Раздел «развитие речи»

Уровни Дидактические игры, упражнения, вопросы Критерии оценки
I. Словарный запас 1 Игра «Опиши предмет». Материал: различные предметные картинки. Содержание диагностического задания:Воспита тель показывает по одной картинке, например: шар, шапку, ведро, цветы. Просит ответить на вопросы: - Что это? (Шар.) - Какой он? (Красный, большой, воздушный.) - Что с ним можно делать? (Играть, катать по полу, под­брасывать, пинать.) 2 Дидактическая игра «Закончи предложение». Содержание диагностического задания:Воспита тель предлагает ребенку поиграть в игру «Закончи предложение». - Я буду начинать предложение, а ты - подумай, как его можно закончить. - Сахар сладкий, а перец... (горький). - Дорога широкая, а тропинка... (узкая). -Пластилин мягкий, а камень... (твердый). - Мачеха злая, а Золушка... - Карабас-Барабас злой, а Папа Карло... и т. п. 3. Задание «Расскажи о мальчиках». Материал: сюжетная картинка с изображением двух мальчи­ков: один - чистый, аккуратный, веселый, второй - неряшливый, грустный. Содержание диагностического задания: Воспита тель предлагает ребенку рассмотреть картинку с изображением двух мальчиков. Затем организовывает беседу по вопросам: - Что ты можешь сказать о мальчиках? У них одинаковое настроение? - Один мальчик веселый, а другой какой? (Грустный.) - Быть неряшливым хорошо? - А что нужно делать для того, чтобы быть чистым и опрят­ным? - А какой мальчик тебе нравится? Почему? И т.п. 1 балл - словарный запас бедный, затрудняется в подборе слов антонимов. 2 балла - понимает и употребляет слова-антони мы. Допус­кает ошибки или затрудняется в определении разнообразных свойств и качеств предметов, эстети ческих характеристик. 3 балла - ребенок активно употребляет слова, обозна чающие эмоциональные состояния (сердитый, пе чальный), этиче­ские качес тва (хитрый, добрый), эс тетические характеристики
стороны речи 1. Дидактическое упражнение «Сервируем стол». Материал: чайный сервиз (Для кукол), предметные картинкис изображением продуктов питания (муляжи). Содержание диагностического задания:Воспита тель предлагает рассмотреть посуду и ответить на вопросы. - Как можно назвать все предметы? (Обращает внимание на чайный сервиз.) - Назови известные предметы посуды. 1балл - ребенок не справляется с заданиями. 2 балла - затрудняется самостоятельно образовывать новые слова (сахар - сахарница), Осмысливает причинно-следствен­ные отношения, преимущественно в речи использует простые предложения или
II. Уровень сформированности грамматической. - Какие продукты нужны для того, чтобы угостить человека чаем? (Сахар, чай, сухарики...) - В какую посуду положить сахар?» (В сахарницу.) - А сухарики? (В сухарницу.) И т. п. - Расставь красиво посуду. - Где лежит чайная ложка? (Рядом с блюдцем или справа от блюдца.) И т. д. 2. Упражнение «Закончи предложение». Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает ребенку придумать окончание пред­ложения: «Наступила ночь и...» «Мы пошли с мамой в магазин и купили...». «Мне нравится зима, потому что...». «Мы делаем зарядку, потому что...» И т. п. 3. Дидактическая игра «Прятки». Материал: наборы игрушечных животных (медвежата, котя­та, ежата, лисята) или предметные картинки с их изображением. Содержание диагностического задания:Воспита тель расставляет игрушки (раскладывает картинки) и просит ребенка назвать группы животных. - Это лисята. - Это ежата. И т. д. Затем воспитатель просит запомнить все группы жи вотных и предлагает ребенку закрыть глаза. Воспита тель убирает одну группу игрушек. После того как ребенок открывает глаза, воспитатель просит назвать, кого не стало (медвежат, котят и т. д.). сложносочиненные, исключая сложноподчи­ненные предложения. Допускает ошибки в образовании множе­ственного числа существительных, обозначающих животных. 3 балла - ребенок образовывает новые слова по аналогии с уже знакомыми. Понимает и употребляет предлоги в речи. Осмысливает причинно-следственные отношения и составляет сложносочиненные, сложноподчиненные предложения. Пра­вильно образовывает форму множественного числа существи­тельных, обозначающих детенышей животных.
III. Уровень развития связной речи 1. Дидактическая игра «К нам пришел почтальон». Материал: сюжетные картинки «Времена года». Содержание диагностического задания:В игре могут участвовать 4 ребенка. Воспитатель подби рает открытки с несложным сюжетом, но так, чтобы было понятно, в какое время года происходит дейс твие. Воспитатель сообщает, что почтальон принес всем детям открытки. Получив открытку, дети не должны показывать ее друг другу. Нужно рассказать о сюжете так, чтобы было понятно, в какое время года происхо­дит действие. 2. Дидактическая игра «Расскажи об игрушке». Материал: набор разных игрушек: машинка, мяч, кукла, зай­чик и др. Содержание диагностического задания:Воспита тель показывает игрушки и предлагает образец рас­сказа об одной из них. Повторяет его еще раз, обра щая внима­ние на план описательного рассказа. За тем предлагает описать любую из игрушек по такому же плану. 3.Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зер­нышко». 1 балл - ребенок не может даже при помощи взрослого рас­сказать о содержании сюжетной картинки. Не способен по об­разцу описать игрушку. Во время драматизации сказки преиму­щественно пользуется ситуативной речью, жестами. 2 балла - ребенок составляет рассказ с помощью наводящих вопросов. Отмечаются единичные случаи нарушения последова­тельности в описании признаков. С помощью взрослого драма­тизирует знакомую сказку. 3 балла - ребенок подробно рассказывает о содержании сю­жетной
  Содержание диагностического задания: Воспи татель достает из сказочного сундучка курочку, пе­тушка, бобовое зернышко. - Как ты думаешь, из какой сказки данные герои? - Что произошло с петушком? - Как ты думаешь, почему петушок подавился? - К кому сначала побежала курочка за помощью? - Для чего нужно было маслице? (Проводится крат кая беседа по сказке, для того чтобы вспом­нить ее содержание.) Затем воспитатель предлагает ребен ку обыграть сказку с использованием наст. театра. картинки, последовательно составляет рассказ об иг­рушке. Умеет драматизировать отрывки из знакомой сказки.
IV. Звуковая культура речи. Дидактическое упражнение «Выдели первый звук в слове». Содержание диагностического задания:Воспита тель предлагает поиграть в слова. Просит ребенка внимательно слушать, как он голосом будет выделять первый звук. ООО-ля, ААА-стра, УУУ-тка и др. При повторе слов просит назвать первый звук. 1балл - большое количес тво звуков произносит с искаже­нием, затрудняется в выделении первого звука. 2балла - не все звуки произносит чисто, выде ляет первый звук. 3балла - осмысленно рабо тает над собственным произно­шением, выделяет первый звук в слове. Высокий уровень 10-12б Средний уровень - 6-9 б Низкий уровень - 4-5 баллов.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: