Вопрос 9. Использование эмпирических общенаучных методов в культурологии

Эмпирический уровень исследования связан с получением и первичной обработкой фактического материала. Характерный признак эмпирического объекта – его чувственная воспринимаемость. Поэтому познавательные операции с таким объектом всегда осуществляются в чувственно-предметной форме.

Одной из главных эмпирических процедур является наблюдение, так как оно входит во все остальные методы и давно и широко используется разными науками.

· Наблюдение – целенаправленное систематическое активное изучение предметов и явлений реальной действительности, находящихся в естественном состоянии или в условиях научного эксперимента. Наблюдение базируется на таких данных органов чувств как ощущение, восприятие, представление. Наблюдение может быть непосредственным или опосредованным различными приборами и техническими устройствами. Развитие науки приводит к тому, что наблюдение становится все более сложным и опосредованным. Это обуславливает систему требований к нему:

o Преднамеренность – наблюдение должно вестись для решения четко поставленной задачи;

o Планомерность – исходя из поставленной задачи должен быть разработан конкретный план ведения наблюдение;

o Целенаправленность – внимание наблюдателя должно останавливаться только на интересующих свойствах, явлениях, связях;

o Активность наблюдателя – исследователь не просто воспринимает то, что попадает в поле зрения, а сам ищет объекты, свойства и связи этих объектов;

o Систематичность – наблюдение должно вестись непрерывно по определенной системе, позволяющей воспринимать объект многократно и в разнообразных условиях.

Таким образом, в процессе наблюдения исследователь не просто регистрирует факты, а сознательно отбирает те из них, которые либо подтверждают, либо опровергают его идеи и гипотезы.

Особую трудность в применении метода наблюдения в социально-гуманитарных науках представляет то, что его результаты в большой степени зависят от личности наблюдателя, его установок и принципов, его заинтересованного отношения к предмету. В социально-гуманитарных науках выделяют два вида наблюдения: простое (обычное) наблюдение, когда факты регистрируются со стороны, и соучаствующие (включенные) наблюдения, где исследователь работает в качестве члена какого-либо коллектива или группы, стараясь не вызывать к себе настороженного отношения.

Таким образом, специфика наблюдения в социально-гуманитарном знании заключается в том, что с одной стороны объект наблюдения часто обладает социальной активностью (имеет сознание, характер, эмоции, ценностные ориентации), что приводит к неестественности поведения, стремлению быть лучше, а все это снижает уровень объективности. С другой стороны, сам исследователь также подвержен эмоциям, он может сопереживать объекту или желать подправить результаты. Поэтому объективность метода наблюдения в гуманитарных наука заключается не столько в исключении личностного начала, сколько в том, чтобы не подменять категории научного исследования эмоциональными, нравственными и прочими ценностями. Также выделяются и специфические формы наблюдения:

- Интроспекция (смотреть внутрь). Это т.н. самонаблюдение, то есть осознанное систематическое наблюдение за действиями собственной психики и сознания с целью выявления их способностей.

- Эмпатия – способность представлять себя на месте другого человека, понимать его чувства, желания, идеи и поступки, то есть это проникновение во внутренний мир человека в восприятии его эмоциональных и смысловых оттенков.

Развитие этих экзистенциальных форм наблюдения приводит к возникновению научного интереса к опыту, носящему пограничный характер (экстатический, мистический). Также это способствует формированию личностно-центрированного подхода в исследовании человека и общества, где наблюдение и описание событий дополняется идеей понимания.

· Эксперимент – метод эмпирического исследования, представляющий собой изучение явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий. Характерная особенность эксперимента – позволяет активно воздействовать на изучаемые объекты, когда исследователь не ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивает в естественный ход его протекания. По специфике решаемых задач эксперименты могут быть нескольких видов:

o Мысленный – система мыслительных процедур, проводимых над идеализированным объектом. Это теоретическая модель реальных экспериментальных ситуаций, когда исследователь оперирует не реальными предметами и условиями их существования, а их концептуальными, то есть мысленными образцами;

o Вещественный:

§ Натуральный – объект эксперимента находится в естественных условиях, которые могут меняться по воле экспериментатора (наблюдение);

§ Модельный – реальный объект исследования, а иногда и условия, воздействующие на него, заменяются моделью;

§ Социальный – изучаются те или иные общественные явления. Именно социальные эксперименты играю всеобщую роль, так как они способствуют внедрению в жизнь новых форм социальной организации, а также способы оптимизации управления обществом. Объектом социального эксперимента выступает определенная группа людей, поэтому нужно учитывать влияние различных факторов: возраст, пол, профессия и т.д., с интересами этих людей приходится считаться, социальный эксперимент труднее ограничить временными рамками, проведение такого эксперимента требует высокой степени нравственной ответственности:

· Научный социальный (проверяются сведения сугубо теоретического характера);

· Практический социальный (проводятся с целью выбора правильного подхода для принятия оптимальных решений). Не следует путать социальный эксперимент с социологическим. Социальный эксперимент – любой эксперимент в обществе и в общественных науках, а социологический эксперимент – термин, который используется только в социологии с учетом ее объектов и методов.

· Описание – познавательный итог наблюдения и эксперимента, который предполагает фиксацию средствами естественного и искусственного языка, исходных данных об изучаемом объекте.

· Сравнение – универсальный метод научного исследования, позволяющий устанавливать сходства и различия изучаемых предметов и явлений реальной действительности. Сравнить – значит выявить соотношение исследуемых предметов, поэтому чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям: во-первых, должны сравниваться явления, между которыми существует объективная общность, нельзя сравнивать заведомо несравнимые вещи, так как это ничего не дает; во-вторых, сравнение должно проводиться по наиболее существенным признакам, так как сравнение по несущественным признакам может привести к заблуждению. Объекты исследования могут сравниваться непосредственно, и тогда результаты получаются количественного характера; опосредованно, то есть сравниваются объекты с третьи объектом, выступающим в качестве эталона, полученные характеристики имеют большую ценность, так как описывают объекты безотносительно друг другу, а потому дают более глубокое и подробное знание о них. Таким образом, с помощью сравнения изучаются качественные и количественные характеристики объектов, которые затем классифицируются и упорядочиваются.

В культурологии чаще всего используется сравнительно-сопоставительный метод. Сравнение предполагает установление родства (генетический метод). Сопоставление – метод типологический, который позволяет обнаружить уникальные свойства. Этот метод позволяет выделить общее в развитии различных культур, то, что постоянно повторяется, а также увидеть уникальное, неповторимое, что отличает конкретную культуру или явление от всех остальных. Этот метод может выступать в двух формах:

- При диахронном анализе происходит сравнение различных культурных единиц во времени, в этом случае культура предстает как последовательно развивающаяся во времени и пространстве форма человеческих отношений, имеющая этапы своего существования, а именно становления, расцвета, упадка.

- При синхронном анализе происходит сравнение одновременно существующих культурных единиц. Это позволяет сопоставить различные культуры как находящиеся в одном культурном пространстве.

В современных гуманитарных исследованиях для характеристики метода сравнительного анализа нередко используются названия «компаративный анализ» или «кросс-культурные исследования». Одним из первых методологию сравнительного исследования культуры стал разрабатывать Дж. Вико, этим же методом пользуются Данилевский, Шпенглер, Тойнби.

Таким образом, сравнение – метод исследования, при котором изучаемый объект своими формами, чертами, функциями сопоставляется и сравнивается похожими объектами. Анализ, как правило, начинается с корректного подбора объектов исследования. От степени обоснованности и научной корректности в их подборе зависит успешность процедуры сравнительного анализа.

Метод измерения

Метод измерения – это метод эмпирического познания, представляющий собой определенную систему фиксации и регистрации количественных характеристик изучаемого объекта с помощью различных измерительных приборов и аппаратов.

Результаты измерения выражаются числом, благодаря чему становится возможным подвергнуть эти результаты математической обработке. Количественная сторона жизни – важный признак историко-культурной реальности. Например большинство количественных признаков исторических событий не может быть охарактеризовано с помощью естественного языка т.е в описательной форме, поэтому они требуют иного, количественного подхода и соответствующих ему методов от простейшего вычисления и подсчета, до современных математических методов с применением компьютерных технологий.

В целом количественный анализ явлений культуры не является и не может быть самоцелью. Он не может дать эффективных результатов в отрыве от качественного содержательного подхода. Однако в явлениях культуры всегда есть объекты в ходе изучения которых, качественный анализ будет недостаточным. (явления массового характера, социальные тенденции, или историко-культурных реконструкций)Проведения метода измерения предполагает наличие следующих основных элементов:

· объект измерения,

· единицы измерения (эталонного объекта)

· измерительные приборы

· Методики измерения

· Субъекты измерения

Условия применения методов:

· Приоритет, первичность качественного анализа по отношению к количественному.

· Изучение качественных и количественных признаков в их единстве.

· Выявление качественной однородности событий, подвергаемых статистической обработке.

Применение количественных методов в гуманитарных науках становится все более популярным. Наиболее часто используемым методом в структуру которого и входить метод измерения считается метод контент-анализа.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: