Пояснительная записка

КОРРЕКЦИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ТРЕНАЖЕРА «ДЕЛЬФА-141» КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ.

Методические рекомендации.

КРОТОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Учитель-логопед высшей квалификационной категории


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………… стр. 3-10
2. Методические рекомендации по теме «Коррекция письменной речи с помощью логопедического тренажера «Дельфа-141»…………………………………..   стр. 11-20
3. Методические советы. О некоторых проблемах использования компьютера в специальной (коррекционной) школе VIII вида……………………….   стр. 21-23
4.Список используемой литературы……………………. стр. 24-27
   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и возможностями, тем более что острой становится увеличение количества детей, проявляющейся в трудностях освоения общеобразовательных программ.

Речь занимает одно из базисных положений в структуре основных познавательных процессов, т. к. уровень ее развития является одним из условий успешности любого вида деятельности и становления личности в целом.

В последнее десятилетие произошли большие изменения в образовательных структурах. Наблюдаются два взаимосвязанных процесса:

Усложнение научно – технического прогресса. Появилось больше компьютеров, мобильных телефонов, телевизоров и другой вспомогательной техники, стал доступным Интернет. Соответственно это изменило и формы общения, хотя потребности в общении сохранились на том же уровне. Все меньше дети разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет. Меньше разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза, больше по телефону. Меньше общения посредством звука и больше посредством буквы.

Усложнение дефектов речи. Давно практикующие логопеды замечают, что характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились. Во– первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, четыре – пять. Во- вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, но и грамматика, связная речь, фонетико-фонематическое различение звуков. Соответственно значимость логопеда в учебной деятельности становится все больше, при этом роль его качественно меняется. Сегодня логопед может не только механически поставить звуки, но и структурировать речь ребенка в целом, что является необходимым условием для дальнейшей социализации личности ребенка. По многим отклонениям в звуках и в речи можно предвосхитить будущие сложности.

Однако,специфика логопедической работы в коррекционной школе VIII вида обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, прежде всего снижением уровня развития и структурой речевого дефекта.

Нарушение речи у умственно отсталых школьников в логопедическом аспекте исследовались М.Е. Хватцевым, Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Д.И. Орловой, М.А. Савченко, Е.Ф. Соботович, Е.М. Гопиченко, Р.И. Лалаевой, К.К. Карлепом и др. По данным этих исследований в начальных классах вспомогательной школы выраженные дефекты наблюдаются у 40 - 60 % детей.

По мнению С.Я. Рубинштейн, основными причинами недоразвития речи умственно отсталых детей является «слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцированных связей во всех анализаторах» (28.)

Анализируя особенности речи умственно отсталых школьников, В.Г. Петрова (25.) выделяет комплекс многообразных факторов, обуславливающих нарушения их речи, отмечая, что основной причиной аномального развития и нарушений речи у данных детей является недоразвитие познавательной деятельности.

Нарушения речи у данных детей с большим трудом подвергаются коррекции, отчего продолжительность коррекционно – логопедической работы превышает время работы с их нормально развивающимися сверстниками. У умственно отсталых детей дольше формируются те или иные речевые навыки и стереотипы. В работе малоэффективно использование самоконтроля, а также зрительного и слухового контроля за речью. Это в значительной степени отличает работу логопеда в специальной (коррекционной) школе VIII вида и ставит перед ним задачу поиска новых методических приемов работы.

В настоящее время Министерством образования РФ реализуется программа компьютеризации городских и сельских общеобразовательных учреждений, предусматривающая целый ряд организационно – методических мероприятий по использованию современных информационных технологий при изучении различных школьных предметов, не только информатики.

Введение информационных технологий в контекст отечественной традиции предполагает, что использование их уникальных возможностей во всех областях специального образования будет подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии, вторичных по своей природе, что способствует дальнейшей социализации ребенка с ограниченными возможностями.

Информационные технологии расширяют арсенал средств учителя – логопеда, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач. Преимущества компьютера как инструмента специального обучения школьников состоят в том, что с его помощью становится возможным:

· мотивировать детей к трудным для них видам деятельности;

· моделировать предметное содержание сложных и скрытых непосредственного наблюдения объектов познания в любых необходимых знаковых формах, свободно переходя от одной к другой; осуществлять не только последовательное, но и параллельное моделирования одного и того же предметного содержания в наглядной форме и с помощью речи, переходить от одного способа к другому;

· моделировать продуктивные виды групповой и индивидуальной деятельности детей (конструирование, экспериментирование, прогнозирование, классификация и др.);

· вводить дополнительные визуальные динамические опоры для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени;

· расширять возможности качественной индивидуализации специального обучения.

В последнее время разработкам и опыту применения компьютеров в обучении умственно отсталых детей уделяется пристальное внимание.

Однако в специальной литературе мало данных о применении компьютерных программ как средства коррекции устной и письменной речи умственно отсталых учащихся. Поэтому введение в традиционные коррекционно-логопедические методики элементов компьютерных программ по предупреждению и устранению нарушений устной и письменной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью приобретает особую актуальность.

Проблема исследования. Коррекция нарушений письма у учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием традиционных логопедических мероприятий и элементов программы логопедического тренажера «Дельфа-141» является одним из условий повышения качества письма, но технология данного процесса остается недостаточно разработанной.

Объект исследования. Процесс создания, апробирования и совершенствования педагогической технологии коррекции нарушений письма у учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида путем применения традиционных методик коррекции письма и элементов программы «Развитие письменной речи» логопедического тренажера «Дельфа-141».

Гипотеза исследования. Эффективность логопедического обучения умственно отсталых учащихся начальных классов будет существенно повышена, если коррекция письма по традиционным методикам будет параллельно проводиться с использованием программ логопедического тренажера «Дельфа-141».

Целью работы являлось теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка эффективности коррекционного обучения, направленного на преодоление нарушений письма традиционными методиками параллельно с использованием программ тренажера «Дельфа-141». В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи:

1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.

2. Исследовать сформированность звукопроизношения, фонематического слуха и фонематического восприятия и выявить особенности формирования письменной речи умственно отсталых школьников.

3. Установить корреляционную зависимость между нарушением звукопроизношения, недоразвитием функций фонематического слуха и фонематического восприятия и нарушением письменной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.

4. Разработать и апробировать систему развития письменной речи с использованием программ логопедического тренажера «Дельфа-141» и адаптированных методик, способствующих преодолению нарушения звукопроизношения и письма у учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

5. Определить эффективность разработанной темы коррекции письма с использованием традиционных методик и программ компьютерного тренажера «Дельфа-141» у учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида на логопедических занятиях.

Методической и теоретической основой явились: положения общей и специальной психологии о единстве основных закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Т.А. Власова и др.), о системном подходе к анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина, В.И. Лубовский, В.А. Ковшиков и др.), положение о гуманизации интегративных процессов, о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса в специальных учреждениях (М.С. Певзнер, Т.А. Власова, Р.И. Лалаева и др.)

Методы определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относятся анализ медицинской, психолого-педагогической литературы по данной проблеме, ко вторым - изучение медицинской и психолого-педагогической документации на ребенка; наблюдение за детьми; педагогический эксперимент; процесс обучения и воспитания по разработанной системе; контроль за эффективностью проводимых коррекционно - развивающих мероприятий и оценке их результатов; систематические методы обработки материалов.

Теоретическая значимость заключается в том, что его результаты позволяют: уточнить научные представления о симптоматике и структуре речевого дефекта, наблюдаемого в условиях умственной отсталости; определить связь речевого недоразвития с несформированностью неречевых психических функций: выявить и обосновать направления, содержание и условия коррекционного воздействия апробированных методик логопедической работы с использованием программ тренажера «Дельфа-141».

Практическая значимость работы заключается в разработке содержания и в определении основных путей коррекционно-педагогической работы, способствующей развитию, устранению нарушений письменной речи и звукопроизношения у детей с умственной отсталостью, развитию функций фонематического слуха и фонематического восприятия. Разработанный методический материал может быть полезен логопедам, учителям начальных классов и воспитателям специальной (коррекционной) школы VIII вида.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: