1 - обязывающие: заставляют совершить активные действия
(заплатить налоги)
2 - запрещающие: заставляют не совешать что-либо
(не устанавливать налогов, не закрепленных в НК)
3 - уполномочивающие: дают возможность сделать или не сделать
(ОМСУ может установить местный налог)
По содержанию: материальные и процессуальные. Последние закрепляют порядок и сроки реализации первых.
11.
Финансовое правоотношение– урегулированное нормами финансового права общественное отношение. Особенность - то, что оно связано с образованием, распределением и использованием денежных фондов.
Виды:
По функции
1 - возникающие в процессе образования денежных фондов (налоги)
2 - возникающие в процессе распределения д.ф. (трансферты)
3 - возникающие в процессе использования д.ф. (выплата пенсий)
По содержанию
1 - регулятивные: регулируют правомерное поведение
2 - охранительные: пресекают правонарушения
По сфере
1 - налоговые
2 - бюджетные
3* - кредитные
4* - страховыеи др.
12.
Субъект финансового права — это лицо, наделенное финансовой правосубъектностью (правами и обязанностями).
|
|
Три основные группы
Публично-правовые (властные) субъекты
1 - РФ
2 - субъекты РФ
3 - муниципальные образования
Коллективные субъекты
4 - государственные предприятия
5 - частные юридические лица
6 - общественные организации, партии
Индивидуальные субъекты
7 - граждане
8 - иностранцы
9 - лица без гражданства.
13.
Финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов. Сущность. Через ФК реализуется контрольная функция финансов (см. Вопрос 2). Значение. Через ФК проверяются: а) законность; б) экономическая целессобразность всех действий, связанных с финансами.
Принципы:
1 - законность
2 - гласность, информирование общества
3 - независимость органов ФК
4 - объективность ФК
5 - федерализм (2 уровня ФК)
6 - регулярность ФК
14
. Государственная финансовая дисциплина — это четкое соблюдение закрепленного в праве
порядка образования, распределения и использования денежных фондов.
Черты
1. Соблюдение ФД - это обязанность ВСЕХ субъектов ФП
2. ФД отражает императивный метод ФП
3. ФД обеспечивается осуществлением финансового контроля
4. Целью ФД является упорядочение процессов, связанных с финансами
5. Одним субъектом является государство, другим - подчиненный субъект
15.
Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.
1. По волеизъявлению: обязательный (в силу закона, по решению органов) и добровольный.
2. По субъектам:
1 - государственный
|
|
- общегосударственный (Счетная Палата)
- внутриведомственный (Министерство образования над школами)
2 - негосударственный
- аудиторский - Вопрос 18
- внутрихозяйственный (само предприятие над собой)
- общественный.
16.
Различие между ними состоит в том, что
- общегосударственный ФК проводится специализированными органами, и при этом контролируется деятельность всех субъектов ФП
- внутриведомственный ФК проводится в рамках одного отраслевого министерства и только над подчиненными (напр., Минобрнауки контролирует школы)
ОРГАНЫ
1) Счетная Палата РФ: общий контроль за всеми стадиями бюджетного процесса.
2) Правительство РФ, Минфин РФ: контроль на стадии составления проекта
3) Контрольное управление при Президенте: контроль исполнения указов Президента
4) Федеральное казначейство: контроль над кассовыми операциями
5) Федеральная служба финансового мониторинга (ФСФМ): противодействие отмыванию
6) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН РФ): контроль над остальными органами
7) Центральный банк РФ: контроль банковской системы
8) Контрольные органы субъектов и МСУ.
17.
Нем. Buch - книга, Halter - держатель. Внутрихозяйственный ФК = бухгалтерский учет. Он осуществляется самой организацией внутри себя. Это система сбора информации о материальном состоянии организации и всех ее операциях. Осуществляется либо бухгалтером, либо бухгалтерией во главе с главным бухгалтером.
Функции:
1) денежные документы недействительны без заверения бухгалтерией
2) ежемесячный отчет
3) ежеквартальный и ежегодный баланс
4) инвентаризация имущества
18.
Аудит - это независимая проверка бухгалтерской отчетности. Осуществляется аудиторами, т.е. предпринимателями или организациями, зарегистрированными в таком качестве. Минфин ведет реестр аудиторских организаций.
Виды аудита:
1) Обязательный ежегодный - если организация является ОАО, банком, или ее прибыль более 400 млн. руб. (и др. случаи)
2) Добровольный.
Аудиторы также оказывают сопутствующие услуги (налоговая консультация, юридическая помощь и др.)
За достоверность аудиторского заключения предусмотрена ответственность вплоть до уголовной.
19.
Формы ФК - это его виды в зависимости от времени. Они называются формы, а не виды, потому что так закреплено в ст.265 БК РФ
1. Предварительный ФК - предшествует контролируемой деятельности (напр., при составлении проекта бюджета)
2. Текущий (оперативный) ФК - совершается одновременно с ней (напр., при исполнении бюджета)
3. Последующий ФК - по завершении контролируемой деятельности (напр., при рассмотрении отчета)
20.
Методы ФК - это способы его осуществления.
1. Наблюдение - общее ознакомление с деятельностью субъекта без каких-либо мер принуждения
2. Обследование - изучение документов и анализ деятельности
3. Проверка - углубленное изучение отдельных вопросов деятельности
а) камеральные проверки (в самом органе)
б) выездные проверки (представители органа посещают проверяемое лицо)
4. Ревизия - наиболее глубокое исследование всей деятельности субъекта. Проводится специально создаваемой ревизионной комиссией.
а) плановые
б) внеплановые
По итогам ревизии составляется акт ревизии. Он может служить основанием для возбуждения уголовного дела в СК или административного дела прокурором
21.
Финансово-правовая ответственность – вид юридической ответственности, обязанность субъектов ФП претерпевать негативные последствия нарушений ФП.