а) Темперамент. Основные теории темперамента.
б) Свойства темперамента и их диагностика.
в) Физиологические основы темперамента.
г) Специфика детского темперамента. Методики диагностики темперамента у детей, анализ конкретных случаев.
д) Методика диагностики темперамента В.М. Русалова.
Тематика сообщений
1. Конституциональные теории темперамента.
2. Теория темперамента В.С. Мерлина.
3. Теория темперамента В.Д. Небылицына.
4. Представления о темпераменте В.М. Русалова. Методика диагностики.
5. Особенности детского темперамента. Темпераменты группы риска. Диагностика особенностей детского темперамента
Литература
1. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М., 2000.
2. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: участники.пособие. – М., 1997.
3. Нартова – Бочавер С.К. Дифференциальная психология. – М.: Ижица, 2006
Дополнительная
4. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1998.
5. Голубева Э.А. Способности и склонности. М., 1989.
|
|
6. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М. 1990.
7. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. – Дубна: Феникс, 2005.
8. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб., 2003
9. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – М., 1997.
10. Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности (избранные психологические труды) – М., 2000.
11. Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М., 2000.
12. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.: Прогресс, 1982.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2003
14. Русалов В.М. Формально-динамические свойства индивидуальности человека (темперамент). Краткая теория и методы измерения для разных возрастных групп. – М., 2004.
II.Понятие о способностях. Виды способностей, структура способностей. Уровень развития интеллекта и способность к обучению. Наследственность и среда в детерминации способностей. Отношение задатков и способностей. Структура задатков. Влияние особенностей межполушарных взаимодействий и специально человеческих типов деятельности на развитие способностей. Интеллект в структуре индивидуальных свойств. Феномен креативности. Условия и факторы развития способностей. Проблема одаренности. Одаренные дети. Диагностика способностей.
Практические и лабораторные занятия