Для понимания идей личностного развития в христианстве необходимо вкратце остановиться на основных положениях богословской антропологии - христианского учения о человеке. (Заметим, что изучение этой дисциплины могло бы значительно обогатить современную психологию, но этому препятствует недостаток взаимного диалога между специалистами.) Постулаты христианской антропологии [Позов Н., 1965-1966] излагаются здесь предельно кратко и упрощенно.
1. Слово «личность» по отношению к человеку в христианской антропологии употребляется с некоторой долей условности, так как полном смысле Личностью является только Богочеловек Иисус Христос. (Иногда человека называют пре-личностью [Хоружий С.С. - 19941.) Человеческая личность творится Богом в момент зачатия и является причиной и истоком человеческой индивидуальности. Каждый человек есть образ Божий, призванный к уподоблению Ему.
2. Все люди несут на себе последствия первородного греха и личных (нераскаянных) грехов. Это приводит к отсутствию цельности в человеческой личности и порабощению греховными страстями. (Святые Отцы называют восемь главных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, тщеславие, гордость, гнев, печаль, уныние.) Применительно к психологической терминологии страсти имеет смысл отождествлять не с потребностями, а с акцентуациями и аффективными проявлениями.
3. Человеческая личность мыслится как тримерия тела, души и духа, которые, вследствие падшести человека, лишены иерархии и приобрели «автономность». (Для примера: автономность какого-либо органа - это его неподчинение целостному организму, проще говоря, болезнь.) Отдельные свойства человека также приобрели автономность, что привело к появлению внутренней борьбы, конфликтов. «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7, 15). (Все цитаты из Библии приводятся в синодальном переводе по общепринятой схеме: сокращенное название книги, глава, стих.) «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 19). В современном человеке его Я обособилось от голоса духа, совести.
Таким образом, в христианской антропологии личность - это целостность человека, ни тело, ни дух не исключены из личности. Человеческая личность понимается динамически, как путь уподобления человека Богу. В каждый момент жизни христианин может находиться в разных точках этого пути и двигаться в любом направлении.