Учитель начальных классов МОУ СОШ № 12 г. Рыбинска Ярославской области Галунова Елена Николаевна.
Подготовка и проведение урока-исследования по русской народной сказке «Курочка ряба».
Этап: Сбор сведений.
Фрагмент урока.
Обобщение по теме «Такой незнакомый знакомый мир».
Работа со шмуцтитулом (соотнесение произведений).
Учитель: Ребята, сегодня мы заканчиваем работу по теме «Такой незнакомый знакомый мир». Какие произведения вам запомнились, понравились, удивили...
Ребята разглядывают еще раз шмуцтитул, называют произведение, автора, и чем это произведение понравилось или запомнилось
Миша А.: Я нашел ошибку, тут изображена курочка ряба, а мы в этой главе эту сказку не читали.
Варя Т.: Эта сказка была в другой главе и называлась она «Яичко».
Юля К.: А я знаю другую сказку про курочку рябу.
Дима В.: А у меня книжка есть про курочку рябу, мне ее мама в детстве читала, я могу ее завтра принести.
Анна У.: А у меня есть литературная сказка «Про курочку рябу», я тоже принесу.
Учитель: Ребята, давайте найдем сказку (сказки), где использован общеизвестный сюжет сказки «Курочка ряба», «откроем» для себя эту сказку заново.
Дети сами устанавливают сроки подготовки к следующему этапу (3-5 дней).
Этап: Работа с русской народной сказкой «Курочка ряба» в обработке писателя А.Толстого.
Фрагмент урока № 1.
Знакомство с русскими народными сказками, построенные по одной сюжетной линии «Курочка ряба». Дети выясняют имя обработчика произведения, сборник в котором встретилось оно, год издания и др. Некоторые малоизвестные произведения читаем в классе.
Учитель: Я тоже нашла очень интересную, но мудреную сказку, не поможете ли мне разобраться с ней. (Предлагаю познакомиться со сказкой «Курочка ряба» в обработке А.Толстого.)
Дети читают сказку и понимают, что многие слова непонятны, под рукой нет словарей, чтобы понять сказку, надо выяснить лексическое значение неизвестных слов, договариваются о сроках выполнения этой работы.
Фрагмент урока № 2.
Работа со словарями, выяснение лексического значения неизвестных слов, дети делятся информацией, которую сумели добыть.
этап: Урок - исследование.
Тема: Русские народные сказки «Курочка ряба», «Яичко».
Сравнение сюжетных линий, композиций, характеристика героев.
Задачи урока:
n Исследование вариантов русской народной сказки «Курочка ряба», «Яичко» с целью выяснения причин появления такого многообразия сказок, задач написания данных вариантов.
n Продолжение формирования умения работать в группах по технологическим картам.
n Развитие аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы.
Оформление доски:
- эпиграф «Мир просит тебя открой меня заново»;
- гипотеза «Почему появились разные варианты сказок?»;
- волшебное пространство, построенное с некоторыми ошибками.
Оборудование: тексты сказок, конверты с карточками для построения волшебного пространства, карточки для составления технологической карты, карточка с символическим изображением лупы.
Организация: столы расставляются для работы в группах.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Основная часть урока
1. Предмет исследования. Актуализация знаний: Что я уже знаю?
1) Работа с эпиграфом: Мир просит тебя: «Открой меня заново».
Учитель: Прочитайте эпиграф урока, объясните, как вы его понимаете.
Андрей К.: Будем перечитывать уже знакомые нам произведения.
Лиза. К.: В знакомых для нас произведениях будем искать новое, неизвестное.
Таня Б.: Будем «читать между строк».
2) Учитель: С каким материалом мы будем работать сегодня на уроке? Что мы приготовили сегодня на урок?
Дети называют заголовки русских народных сказок, имена обработчиков, а также литературные произведения и их авторов, в которых использован тот же сюжет. Затем из всех произведений учащимся предлагается выбрать любые три варианта сказки, которые все знают, и с которыми они хотели бы работать. Учащиеся выбирают сказки, учитель выставляет их на книжные подставки, каждой присваивается номер варианта. Этими произведениями стали:
Русская народная сказка в обработке А.Толстого «Курочка ряба». - Серия: Библиотека детского сада. - М.: Малыш, 1976. (1 вариант)
Русская народная сказка «Яичко» в обработке Ф.Афанасьева. Учебник для 3 класса. Чуракова Н.А. Литературное чтение. Часть I. -
Самара: Издательский дом «Федоров», Корпорация «Федоров», 2000. - с. 71. (2 вариант)
Русская народная сказка в обработке А.Толстого «Курочка ряба». - Сборник русских народных сказок в обработке писателей. - М.: «Художественная литература». - 1981. - с. 46. (3 вариант)
3) Сравнение сказок «на первый взгляд».
Учитель: Одинаковы ли сказки?
Дима П.: Сказки очень похожи, у них одинаковые герои.
Илья Б.: Нет, они по-разному заканчиваются.
Выслушиваются мнения других ребят, которые принимают ту или иную точку зрения.