивидуальные формы, когда соревнуются отдельные лица друг с другом, и коллективные, когда соревнуются, например, разные бригады и трудовые коллективы одной отрасли производства.
Самоуправление — метод самоорганизации коллектива — обеспечивает формирование у его членов отношений взаимной ответственности и организаторских качеств при условии, если в управление делами коллектива включаются работоспособные органы, наделенные реальными правами и полномочиями.
Коллектив без органов управления — толпа. Эти слова, принадлежащие А.С. Макаренко, применимы к любому коллективу, но прежде всего и более всего к трудовому. Самоуправление не только сплачивает коллектив, но делает его субъектом воспитательной работы. В современных условиях дестабилизации экономики, снижения уровня производства, появления безработицы развитие самоуправления трудовых коллективов может стать важным стабилизирующим фактором, способствовать выходу из кризиса производства путем повышения производительности труда и внедрения новых современных технологий. Об этом свидетельствует и зарубежный опыт, в частности Японии. Ведь именно самоуправление позволяет каждому работнику сознательно и ответственно участвовать в подъеме производства, способствует рационализаторству, стимулирует предприимчивость.
|
|
2. Назначение методов убеждения состоит в том, чтобы способствовать воспитанникам в осмыслении своего социального опыта и происходящего в окружающем мире, в овладении основами духовной культуры человечества и в выработке гуманистических личных взглядов на основе размышлений, переживаний, формирования новых понятий и представлений. Эта группа включает следующие методы: информацию, поиск, дискуссию и взаимное просвещение. Их следует отличать от методов внушения, т.е. воздействия на сознание, чем так широко пользуется современная реклама.
Информация — исходный метод убеждения — обеспечивает сообщение воспитанникам тех или иных сведений непосредственно педагогом. Главным средством использования метода информации являются живое слово и личный пример педагога. При этом прибегают, как правило, к таким формам, как рассказ, беседа, лекция, инструкция, наглядный показ. В отдельных случаях представляется уместным приглашение других опытных людей, очевидцев важных событий и политических деятелей для выступления перед воспитанниками. Их авторитет значительно усиливает влияние живого слова на молодых людей.
Поиск — ведущий метод убеждения — обеспечивает вовлечение воспитанников в процессы самостоятельного приобретения знаний, сбора и исследования информации научного и ценностно-ориентированного характера. Именно на этой основе формируются навыки и умения самообразовательной деятельности. После того как воспитанники ознакомились с новым знанием, получили общее представление о нем и, главное, почувствовали интерес к новым сведениям, целесообразно включить их в активное самостоятельное добывание знаний из литературных и других источников.
|
|
Дискуссия —важный метод убеждения — обеспечивает вовлечение воспитанников в товарищеский обмен мнениями, способствуя поддержке и развитию нравственно-этических представлений, формируя самокритичность и готовность к преодолению ошибочных взглядов и неверных точек зрения, отстаивание своих убеждений. Нередко дискуссию понимают лишь как противоборство взглядов, столкновение противоречивых точек зрения. Такое понимание вряд ли правомерно.
Наиболее типичной формой метода дискуссии является диспут — коллективное обсуждение какой-либо проблемы. Подготовка и проведение диспута требует от педагога умелого решения ряда специфических задач: выбора актуальной темы, формирования вопросов для обсуждения, своевременного оповещения всех участников, подбора опытного ведущего.
Взаимное просвещение — метод самоорганизации убеждения — обеспечивает формирование у воспитанников потребности и умения пропагандировать свои знания, взгляды и убеждения и реализуется в повседневной разъяснительной работе среди своих товарищей. Взаимное просвещение усиливает воспитательные функции коллектива, множит в его составе число не просто знающих людей, а людей, готовых щедро поделиться своими знаниями и мастерством с другими членами коллектива.
3. Методы педагогического стимулирования включают: требование, перспективу, поощрение и наказание, общественное мнение.
Требование — исходный метод педагогического стимулирования — обеспечивает вызов определенного поведения воспитанников и проявления их деловых и нравственных качеств путем выражения норм поведения в личных отношениях педагога с воспитанниками, в общении с ними.
Требования бывают прямыми и косвенными. Когда обращение педагога содержит четкое конкретное указание по формуле: «Делай так и только так» — и выражено в решительной настойчивой манере, мы имеем дело с прямым требованием, которое особенно действенно в начале работы с воспитанниками. Оно позитивно, т.е. вызывает определенный поступок, а не запрещает или тормозит те или иные действия. Только неопытные педагоги не скупятся на указания типа «не делай этого, не делай того...». Педагог-мастер четко знает, чего он добивается от молодых людей и какими методами лучше действовать. Прямое требование инструктивно, однозначно и конкретно. Это особенно важно при стимулировании новых действий, отсутствующих в опыте воспитанников. Предъявляя требование, необходимо добиваться его выполнения, памятуя, что каждое выполненное требование усиливает эффективность последующих указаний педагога.
К числу косвенных требований относятся просьба, доверие, одобрение, совет, осуждение, выражение недоверия и, наконец, угроза. Они не предусматривают немедленного подчинения, оставляя воспитаннику возможность самостоятельного выбора действий.
Перспектива — ведущий метод педагогического стимулирования — обеспечивает налаживание общественно-полезной деятельности воспитанников путем выдвижения перед ними увлекательных значительных целей, трансформирующихся в личные стремления и желания молодых людей.
• Близкая перспектива означает ту самую «завтрашнюю радость», без которой не может быть оптимистического настроя личности. Важно, чтобы человек жил в предвкушении радостного события: встречи с друзьями, посещения кинотеатра или дискотеки, возможности прочитать интересную книгу и т.д.
• Средняя перспектива — ожидаемое событие, несколько отодвинутое во времени (традиционные праздники, летний отдых, предстоящее путешествие и т.п.). Для воспитанника важно знать, какие близкие перспективы ожидаются на пути к такой цели в процессе коллективных усилий вместе с товарищами и друзьями.
• Дальняя перспектива — это намечаемые планы воспитанников, потребность в которых усиливается в период жизненного и профессионального самоопределения, т.е. в юности. Для молодых людей это может быть выбор профессии, поступление в институт, вступление в брак. Далекие перспективы выстраивают судьбу личности.
Подлинное мастерство педагога состоит в постановке перед воспитанником увлекательных и значимых перспектив, которые сплачивают коллектив. Важно поощрять инициативу тех воспитанников, которые сами выдвигают полезные жизненные планы и цели, учатся планировать свое поведение.
Поощрение и наказание — коррекционный метод педагогического стимулирования — обеспечивает поддержку полезной и торможение нежелательной деятельности воспитанников путем внесения изменений в отдельные права и обязанности их как членов коллектива, а также моральной оценки их действий. Поощрение и наказание — не разные методы, а две стороны единого метода педагогического стимулирования, коррекции.
Общественное мнение. В любом, даже слабо организованном коллективе общественное мнение существенно влияет на поведение людей. Поэтому одной из главных задач каждого педагога становится стимулирование развития здорового общественного мнения.
В педагогической теории и практике наиболее традиционными принято считать методы убеждения, упражнения, поощрения, воспитания на личном примере, принуждения. Охарактеризуем каждый из них.
Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством. Если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, должное отношение к шедевру художественной культуры, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чаще всего педагог обращается одновременно и к разуму, и к чувствам воспитанника.
Лекция – это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции – теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат иллюстрацией или исходным отправным моментом.
Диспут – столкновение мнений с целью формирования суждений, оценок. Это отличает диспут от беседы и лекции и как нельзя лучше отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить самостоятельно. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступать от этических норм и требований.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения:
Упражнение – это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.
Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения определенных действий в целях формирования хороших привычек. В учебном процессе все упражнения – специальные, а в воспитательной работе – это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой.
Методы стимулирования поведения и деятельности:
соревнование. Последние десятилетия к этим традиционным рычагам манипулирования деятельностью и поведением человека данные научных исследований позволяют добавить еще один — субъективно-прагматический. Научные исследования и практика подтверждают, что отличительная черта нынешних подрастающих поколений — ярко выраженное деловое (прагматическое), потребительское отношение к жизни, вытекающее из него избирательное отношение к воспитанию, его ценностям.
Стимулирование – это побуждение, толчок к мысли, чувству, действию.
Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога – не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности. Хорошо организованное соревнование стимулирует достижение высоких результатов, развитие ответственности и инициативы.
Поощрение – это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимся. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения – возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытать это состояние психического комфорта как можно чаще. Педагогическая целесообразность поощрения возрастает при работе с воспитанниками несмелыми, застенчивыми, неуверенными в себе. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом особый заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на захваленных и обойденных вниманием. Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения – принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Наказание – один из старейших методов воспитания. Обосновывая правомерность наказания как метода воспитания А.С. Макаренко писал: "Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их". Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Педагогические требования к применению мер наказания следующие:
· нельзя наказывать за неумышленные поступки;
· нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невиновного;
· сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;
· строго соблюдать педагогический такт;
· опираться на понимание и поддержку общественного мнения;
· учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.