Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………...7

Тематический план………………………………….....................................8

Содержание курса………………………………..…………………………14

Список основной учебной литературы……………………………………55

Формы контроля…………………………………………………………….56

Изменения и дополнения…………………………………………………...58


1. Цели освоения дисциплины.

Историко-литературный период - вторая половина Х1Х века - характеризуется как эпоха расцвета романа. Конец 50-х до середины 70-х гг. Х1Х века - период подъема, "эпоха возрождения", по определению М.Е. Салтыкова-Щедрина, в русской культуре. При изучении литературы этого периода студенты должны получить представление как об историко-литературном процессе в целом, о жанровой динамике в процессе литературной эволюции, так и о творческой индивидуальности писателей, чье творчество проявилось в данную эпоху.

Поскольку главной задачей курса является, прежде всего, изучение творческого пути выдающихся русских писателей в историко-литературном контексте эпохи, ряд тем данного курса изучается монографически - творчество Л. Н.Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова. Данные темы выходят за рамки изучаемого периода литературы, поэтому вопросу периодизации при изучении этого курса придается важное значение. Особенности историко-литературного процесса середины Х1Х века предопределяют необходимость выделения вопроса о типологии реалистического романа, и цикла. Рассмотрение монографических тем в контексте эпохи предполагает формирование целостного представления об особенностях развития реализма в этот период. Преподавание и изучение курса истории русской литературы на филологическом факультете предопределяют необходимость особо акцентировать вопрос о связях и взаимовлиянии произведений русской и западно-европейской литературы, в большей степени английской и французской.

Особо выделен в рамках курса период восьмидесятых годов Х1Х века, поскольку этот период приобретает итоговый характер, с одной стороны, и в то же время, становится эпохой, когда формировались новые качества русской прозы, которые проявились и развивались в дальнейшем.

Жанровая система реализма во второй половине Х1Х века необычайно сложна и характеризуется расцветом романа (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский), широким распространением прозаического цикла (сатирического, очерково-публицистического в творчестве М.Е. Салтыкова- Щедрина, Г. Успенского). В кризисный период 1880-х ведущее место приобретают малые жанры (прозаические) - рассказ, повесть, психологическая новелла. Традиционная жанровая структура повести трансформируется, поскольку повесть перенимает в "переходный период" функции романа. Писатели нового литературного поколения - В.М. Гаршин, В.Г. Короленко создают преимущественно повести и рассказы, причем в и творчестве происходит обогащение реализма романтическими тенденциями, появляются такие жанровые формы, как легенда, сказка, аллегория, лирическая миниатюра В многообразном творческом наследии одного из самых оригинальных русских писателей - Н.С. Лескова - наряду с романами большое место занимает особый тип повести - сказовая повесть. Преобладанием малых прозаических жанров отмечено творчество А.П. Чехова, в котором одновременно сосуществуют проза и драматургия. Драматургии в рамках лекционного курса уделяется особое внимание. Рассматриваются две большие темы: драматургия Л.Н. Толстого («Плоды просвещения», «И свет во тьме светит», «Живой труп») и драматургия А.П. Чехова. Преподавание курса предполагает необходимость восприятия изучаемого материала в соотнесенности с предшествующими курсами истории литературы и подготовкой студентов к пониманию тех перспектив развития литературного процесса, которые будут изучаться ими на следующих этапах обучения.

Чтение художественных текстов, среди которых такие объемные произведения как "Война и мир", "Анна Каренина", «Воскресение» Л.Н. Толстого, «Идиот", "Бесы", "Братья Карамазовы", Ф.М. Достоевского, "История одного города", "Господа Головлевы" М.Е. Салтыкова-Щедрина, представляет одну из самых значительных трудностей курса. Поэтому в задачи курса входит не только освоение научной базы, но и необходимость активизации навыков литературоведческого анализа. Проблемный характер изучаемого материала предопределяет задачу развития творческих способностей студентов.

В результате изучения материала студенты должны усвоить основные реалии и факты развития литературы второй половины Х1Х века, представлять особенности и специфику историко-литературного процесса в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, знать основной корпус художественных произведений ориентироваться в научной справочной учебно-методической литературе уметь ею правильно пользоваться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: