Тема 1.5. Правовые основы охраны труда

Обеспечение приоритета сохранения здоровья и жизни работников по отношению к любым другим результатам трудовой деятельности — один из главных общечеловеческих принципов. Он соответствует:

* Всеобщей декларации прав человека;

* Международному пакту об экономических, социальных и куль­турных правах;

* Декларациям и конвенциям Международной организации тру­да, международным обязательствам Российской Федерации, принятым в рамках ОБСЕ;

* Конвенции Содружества Независимых Государств (СНГ) о пра­вах и основных свободах человека;

* Конституции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации определяет обязанность го­сударства, как гаранта справедливой социальной политики, коорди­натора интересов всего общества, защищать право каждого челове­ка на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены труда.

Трудовой кодекс Российской Федерации уста­навливает основные направления государственной политики в облас­ти охраны труда и закрепляет принципы решения сформулирован­ных задач путем разработки и реализации целевых (федеральных, отраслевых и территориальных) программ улучшения условий и ох­раны труда.

Правовое регулирование охраны труда осуществляется на основе федеральных законов и иных нормативных правовых актов Россий­ской Федерации, а также ее субъектов.

Регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Рос­сийской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляют трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права:

• Трудовой кодекс Российской Федерации;

• иные федеральные законы;

• указы Президента Российской Федерации;

• постановления Правительства Российской Федерация и нор­мативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

• конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

• акты органов местного самоуправления и локальные норма­тивные акты, содержащие нормы трудового права.

В Кодексе вид источников норм трудового права и их юриди­ческая сила определены в зависимости от иерархии государственных органов и их компетенции.

Нормы трудового права, содержащиеся в законах, должны соот­ветствовать Кодексу.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Кодексу и иным феде­ральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнитель­ной власти, содержащие нормы трудового права, не должны проти­воречить Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Россий­ской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Кодексу, иным федеральным законам, указам Прези­дента Российской Федерации, постановлениям Правительства Россий­ской Федерации и нормативным правовым актам федеральных ор­ганов исполнительной власти.

Акты органов местного самоуправления и локальные норматив­ные акты, содержащие нормы трудового права, не должны проти­воречить Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов ис­полнительной власти, законам и иным нормативным правовым ак­там субъектов Российской Федерации.

В случае противоречий между Кодексом и иными федеральны­ми законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон противоречит Кодексу,
то этот федеральный закон применяется только при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в Кодекс.

Основные направления в области государственной политики: (ст. 210 ТК РФ)

· обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

· принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

· государственное управление охраной труда;

· государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

· государственная экспертиза условий труда;

· установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

· содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

· профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

· расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

· координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

· распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

· участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

· подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;

· организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

· обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

· международное сотрудничество в области охраны труда;

· проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

· установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: