Обеспечение приоритета сохранения здоровья и жизни работников по отношению к любым другим результатам трудовой деятельности — один из главных общечеловеческих принципов. Он соответствует:
* Всеобщей декларации прав человека;
* Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах;
* Декларациям и конвенциям Международной организации труда, международным обязательствам Российской Федерации, принятым в рамках ОБСЕ;
* Конвенции Содружества Независимых Государств (СНГ) о правах и основных свободах человека;
* Конституции Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства, как гаранта справедливой социальной политики, координатора интересов всего общества, защищать право каждого человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены труда.
Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает основные направления государственной политики в области охраны труда и закрепляет принципы решения сформулированных задач путем разработки и реализации целевых (федеральных, отраслевых и территориальных) программ улучшения условий и охраны труда.
|
|
Правовое регулирование охраны труда осуществляется на основе федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также ее субъектов.
Регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляют трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права:
• Трудовой кодекс Российской Федерации;
• иные федеральные законы;
• указы Президента Российской Федерации;
• постановления Правительства Российской Федерация и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
• конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
• акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.
В Кодексе вид источников норм трудового права и их юридическая сила определены в зависимости от иерархии государственных органов и их компетенции.
Нормы трудового права, содержащиеся в законах, должны соответствовать Кодексу.
Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Кодексу и иным федеральным законам.
Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.
|
|
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В случае противоречий между Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс.
Если вновь принятый федеральный закон противоречит Кодексу,
то этот федеральный закон применяется только при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в Кодекс.
Основные направления в области государственной политики: (ст. 210 ТК РФ)
· обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
· принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
· государственное управление охраной труда;
· государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
· государственная экспертиза условий труда;
· установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
· содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
· профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
· расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
· защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
· установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
· координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
· распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
· участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
· подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;
· организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
· обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
· международное сотрудничество в области охраны труда;
|
|
· проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
· установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.