Вместе со всеми протестантами мы верим, что, кроме имени Иисуса Христа, нет никакого иного имени под небом, каким мы могли бы спастись. Мы верим в это без каких-либо оговорок. О сатане речь пойдет только тогда, когда план спасения завершится, а благодаря искупительной работе Христа праведники будут спасены для вечности. С большей или меньшей степенью точности наше понимание того, каким образом сатана связан с нашими грехами, можно проиллюстрировать на следующем примере.
Представьте, что каких-то людей арестовали, допросили и выяснили, что они совершили определенные нарушения. Согласно приговору суда, им надо заплатить крупный штраф, но их положение совершенно безнадежно, потому что у них нет и гроша. Внезапно отчаяние сменяется радостью: какой-то богатый филантроп решил этот штраф заплатить. Они соглашаются и оказываются на свободе. Кажется, что все улажено, однако на самом деле это не так: продолжая расследование, суд выясняет, что какой-то дьявольски хитрый человек оказал влияние на этих бедных людей и увлек их на путь преступлений. Его ловят, и суд выносит приговор. Ему тоже надо заплатить большой штраф, причем гораздо больший, чем тот, от которого милосердный филантроп освободил упомянутых бедняков, поскольку суд решает, что этот злодей виновен вдвойне.
|
|
Мы все согласны, что суд поступил правильно. Никому и в голову не придет считать вопрос закрытым в силу
того, что нарушителей освободили. И поскольку подстрекателю придется понести наказание за преступления тех, чей штраф был погашен, никто не заподозрит этого богатого и щедрого человека в нечистых намерениях. Наказание, которое было определено провинившимся людям, полностью погашено упомянутым даром, и тем не менее злодей должен быть наказан за те же самые преступления, потому что именно он их задумал.
Быть может, аналогия не совсем удачна, но в общих, хотя и смутных чертах становится ясно, как мы воспринимаем отношение сатаны к нашим грехам. Мы виновны перед Богом. У нас нет ничего, положение наше безнадежно, но Христос заплатил сумму, необходимую для нашего освобождения, - заплатил не серебром или золотом, а Своей драгоценной Кровью. В нашем примере Он выступает как филантроп. Штраф за наши грехи полностью оплачен, потому что Его дара вполне хватает для этого. Он целиком и полностью искупает нас.
Однако небесный суд решает, что настоящим зачинщиком всякого греха является главный злодей, сатана, причем все началось еще в тот день, когда он соблазнил Еву. Его привлекают к суду и не только обвиняют в совершенных им грехах, но и требуют нести ответственность за грехи тех, кого уже простили. Представьте себе, что ваш адвокат, добившись прощения, обратился бы к прокурору с просьбой продолжить дело против вашего врага и заставить его держать ответ за тяготы и беды, которые претерпели ныне прощенные и спасенные грешники.
Таким образом, мы ни в каком смысле не считаем сатану спасителем от греха. В своем учении мы самым решительным образом подчеркиваем, что он и есть его инициатор. Мы уверены, что сатане, изначальному зачинщику всякого греха, предстоит пострадать на последнем Божьем суде.