Основные положения христианской антропология

Для понимания идей личностного развития в христианстве необходимо вкратце остановиться на основных положениях богословской антропологии - христианского учения о человеке. (Заметим, что изу­чение этой дисциплины могло бы значительно обогатить современную психологию, но этому препятствует недостаток взаимного диалога ме­жду специалистами.) Постулаты христианской антропологии [Позов Н., 1965-1966] излагаются здесь предельно кратко и упрощенно.

1. Слово «личность» по отношению к человеку в христианской антропологии употребляется с некоторой долей условности, так как полном смысле Личностью является только Богочеловек Иисус Христос. (Иногда человека называют пре-личностью [Хоружий С.С. - 19941.) Человеческая личность творится Богом в момент зачатия и яв­ляется причиной и истоком человеческой индивидуальности. Каждый человек есть образ Божий, призванный к уподоблению Ему.

2. Все люди несут на себе последствия первородного греха и лич­ных (нераскаянных) грехов. Это приводит к отсутствию цельности в человеческой личности и порабощению греховными страстями. (Свя­тые Отцы называют восемь главных страстей: чревоугодие, блуд, среб­ролюбие, тщеславие, гордость, гнев, печаль, уныние.) Применительно к психологической терминологии страсти имеет смысл отождествлять не с потребностями, а с акцентуациями и аффективными проявления­ми.

3. Человеческая личность мыслится как тримерия тела, души и ду­ха, которые, вследствие падшести человека, лишены иерархии и при­обрели «автономность». (Для примера: автономность какого-либо ор­гана - это его неподчинение целостному организму, проще говоря, болезнь.) Отдельные свойства человека также приобрели автоном­ность, что привело к появлению внутренней борьбы, конфликтов. «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что нена­вижу, то делаю» (Рим. 7, 15). (Все цитаты из Библии приводятся в си­нодальном переводе по общепринятой схеме: сокращенное название книги, глава, стих.) «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которо­го не хочу, делаю» (Рим. 7, 19). В современном человеке его Я обосо­билось от голоса духа, совести.

Таким образом, в христианской антропологии личность - это це­лостность человека, ни тело, ни дух не исключены из личности. Чело­веческая личность понимается динамически, как путь уподобления человека Богу. В каждый момент жизни христианин может находиться в разных точках этого пути и двигаться в любом направлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: