Перечислите формы построения занятий ФУ, укажите их общие и отличительные черты, приведите и кратко охарактеризуйте структуру занятий

Под формами занятий ФУ понимают способы организации учебно – воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи преподавателя и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий. По особенностям организации и способам руководства занятия по ФВ подразделяются на 2 группы – урочные и неурочные. Урочные формы – это занятия, проводимые преподавателем с постоянным составом занимающихся. К ним относятся: уроки ФК, проводимые преподавателями по гос. программам в ОУ, где ФК явл. обязательным предметом (школа, ВУЗ и т.д.); Сп. – тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта. Неурочные формы – это занятия, проводимые как специалистами, так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся: - Малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используемые для оперативного (текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера; - Крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продолжительные, одно- и многопредметные (комплексные) по содержанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоровительно – реабилитационного или рекреационного характера; - Соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультурно – спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая подготовленность и т.п. (например, система официальных соревнований, отборочные соревнования, первенства, чемпионаты, контрольные прикидки или соревнования и др.). Малые формы занятий отличаются от крупных относительно узкой направленностью, сравнительно небольшой продолжительностью во времени, незначительной дифференцированности структуры, относительно невысоким уровнем функциональных нагрузок. Структура занятия. Урочные формы. Подготовительная часть урока. Первостепенную роль играют вводно - организующие и установочные действия, общая и специальная разминка, являющиеся своего рода стержневыми компонентами этой части урока. Групповое урочное занятие в физическом воспитании тради­ционно принято открывать вводным ритуалом, включающим, как правило, общее построение группы, рапорт веду­щему, взаимное приветствие. В различных условиях этот ритуал, естественно, видоизменяется, главным образом в зависимости от особенностей контингента занимающихся, но в принципе не теряет своего значения. Такое введение в урок, несомненно, способствует консолидации группы, настройке на дело, установлению соответ­ствующего стиля взаимоотношений между педагогом и учениками. Обычно, в самом начале, подготовительной части педа­гог предметно ориентирует занимающихся на выполнение главной задачи урока, опираясь на сообщенную ранее информацию. Эта вводная постановка главной задачи должна быть конкретной, но свободной от лишних подробностей; детализировать же ее в виде частных задач уместнее в процессе специальной разминки и во время основной части урока. Наиболее значительную долю времени и энергии, затрачиваемых в подготовительной части урока, приходится уделять разминке, которая в норме должна представлять собой комплекс достаточно строго регламентированных по направленности и величине нагрузки упражнений, последовательно, оперативно и в то же время без излишнего форсирования подготавливающих системы организма к выполнению главного в уроке. Общая разминка представляет собой относительно не­специфичный раздел разминки, цель которого — с необходимой постепенностью активизировать функции мышечной, сердечно-сосудистой и других систем организма, обеспечивающих двигательную деятельность, вызвать оперативные функциональные сдвиги, способствующие эффективной реализации двигательных возможностей, в том числе разогревание мышц, создать тем самым благоприятный фон для результативного и безопасного выполнения последующих действий, отличающихся повышенной интенсивностью, координационной сложностью, широтой амплитуды движений. Чаще всего используются в разминке гимнасти­ческие упражнения без предметов и с предметами, позволяющие избирательно воздействовать на различные мышечные группы, сочленения и связки опорно-двигательного аппарата, поочередно прорабатывая их, а также циклические и некоторые комбиниро­ванные упражнения (например, ходьба и бег, комбинированные с маховыми, вращательными, прыжковыми и другими движениями), нагрузка при выполнении которых поддается четкой регламентации. Суть специальной разминки заключается в обеспечении специфически профилированного оптимального врабатывания систем организма в направлении, адекватном особенностям следующей за ней деятельности. Используются подводящие упражнения, имеющие общность с двигательными действиями, которые будут разучиваться в осн. части урока. t подг. части – величина не стандартная и зависит от вида занятия, его продолжительности. Например, в часовом урочном занятии подг. части уделяют примерно от 7-10 до 15 мин. Сущ. формы общей организации поведения занимающихся в подг. части. Это фронтальная и дифференцировочно – групповая формы. Во фронтальной части занимающиеся синхронно выполняют упражнение под общим руководством ведущего. Такая организация позволяет ведущему видеть всех в равной мере. Но здесь не осуществляется индивидуальный подход, хотя в отдельных моментах его можно осуществить. При второй форме занимающиеся подразделяются на отделения и выполняют свои задания. Основная часть урока. Направлена на решение одной главной задачи. В ФВ однонаправленный урок строится чаще всего по закономерностям углублённого разучивания сложных двигательных действий либо по закономерностям обеспечения достаточно значительного трен. эффекта. В практике ФВ в большинстве случаев приходится строить комплексный урок с выделением в его основной части разделов, ориентированных на поочерёдное решение неоднозначных задач. При общей организации деятельности занимающихся чаще других используется дифференцировочный способ регламентации урока с подразделением группы на отделения, каждое из которых последовательно выполняет дифференцированно поставленные задачи под общим наблюдением преподавателя. Необходимо следить за моторной плотностью урока. Характер распределения нагрузки зависит от содержания и режима доминирующей в ней деятельности. t осн. части – величина не постоянная. В часовом уроке ФВ она составляет около 2/3 времени. Закл. часть урока. Носит восстановительную направленность. Важно подытожить обобщённые оценки того, насколько удалось решить намеченные задачи, и сориентировать занимающихся на очередные задачи. t закл. части – величина не стандартная. В часовом урочном занятии на закл. часть выделяют около 3 – 5 мин. Неурочные формы. Малые формы. УГГ. Осн задача – оптимизировать переход от продолжительного отдыха к повседневной жизнедеятельности. Основой УГГ явл. разминка. Задачи – формирование и сохранение осанки, поддержание достигнутого уровня развития отдельных двиг. качеств и общей тренированности и др. Вводная гимнастика. Это комплекс из 5 – 8 несложных гимн. упражнений, выполняемых в течение 5 – 7 мин. перед началом рабочих операций. Физкультпаузы и физкультминутки. Представляют собой переключение с одного вида деятельности на другой. Продолжительность – 1- 2 мин. и микропаузы – 20 – 30 сек. Крупные формы. Самостоятельные занятия – 3-4 раза в неделю по 1 часу. Они требуют от занимающихся определённой «физкультурной грамотности», особенно методического характера, для правильного построения занятия, корректного регулирования нагрузки, осуществления самоконтроля. И физкультурно – рекреативные формы занятий с менее жестким регламентом, чем тренировочные и др. занятия. К ним можно отнести занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, ушу, турпоходы, ходьбу на лыжах, массовые игры и т.п. Осн. характерные черты этих занятий: умеренность нагрузки без кумулятивного утомления; отсутствие жёсткой регламентации; свободное варьирование поведения. Соревновательные формы. 1). Собственно спортивные соревнования, предполагающие максимальную реализацию возможностей занимающихся. Для них присущи: чёткая регламентация предмета, способов и условий состязаний официальными правилами, регулирования порядка состязаний, наличие судейства и др.; 2). Соревновательные формы занятий (например, контрольные уроки, зачёты, сдача нормативов и др.). Здесь признаки, присущие спорту, частично отсутствуют либо менее выражены. В зависимости от численного состава занимающихся ФУ различают индивидуальные и групповые формы занятий. Занятия неурочного типа в отличие от урочного осуществляются на основе полной добровольности. Выбор конкретной неурочной формы занятий в значительной степени определяется интересами и склонностями занимающихся.


94. Физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста. Организм детей первых лет жизни значительно отличается от организма людей более старшего возраста. Различные зоны коры созревают не одновременно. Быстрее всего формируются функциональные системы, включающие вертикальные связи между корой и периферическими органами.

Для НС у детей младшего школьного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов, что приводит к широкой иррадиации возбуждения по коре и недостаточной координации движений. При слабости корковых процессов у детей преобладают подкорковые процессы возбуждения. Дети в этом возрасте легко отвлекаются при любых внешних раздражениях. В такой чрезвычайной выраженности ориентировочной реакции отражается непроизвольный характер их внимания.

Схема тела формируется у ребёнка к 6-ти годам, а более сложные пространственные представления – к 9-10 годам, что зависит от развития полушарий мозга и совершенствования сенсомоторных функций.

ВНД детей младшего школьного возраста характеризуется медленной выработкой отдельных условных рефлексов и формирования динамических стереотипов, а также особенной трудностью их переделки. В младшем школьном возрасте уже возникают преобладающие влияния коры на подкорковые процессы, усиливаются процессы внутреннего торможения и произвольного внимания, появляется способность к освоению сложных программ деятельности, формируются характерные индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности ребёнка.

При переходе к младшему школьному возрасту по мере улучшения взаимосвязи зрительной информации и двигательного опыта улучшается оценка глубины пространства. Поле зрения резко увеличивается с 6 лет, достигая к 8 годам взрослых величин. К возрасту 10-12 лет формирование зрительной функции в основном завершается.

Слуховая сенсорная система ребёнка имеет важнейшее значение для развития речи, обеспечивая не только восприятие речи посторонних лиц, но и играя формирующую роль системы обратной связи при собственном произнесении слов. Однако острота слуха у детей в 7-13 лет всё ещё хуже, чем в 14-19 лет, когда достигается наиболее высокая чувствительность.

С возрастом у ребёнка анализ вестибулярных раздражений совершенствуется, а возбудимость вестибулярной сенсорной системы понижается. При этом многие дети проявляют высокую вестибулярную устойчивость к вращениям и поворотам.

Мышечная масса детей невелика. В 7-8 лет она составляет 27%. В первые годы жизни (до 9-10 лет) ребёнка тонус мышц-сгибателей превышает тонус разгибателей. Среднее увеличение массы тела в этот период 3-3,5 кг в год. Длина тела увеличивается более чем масса. Крупные мышцы развиты лучше мелких. Позвоночный столб очень подвижен. Суставы подвижны, связочный аппарат эластичен. Лишь с возраста 6-7 лет прирост силы оказывается больше прироста массы тела, и начинает нарастать относительная сила мышц. При этом увеличиваются прыгучесть и скоростно-силовые возможности детей. Характерна высокая двигательная активность – 12-16 тысяч движений в день.

Количество крови приближается к взрослому уровню в период младшего школьного возраста. По мере взросления детей в их крови повышается количество эритроцитов и гемоглобина, а количество лейкоцитов снижается. Сердце детей первых лет жизни отличается малыми размерами и шаровидной формой. Рост его объёма следует за ростом массы тела. Минутный объём крови у 4-11-летних детей примерно в 2 раза меньше, чем у взрослых. Небольшие размеры сердца и слабость сердечной мышцы определяют малый систолический объём крови, а в сочетании с высокой эластичностью и широким просветом сосудов – низкий уровень артериального давления. Выраженное в этом возрасте преобладание симпатических влияний на сердце обуславливает высокую ЧСС в состоянии покоя (около 90 уд/мин). Дыхание у детей частое и поверхностное.

Укажите, в чем заключается физиологическое значение предстартовых и стартовых состояний. Опишите такое состояние как «предстартовая лихорадка» и физиологические механизмы его формирования. Перечислите пути и дайте физиологическое обоснование управления предстартовым состоянием.

В ходе систематической тренировки организм спортсмена испытывает ряд различных функциональных состояний, тесно взаимосвязанных друг с другом, где каждое предыдущее влияет на протекание последующего. До начала работы у спортсмена возникает предстартовая и собственно стартовое состояние, к которым присоединяется влияние разминки; от качества разминки и характера предстартового состояния зависит скорость и эффективность врабатывания в начале работе, а так же наличия или отсутствия мертвой точки. Эти процессы определяют в свою очередь степень выраженности и длительность устойчивого состояния, а от него зависит скорость наступления и глубина развития утомления, что далее обуславливает особенности процессов восстановления. В зависимости от успешности протекания восстановительных процессов у спортсменов перед началом следующего тренировочного занятия или соревнования проявляется те или иные формы предстартовых реакций, что опять-таки будет определять последующую двигательную деятельность. Предстартовое состояние возникает за несколько часов и даже дней до соревнования и состоит в увеличении функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, ЦНС эндокринной системы и других систем управления и жизнеобеспечения. Стартовое состояние возникает за несколько минут до старта или начала выполнения упражнения и состоит в более высоком чем в предстартовом состоянии, увеличиваются функции ССС, ДС, ЦНС, ЭС. Физиологический смысл предстартового и стартового состояния состоит в обеспечении успешной адаптации организма к предстоящей работе. Физиологические механизмы этих состояний условно-рефлекторной. Условными раздражителями для стартовых состояний являются зрительные раздражители (стадионы, дорожки, трибуны); для предстартовых – слова, образы, мысли. Возбуждение со зрительного или слухового рецептора идет в корковую зону зрительного или слухового анализатора. Далее возбуждение (нервный импульс) распространяется на моторные зоны коры головного мозга, а с них на вегетативные нервные центры по моторно-весцеральным путям. Вследствие этих воздействий срабатывают моторно-висцеральные рефлексы, усиливающие функции ССС, ДС и др. систем. Кроме того возбуждение с моторных зон распространяется на гипоталамус, которые активируют деятельность надпочечников. Последние, усиливают продукцию катехоламинов (адреналина и норадреналина), усиливающих расщепление гликогена в печени, что повышает уровень глюкозы в крови еще до начала работы.

Предстартовая лихорадка проявляется в виде потери аппетита, нарушения сна, нарушение регуляции сосудистого тонуса, расстройства функции кишечника (запоры, понос). В случае возникновения предстартовой лихорадки возбудимость мозга через мерно повышена, что вызывает нарушение тонких механизмов межмышечной координации, излишнее энерготраты и преждевременный дорабочий расход углеводов, избыточные кардиореспираторные реакции. При этом у спортсменов отмечена повышенная нервозность, возникают фальстарты, а движения начинаются в неоправданно быстром темпе и в скорее приводят к истощению ресурсов организма.


Укажите направленность и содержание физ воспит учащихся младших классов. Перечислети основные средства и методы физ воспит. Перечислети контрольные упражнения для опред развития физич качеств учащихся.

С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6—7 лет объем двигательной активнос­ти сокращается на 50%.

В период учебных занятий двигательная активность школьни­ков не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспе­чить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.

Ученые установили, какой объем суточной двигательной ак­тивности необходимо обеспечить детям при выполнении ими раз­ных видов физических упражнений. В зависимости от содержания за урок физической культуры может быть обеспечено до 43—57% суточного числа движений. После учебных занятий в школе дети должны не менее 1,5—2,0 ч провести на воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях.

Младший школьный возраст является наиболее благоприят­ным для развития физических способностей (скоростные и коор­динационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интен­сивности),

В возрасте 7—10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, вы­является специфика индивидуальных моторных проявлений, пред­расположенность к тем или иным видам спорта. А это создает ус­ловия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ори­ентации детей школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования.

Задачи ФВ. 1) укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому разви­тию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внеш­ней среды; 2). овладение основами разнообразных жизненно важных дви­жений;3) развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирова­ние в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей; 4). формирование элементарных знаний о личной гигиене, ре­жиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоро­вья; работоспособность и развитие двигательных способностей; 5) выработка представлений об основных видах спорта, о при­меняемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил тех­ники безопасности во время занятий; 6) приобщение к самостоятельным занятиям ФУ, подвижными играми, использование их в сво­бодное время на основе формирования интересов к определен­ным видам двигательной активности и выявления предрасполо­женности к тем или иным видам спорта; 7) воспитание дисциплинированности, доброжелательного от­ношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Средства физического воспитания. упражнения, включен­ные в программы по ФВ образовательных учреждений.

Гимнастические и акробатические упражнения: 1) простейшие виды построений (в шеренгу, колонну по одному, круг) и перестроений (по звень­ям, по заранее установленным местам, из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две и тд.); 2) ОРУ без предметов и с разнообразными предмета­ми; 3) упражнения в лазаний (по гимнастической стенке и канату, по наклонной скамейке) и перелазании (через горку ма­тов, гимнастическую скамейку, гимнастическое бревно); 4) в равновесии (стойка на одной ноге на полу и гимнастической скамейке, ходьба по гимнастической; 5) несложные акробатические упражнения (группировка, перекаты в группи­ровке, кувырок вперед, кувырок в сторону, кувырок назад, стой­ка на лопатках и др.);

Легкоатлетические упражнения: 1) ходьба (обычная, на нос­ках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук и др.); 2» бег с максимальной скоростью до 60 м; 3) бег в равно­мерном темпе до 10 мин; 4) челночный бег 3х5, 3х10 м; 5) прыжки в длину с разбега с 7—9 шагов; 6) прыжки на одной и двух ногах на месте, с поворотом на 90—360°, с продвижением вперед на одной и двух ногах; 7) эстафеты с бегом на скорость и прыжками 8) метание малого мяча на дальность и в цель из разных исход­ных положении правой и левой руками. Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме, которые должны доставлять детям радость и удовольствие.

Лыжная подготовка: 1) скользящий и ступающий шаг; 2) пере­движение попеременным двухшажным ходом; 3) подъемы и спуски с небольших склонов; 4) повороты на лыжах на месте и в движе­нии; 5) прохождение учебных дистанции (1—2 км).

Плавание-. 1) специальные плавательные упражнения для ос­воения с водной средой (погружение в воду с открытыми глаза­ми, задержка дыхания под водой и выдох в воду, «поплавок», скольжение на груди, спине и др.); 2) движения ног и рук при плавании способами кроль на груди, кроль на спине или брасс;3) проплывание одним из способов 25—50 м.

Подвижные игры. Их содержание составляют двигательные дей­ствия, которые хорошо освоены школьниками. Учебной програм­мой предлагается определенное количество подвижных игр, на­правленных на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельности действий.

Основной фор­мой занятий физическими упражнениями в начальной школе яв­ляется урок физической культуры, который строится в соответ­ствии с общими педагогическими положениями, а также с мето­дическими правилами физического воспитания. Специфика задач и содержания программы по физическому воспитанию обусловли­вает некоторые особенности урока физической культуры с уче­том возрастных особенностей занимающихся.

1. Для младшего школьного возраста ведущими на уроке явля­ются задачи совершенствования естественных двигательных дей­ствий (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и т.п.).2. На одном уроке целесообразно решать не более 2—3 задач, связанных с усвоением или совершенствованием учебного мате риала.3. Чем младше класс, тем больше внимания уделяется укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки.4. На каждом уроке обязательно проводятся подвижные игры, Игровой материал должен занимать примерно половину общего времени занятий с детьми в возрасте до 10—11 лет.5. При обучении учащихся основным видам движений следует большое внимание обращать на правильность и точность выпол­нения упражнений (школа движений), а также сочетать процесс обучения с воспитанием двигательных качеств.

Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. Расчлененный метод имеет вспомогательное значение.

При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как делать- Поэтому двигательная за­дача должна ставиться в конкретной форме: например, поймать, догнать, попасть в кольцо и т.д.

В возрасте 8—11 лет на занятиях целесообразно применять преимущественно тренировочные средства и методы, развиваю­щие частоту движений. Упражнения на скорость следует выпол­нять кратковременно (6—8 с). У детей младшего школьного возраста по возможности надо исключить значительные статические напряжения и упражнения, связанные с натуживанием (задержка дыхания).

Одним из направлений активизации двигательных действий учащихся младших классов является выполнение различных уп­ражнений (движений) под дидактические рассказы. Учитель рас­сказывает какой-то сюжет, а ученики сопровождают его рассказ

соответствующими движениями, стремясь творчески воспроиз­вести все ситуации в действии. Желательно, чтобы эти рассказы носили тематический (сюжетный) характер и имели стихот­ворную форму.

Сюжетные уроки позволяют приблизить содержание учебного материала к возрастным особенностям детей. Объяснение каждого упражнения должно носить сюжетный характер, позволяющий детям самостоятельно имитировать движения. В данном случае физические упражнения приобретают форму игры. Все игры, вхо­дящие в данный урок, должны быть разнопланового характера, т.е. решать разные педагогические задачи.

Отличительной особенностью учебных занятий в начальной школе является акцент на решение образовательных задач: овла­дение школой движений, формирование элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни

Назовите состояние организма, возникающие во время спортивной деятельности. Опишите такое состояние как «предстартовая апатия» и физиологическое обоснование управления предстартовым состоянием.

Предстартовое состояние возникает за долго до выступления, за несколько дней до ответственных стартов возникает мысленная настройка на соревнования, повышенная мотивация, растет двигательная активность во время сна, повышается обмен веществ, увеличивается мышечная сила в крови повышается содержание гормонов, эритроцитов и гемоглобина. Эти проявления усиливаются за несколько часов до стартов и еще более за несколько минут перед началом работы, когда возникает собственно стартовое состояние. Физиологические изменения возникают на условные сигналы которыми являются раздражители, сопутствующие предшествующим занятиям (вид стадиона, спортивного зала наличие соперников, спортивная форма и др.). В мозгу человека перед выполнением какого-либо произвольного действия проявляются определенные сдвиги. Возникает замысел и план предстоящего действия. Происходят изменения электрической активности в коре больших полушарий – усиливаются межцентральных взаимосвязи, изменяется амплитуда потенциалов и огибающая их кривая, появляется отражающая подготовительные процессы условное негативная волна (так называемая «волна ожидания»), наблюдается медленные потенциалы в темпе предстоящего движения («меченые ритмы ЭЭГ»), в моторной коре возникает так называемые премоторные и моторные потенциалы. Все эти изменения отражают подготовку мозга к предстоящему действию и вызывают сопутствующие вегетативные сдвиги и изменения моторной системы, т.е. происходит актуализация рабочей доминанты со всеми ее моторными и вегетативными компонентами. Предстартовые апатии характеризуются недостаточным уровнем возбудимости ЦНС, увеличением времени двигательной реакции, невысокими изменениями в состоянии скелетных мышц и вегетативных функций, подавленностью и неуверенностью в своих силах спортсмена. Специфические предстартовые реакции отражают особенности предстоящей работы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: